1. Экономическая сущность и виды отчетности банка
Составление отчетности является завершающим этапом всего учетного процесса. Отчетность обобщает и представляет информацию деятельности банка в виде определенного набора отчетных форм и показателей.
Можно выделить следующие виды отчетности, составляемой банком, как юридическим лицом: бухгалтерскую (финансовую); пруденциальную; статистическую.
Согласно НСФО 1 «Представление финансовой отчетности» (НСФО 1), утвержденному постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2007 г. № 300, требования которого обязательны для исполнения всеми кредитно-финансовыми организациями, финансовая отчетность является структурированным представлением информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности банка и движении его денежных средств.
Согласно Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета и отчетности в Национальном банке и банках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 26 июня 2007 г. № 198 бухгалтерскую (финансовую) отчетность можно классифицировать:
по охвату на:
– индивидуальную – характеризует финансовое состояние и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта – банка. Составляется банком на основании данных его подразделений и филиалов, не являющихся самостоятельными юридическими лицами;
– консолидированную – составляется банком с учетом его дочерних, зависимых и совместно контролируемых юридических лиц.
по периодичности составления на:
– годовую – составляется за отчетный год;
– промежуточную – составляется за период короче полного отчетного года [9].
Кроме того, по назначению (представлению пользователям) бухгалтерскую (финансовую) отчетность банка можно подразделить на:
– внутреннюю отчетность – удовлетворяет информационные потребности менеджеров и руководителей самого банка в процессе принятия ими управленческих решений;
– внешнюю отчетность – служит источником информации для внешних пользователей о финансовой устойчивости, результатах финансовой и хозяйственной деятельности, платежеспособности экономического субъекта. Внешняя отчетность подлежит обязательной публикации в средствах массовой информации, специальных изданиях и буклетах и называется публичной. Перед опубликованием отчетность подвергается обязательной аудиторской проверке, цель которой состоит в подтверждении достоверности отчетных данных [3, с. 404].
Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности должно строиться на соблюдении таких основных подходов, как полнота отражения за отчетный период всех операций банка и результатов инвентаризации активов и обязательств; тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность банка отражает финансовые результаты операций и других событий, объединяя их в широкие категории в соответствии с их экономическими характеристиками. Эти категории представлены такими элементами финансовой отчетности, как активы, обязательства, капитал, доходы, расходы.
Согласно НСФО 1 «Представление финансовой отчетности» комплект бухгалтерской (финансовой) отчетности банка включает:
бухгалтерский баланс;
отчет о прибыли и убытках;
отчет об изменении капитала;
отчет о движении денежных средств;
примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочие пояснения.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность банка должна быть представлена в рамках одного опубликованного документа, а каждая форма отчетности – содержать обязательную обозначающую информацию:
наименование банка, а также изменения в этой информации по сравнению с предыдущей отчетной датой;
охватывает ли финансовая отчетность отдельный банк или является консолидированной финансовой отчетностью;
отчетную дату или период, охватываемый финансовой отчетностью;
валюту представления;
уровень точности, использованный при представлении сумм в финансовой отчетности.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется ежегодно и составляется за отчетный год. Отчетным годом для банков является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных банков – с даты их государственной регистрации в Национальном банке Республики Беларусь по 31 декабря включительно.
Конкретные сроки представления финансовой отчетности устанавливаются законодательством.
Помимо финансовой отчетности банк может представлять пользователям другие отчеты, в которых описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов деятельности банка, его финансового положения, изменения условий деятельности и их последствия. В таких отчетах может содержаться обзор инвестиционной политики банка, направленной на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее повышение эффективности работы, а также прочая информация, которая может быть полезной пользователям финансовой отчетности.
Сбор и обработка банками информации осуществляются по следующим направлениям:
бухгалтерский учет;
наличное денежное обращение;
валютное регулирование (в том числе внешнеэкономическая деятельность, разработка платежного баланса);
надзорная деятельность;
кредитные отношения (в том числе состояние кредитного рынка, процентные ставки по кредитам).
Банки Республики Беларусь представляют в Национальный банк Республики Беларусь также следующие формы отчетности:
форма 1701 «Средние процентные ставки кредитно-депозитного рынка»;
форма 1702 «Сведения о составе кредитных вложений в экономику и операциях по финансовому лизингу»;
форма 0520 «Отчет о кассовых оборотах»;
форма 1032 «Отчет об операциях с наличной иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте»;
форма 2501 «Сведения об исполнении кредитных договоров» и др.
В целях осуществления надзора за соблюдением банками нормативов безопасного функционирования и других пруденциальных требований, установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также анализа их финансового состояния с учетом требований НСФО, банки представляют в Национальный банк Республики Беларусь пруденциальную отчетность.
