4. Информационные технологии построения модели
функционирования банковской отчетности
Основополагающим принципом в технологии формирования банковской отчетности должна быть способность учитывать изменения в принципах и методах ее составления, то есть быть адаптивной. Это позволит создать АС ПБО, способную приспосабливаться к последующим изменениям экономической ситуации и нормативной базы. Система формирования отчетности, независимая от правовых и хозяйственных процедур, но способная их реализовывать, является наиболее перспективным направлением построения банковских технологий.
Технологическая модель такой системы включает интеллектуальные, информационно-технологические образы различных типов банковской деятельности, способные настраиваться на регистрацию как внутренних, так и внешних событий, классифицировать их по типам деятельности, способу и характеру отражения, а затем накапливать информацию о событиях и представлять ее пользователям в понятной форме.
АС ПБО должна быть универсальной и легко настраиваемой системой формирования различных отчетов, содержащих структурированное представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств банка, независимой от особенностей методологии учета и отчетности.
Средой функционирования технологической модели банковской отчетности являются программно-технические решения, в основе которых складывается концепция интеллектуального хранилища данных. Реализация ее дает преимущество доступа ко всем данным, содержащим информацию, необходимую для формирования банковской отчетности.
В состав модели включаются информационные объекты: хранилище данных и таблицы (матрицы) решений.
Хранилище данных предназначено для хранения, накопления и структурного объединения информации:
об организационной структуре банка;
об учетной политике, содержащей формализованные принципы бухгалтерского учета и требования к составлению банковской отчетности;
о стратегии, процедурах и методах, которые применяются при работе с кредитными требованиями, финансовыми активами и обязательствами, а также порядок формирования резерва на возможные потери по кредитным требованиям и управления кредитными рисками;
о плане счетов и правилах ведения бухгалтерского учета, о лицевых счетах аналитического учета банка;
о формализованных оценках и суждениях при толковании фактов хозяйственной жизни и событий банковской деятельности;
о клиентах, услугах и целевых рынках банка;
об отношениях с внешними контрагентами и внутренними клиентами.
Таблицы (матрицы) решений предназначены для преобразования информации и реализации возможности ведения исторической согласованности учета и отчетности в условиях существования изменений в системах отчетности. Матрицы решений представляют собой информационные объекты, содержащие алгоритмы преобразования и соответствия текущей входной, исторической и выходной информации.
В основу концепции хранилища данных закладываются следующие свойства:
предметная ориентация;
интегрированность данных;
инвариантность во времени;
неразрушаемость – стабильность информации;
устранение избыточности информации.
Основными компонентами хранилища данных являются:
программное обеспечение промежуточного слоя, которое обеспечивает сетевой доступ и доступ к базам данных. К нему относятся сетевые и коммуникационные протоколы, драйверы, системы обмена сообщениями и прочее;
транзакционные (on-line) базы данных и внешние источники информации. Это оперативные базы данных, предназначенные для эффективной обработки структур данных в относительно небольшом числе четко определенных транзакций;
программное обеспечение доступа к данным, которое обеспечивает общение Национального банка и конечных пользователей с информационным хранилищем;
программное обеспечение, выполняющее загрузку и предварительную обработку данных, представляет собой набор средств для загрузки данных из внешних источников. Выполняется, как правило, в сочетании с дополнительной обработкой: проверкой данных на чистоту, логическим контролем данных, консолидацией, форматированием, фильтрацией и другими процедурами;
информационное хранилище, которое представляет собой ядро всей системы - один или несколько серверов баз данных;
метаданные («данные о данных»). Играют роль справочника, содержащего сведения об источниках первичных данных, алгоритмах обработки, которым исходные данные были подвергнуты;
уровень информационного доступа, который обеспечивает непосредственное общение пользователя с информационным хранилищем посредством стандартных систем манипулирования, анализа и представления данных;
уровень управления (администрирования), которое обеспечивает выполнение процедур, необходимых для обновления информационного хранилища и поддержания его в актуальном и корректном состоянии.
