logo
TEKST_LEKTsIJ_po_______ABU

4. Техническое обеспечение автоматизированных банковских систем

Техническое обеспечение – это комплекс технических средств сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации, необходимых и использующихся для обеспечения работоспособности и эффективности функционирования АБС.

Количество и состав используемых технических средств определяется интенсивностью и объемами информационных потоков, режимами работы и временными особенностями реализации функций банка. Рост состава и объемов банковских услуг, числа филиалов, кли­ентов и связей заставляет банки приобретать более мощные компью­теры и более развитое техническое обеспечение. Сетевой парк становится все более разнообразным.

Комплекс технических средств включает персональные компьютеры, периферийное оборудование (сканеры, принтеры, блоки бесперебойного питания), сетевое оборудование и каналы связи.

По функциональному признаку можно выделить технические средства:

1) сбора и регистрации информации и устройства ввода – это средства для работы с наличностью (аппараты по подсчету денег, по формированию пакетов банкнот, по распознаванию фальшивых денег), для работы с драгоценными металлами (аппараты по взвешиванию), для работы с пластиковыми картами (аппараты по выпуску пластиковых карт, импринтеры, банкоматы, POS-терминалы); к устройствам ввода относятся клавиатура, сканеры, манипуляторы (мышь), сенсорные экраны, микрофоны и т.д.;

2) передачи данных и линии связи – факс, телекс; сетевые адаптеры, модемы; концентраторы (для сжимания информации); повторители (для соединения фрагментов сетей); специальные шифровальные аппараты и каналы связи;

3) обработки – являются основой АБС – персональные компьютеры; кроме того, используются большие ЭВМ (мейнфреймы) и суперЭВМ (мощные многопроцессорные ЭВМ);

4) хранения и вывода информации – машинная память и память на внешних носителях (магнитных носителях, дисках и т.д.); к устройствам вывода относятся мониторы, принтеры;

5) оргтехника.

Выделяют три основные формы использования технических средств в банках:

1) автоматизированные рабочие места (АРМ) сотрудников банка;

2) локальные вычислительные сети (ЛВС);

3) корпоративные вычислительные сети.

Локальная вычислительная сеть – сеть, связывающая компьютеры в пределах одного объекта автоматизации, например одного отделения банка.

Техническую основу ЛВС составляют рабочие станции (абонентские ЭВМ), серверы (выделенные компьютеры, управляющие функционированием сети и выполняющие определенные функции обслуживания пользователей), каналы связи и различное сетевое оборудование. Как правило, применяются локальные вычислительные сети топологии «шина» на базе архитектуры «клиент - сервер».

В настоящее время ЛВС банков строятся с применением нескольких серверов различной специализации:

Основой современного подхода технических решений в построении информационных технологий банков является архитектура «клиент-сервер». Она предполагает организацию технического обеспечения и разделения обработки информации между двумя компонентами, которые называются клиентом (рабочей станцией) и сервером. Обе части выполняются на разных по мощности компьютерах, объединенных сетью. При этом клиент посылает серверу запросы, а сервер их обслуживает. Такая технология реализуется в профессиональных СУБД, имеющих специальный язык структурированных запросов SQL.

Локальные вычислительные сети объединяются в корпоративные вычислительные сети через коммуникационные центры с помощью телекоммуникационной системы. Корпоративные вычислительные сети по охвату территории могут быть региональными (объединяют абонентов в одном регионе), глобальными (объединяют абонентов из разных стран). Корпоративная вычислительная сеть – это интегрированная, многомашинная, распределенная система одного ведомства (банка), имеющего территориальную рассредоточенность.

Таким образом, использование сетей разного уровня и различной протяженности позволяет создать единое информационное пространство. А также осуществить интеграцию банков, их филиалов и отделений, находящихся в любой точке мира, обеспечить предоставление новых банковских услуг клиентам и их доставку в любое место востребования и в любое время в онлайновом и офлайновом режимах, выполнять любые функциональные задачи.