2. Оценка стоимости товарно-материальных ценностей
Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Согласно п.30 Инструкции порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.07.2007 № 114 фактическая себестоимость приобретенных материалов включает:
стоимость материалов по ценам приобретения;
транспортно-заготовительные расходы;
расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных целях.
Стоимость материалов по покупным ценам представляет собой сумму оплаты, установленную соглашением сторон в договоре.
К товарно-заготовительным расходам относятся затраты банка, непосредственно связанные с процессом приобретения и доставки материалов, а в частности:
расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата, включая расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов;
наценки (надбавки), комиссионного вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;
плата за хранение материалов в местах приобретения;
расходы на командировки по непосредственному приобретению материалов и другие расходы.
Транспортно-заготовительные расходы учитываются:
либо путем отнесения товарно-транспортных расходов на отдельный лицевой счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей», открытый на балансовом счете 5600 «Материалы»;
либо путем непосредственного включения товарно-транспортных расходов в фактическую себестоимость материала.
Конкретный способ учета товарно-транспортных расходов устанавливается банком самостоятельно и отражается в учетной политике.
В зависимости от способа приобретения оценка материалов может производится в следующем порядке (таблица 2)
Таблица 2 – Способы оценки материалов в зависимости от источника их поступления
Источник приобретения | Оценка материалов |
1. По договорам купли-продажи, договорам поставки | Материалы учитываются по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат банка на приобретение материалов, за исключением налога на добавленную стоимость |
2. Путем изготовления материалов самим банком | Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении самим банком определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов |
3. Путем получения банком безвозмездно (включая договор дарения) | Фактическая себестоимость материалов, полученных по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. |
4. Путем разборки основных средств, другого имущества | В случае если расходы по доставке оплачивает принимающая сторона, т.е. банк, то фактическая себестоимость материалов увеличивается на сумму произведенных расходов |
Оценка товарно-материальных ценностей, полученных безвозмездно, осуществляется комиссией по рыночной стоимости на дату их оприходования. Формирование рыночной стоимости производится на основе цены на данный или аналогичный вид товарно-материальных ценностей, действующей на дату их оприходования. Данные о действующей цене на дату оприходования товарно-материальных ценностей должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
До определения рыночной стоимости товарно-материальных ценностей, полученные безвозмездно, по акту приемки – передачи товарно-материальных ценностей на ответственное хранение передаются на склад на хранение ответственному лицу. Учет товарно-материальных ценностей до их оценки производится ответственным лицом в количественном выражении.
Оприходование товарно-материальных ценностей, полученных в результате безвозмездной передачи, производится на основании договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, договора дарения, товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 или товарной накладной формы ТН-2 и акту о приеме - передаче товарно-материальных ценностей, акту оценки товарно-материальных ценностей.
ТМЦ, изготовленные сотрудниками банка, оцениваются по стоимости их изготовления. В стоимость их изготовления включаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых затрат и иные затраты на их изготовление.
ТМЦ, полученные в результате ликвидации основных средств, объектов незавершенного строительства, демонтажных работ во время проведения всех видов ремонта и реконструкции зданий и сооружений, на основании акта оценки товарно-материальных ценностей приходуются на склад по ценам, определяемым с учетом износа и качества, а также конъюнктуры рынка в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» от 22.04.1999 N 43.
Оценка товарно-материальных ценностей, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции. Датой совершения хозяйственной операции считается дата таможенного оформления, а при ее отсутствии – дата оприходования на склад.
Расходы по заготовке и доставке материалов относятся на увеличение стоимости товарно-материальных ценностей, к которым эти расходы относятся пропорционально их стоимости.
Оценка товарно-материальных ценностей, полученных безвозмездно, изготовленных сотрудниками банка, неучтенных, выявленных в процессе инвентаризации, полученных в результате ликвидации основных средств, объектов незавершенного строительства, демонтажных работ во время проведения всех видов ремонта и реконструкции зданий и сооружений, в обособленных подразделениях осуществляется комиссией.
- Тема 1. Организация и технология
- 3. Понятие и классификация автоматизированных банковских
- Тема 2. Основы работы автоматизированных
- 1. Технология создания автоматизированных банковских
- 2. Информационное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 3. Программное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 4. Техническое обеспечение автоматизированных банковских систем
- 5. Состав автоматизированных рабочих мест и их взаимосвязь в абс
- Тема 3. Организация операционной работы в банковской автоматизированной системе
- 2. Основные функции комплекса «Операционный день банка»
- 3. Средства администрирования и эксплуатации комплекса
- Тема 4. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Автоматизация расчетной функции банка и принципы
- 2. Порядок организации межбанковских расчетов в
- 1. Система biss.
- 2. Система передачи финансовой информации (спфи).
- 3. Автоматизированная система «Центральный архив межбанковских расчетов» (ас ца мбр).
- 3. Порядок подключения прямых участников межбанковских
- 4. Порядок функционирования ас мбр
- 5. Автоматизация межбанковских расчетов в
- 6. Автоматизация межбанковских расчетов в расчетно-
- 7. Автоматизированная технология обработки платежного
- Тема 5. Автоматизация бухгалтерского учета операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов
- 1. Состав задач модуля расчетно-кассового обслуживания.
- 2. Автоматизация открытия и ведения счетов клиентов
- 3. Организация автоматизации безналичных расчетов
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов платежными
- 5. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов
- 6. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов с
- 7. Единое расчетное и информационное пространство
- 8. Автоматизация расчетов с использованием электронных
- 9. Автоматизация приходных и расходных кассовых операций
- 10. Автоматизация операций инкассации денежной выручки
- Тема 6. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 4. Автоматизация операций начисления и выплаты процентов
- Тема 7. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- Тема 8. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Порядок автоматизация денежных переводов через
- 2. Порядок регистрации и закрытия пункта обслуживания в
- 3. Очередность совершения операций при отправлении
- 4. Очередность совершения операций при выплате денежных
- 5. Расчеты между банком и агентом, центральным аппаратом
- Тема 9. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность заработной платы. Цель, задачи и
- 2. Автоматизация учета численности работников и рабочего
- 3. Виды удержаний из заработной платы
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов с персоналом
- Тема 10. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность и классификация основных
- 2. Оценка основных средств
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций, связанных с
- 3. Автоматизация начисления амортизации основных средств
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций банка,
- Тема 11. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Задачи автоматизации бухгалтерского учета
- 2. Оценка стоимости товарно-материальных ценностей
- 3. Автоматизация приобретения, приемки и оприходования
- 4. Автоматизация хранения и инвентаризации
- 5. Автоматизация отпуска товарно-материальных ценностей
- Тема 12. Подготовка бухгалтерской
- 1. Экономическая сущность и виды отчетности банка
- 2. Цели, задачи и принципы развития автоматизированной
- 3. Технология сбора и представления банковской отчетности в
- 4. Информационные технологии построения модели
- 5. Функциональные возможности подсистемы «ст.Банк.Ит.