Для обмена данными и представления информации, необходимой пользователям информационной системы, в качестве технической реализации могут быть использованы средства электронного обмена данными – Electronic Data Interchange (далее – EDI) и язык расширенной разметки электронных документов – Extensible Markup Language (далее – XML).
Основа системы EDI заключается в стандартизации документов и представлении их в виде, удобном для компьютерной обработки.
Разработка информационной системы с использованием спецификаций XML позволяет:
отдельно описывать структуру данных без привязки их к форме отображения;
определять форму представления данных независимо от конкретного содержания;
создавать метаданные;
управлять доступом к данным;
фильтровать данные по содержанию, структуре и метаданным;
преобразовывать содержание и структуру данных, согласовывать практику применения данных с национальным законодательством;
описывать стандартные коммуникативные форматы данных, принятые в различных предметных областях.
- Тема 1. Организация и технология
- 3. Понятие и классификация автоматизированных банковских
- Тема 2. Основы работы автоматизированных
- 1. Технология создания автоматизированных банковских
- 2. Информационное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 3. Программное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 4. Техническое обеспечение автоматизированных банковских систем
- 5. Состав автоматизированных рабочих мест и их взаимосвязь в абс
- Тема 3. Организация операционной работы в банковской автоматизированной системе
- 2. Основные функции комплекса «Операционный день банка»
- 3. Средства администрирования и эксплуатации комплекса
- Тема 4. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Автоматизация расчетной функции банка и принципы
- 2. Порядок организации межбанковских расчетов в
- 1. Система biss.
- 2. Система передачи финансовой информации (спфи).
- 3. Автоматизированная система «Центральный архив межбанковских расчетов» (ас ца мбр).
- 3. Порядок подключения прямых участников межбанковских
- 4. Порядок функционирования ас мбр
- 5. Автоматизация межбанковских расчетов в
- 6. Автоматизация межбанковских расчетов в расчетно-
- 7. Автоматизированная технология обработки платежного
- Тема 5. Автоматизация бухгалтерского учета операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов
- 1. Состав задач модуля расчетно-кассового обслуживания.
- 2. Автоматизация открытия и ведения счетов клиентов
- 3. Организация автоматизации безналичных расчетов
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов платежными
- 5. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов
- 6. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов с
- 7. Единое расчетное и информационное пространство
- 8. Автоматизация расчетов с использованием электронных
- 9. Автоматизация приходных и расходных кассовых операций
- 10. Автоматизация операций инкассации денежной выручки
- Тема 6. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 4. Автоматизация операций начисления и выплаты процентов
- Тема 7. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- Тема 8. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Порядок автоматизация денежных переводов через
- 2. Порядок регистрации и закрытия пункта обслуживания в
- 3. Очередность совершения операций при отправлении
- 4. Очередность совершения операций при выплате денежных
- 5. Расчеты между банком и агентом, центральным аппаратом
- Тема 9. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность заработной платы. Цель, задачи и
- 2. Автоматизация учета численности работников и рабочего
- 3. Виды удержаний из заработной платы
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов с персоналом
- Тема 10. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность и классификация основных
- 2. Оценка основных средств
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций, связанных с
- 3. Автоматизация начисления амортизации основных средств
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций банка,
- Тема 11. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Задачи автоматизации бухгалтерского учета
- 2. Оценка стоимости товарно-материальных ценностей
- 3. Автоматизация приобретения, приемки и оприходования
- 4. Автоматизация хранения и инвентаризации
- 5. Автоматизация отпуска товарно-материальных ценностей
- Тема 12. Подготовка бухгалтерской
- 1. Экономическая сущность и виды отчетности банка
- 2. Цели, задачи и принципы развития автоматизированной
- 3. Технология сбора и представления банковской отчетности в
- 4. Информационные технологии построения модели
- 5. Функциональные возможности подсистемы «ст.Банк.Ит.