Пруденциальная отчетность представляет собой совокупность сведений о деятельности банка, соблюдении установленных нормативов безопасного функционирования, полноте и своевременности создания специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам), финансовом состоянии и эффективности работы банка.
Пруденциальная отчетность подразделяется на отчетность о соблюдении пруденциальных норм и аналитическую пруденциальную отчетность.
Отчетность о соблюдении пруденциальных норм включает в себя отчетность о соблюдении нормативов безопасного функционирования, установленных для банков, о формировании и использовании специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, включая резерв на покрытие возможных убытков по портфелям однородных кредитов, специального резерва под обесценивание ценных бумаг и специального резерва на покрытие возможных убытков по операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам).
Основными ее видами являются:
форма 2801 «Расчет достаточности нормативного капитала»;
форма 2807 «Отчет о размере специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе»;
форма 2809 «Расчет ликвидности»;
форма 2820 «Сведения о кредитных рисках по инсайдерам и взаимосвязанным с ними лицам»;
форма 2826 «Отчет о состоянии открытой позиции банка по валютному риску»;
форма 2829 «Отчет о выполнении нормативов безопасного функционирования» и др.
Аналитическая пруденциальная отчетность включает в себя отчетность о деятельности банка, его финансовом состоянии и эффективности работы, ликвидности и качестве активов. В составе аналитической пруденциальной отчетности банки представляют отчетность по форме 28216 «Отчет об активах и обязательствах, чувствительных к изменению процентной ставки».
- Тема 1. Организация и технология
- 3. Понятие и классификация автоматизированных банковских
- Тема 2. Основы работы автоматизированных
- 1. Технология создания автоматизированных банковских
- 2. Информационное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 3. Программное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 4. Техническое обеспечение автоматизированных банковских систем
- 5. Состав автоматизированных рабочих мест и их взаимосвязь в абс
- Тема 3. Организация операционной работы в банковской автоматизированной системе
- 2. Основные функции комплекса «Операционный день банка»
- 3. Средства администрирования и эксплуатации комплекса
- Тема 4. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Автоматизация расчетной функции банка и принципы
- 2. Порядок организации межбанковских расчетов в
- 1. Система biss.
- 2. Система передачи финансовой информации (спфи).
- 3. Автоматизированная система «Центральный архив межбанковских расчетов» (ас ца мбр).
- 3. Порядок подключения прямых участников межбанковских
- 4. Порядок функционирования ас мбр
- 5. Автоматизация межбанковских расчетов в
- 6. Автоматизация межбанковских расчетов в расчетно-
- 7. Автоматизированная технология обработки платежного
- Тема 5. Автоматизация бухгалтерского учета операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов
- 1. Состав задач модуля расчетно-кассового обслуживания.
- 2. Автоматизация открытия и ведения счетов клиентов
- 3. Организация автоматизации безналичных расчетов
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов платежными
- 5. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов
- 6. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов с
- 7. Единое расчетное и информационное пространство
- 8. Автоматизация расчетов с использованием электронных
- 9. Автоматизация приходных и расходных кассовых операций
- 10. Автоматизация операций инкассации денежной выручки
- Тема 6. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 4. Автоматизация операций начисления и выплаты процентов
- Тема 7. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- Тема 8. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Порядок автоматизация денежных переводов через
- 2. Порядок регистрации и закрытия пункта обслуживания в
- 3. Очередность совершения операций при отправлении
- 4. Очередность совершения операций при выплате денежных
- 5. Расчеты между банком и агентом, центральным аппаратом
- Тема 9. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность заработной платы. Цель, задачи и
- 2. Автоматизация учета численности работников и рабочего
- 3. Виды удержаний из заработной платы
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов с персоналом
- Тема 10. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность и классификация основных
- 2. Оценка основных средств
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций, связанных с
- 3. Автоматизация начисления амортизации основных средств
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций банка,
- Тема 11. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Задачи автоматизации бухгалтерского учета
- 2. Оценка стоимости товарно-материальных ценностей
- 3. Автоматизация приобретения, приемки и оприходования
- 4. Автоматизация хранения и инвентаризации
- 5. Автоматизация отпуска товарно-материальных ценностей
- Тема 12. Подготовка бухгалтерской
- 1. Экономическая сущность и виды отчетности банка
- 2. Цели, задачи и принципы развития автоматизированной
- 3. Технология сбора и представления банковской отчетности в
- 4. Информационные технологии построения модели
- 5. Функциональные возможности подсистемы «ст.Банк.Ит.