6. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов с
использованием банковских пластиковых карточек
Электронный перевод денежных средств может осуществляться посредством применения платежных инструментов, обеспечивающих доступ клиента к банковскому счету (например, банковская пластиковая карточка), посредством предоплаченных инструментов (электронных денег), использования иных программно-технических устройств (компьютера, мобильного телефона) и банковских устройств самообслуживания (банкоматов, инфокисков, устройств cash-in и др.).
В соответствии со статьей 273 Банковского кодекса Республики Беларусь «банковская пластиковая карточка – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение расчетов в безналичной форме за товары(работы, услуги), получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь».
Данные карточки предполагают ведение и обслуживание банковских счетов (карт-счетов), что традиционно является банковской деятельностью. Среди банковских пластиковых карточек принято выделять дебетовые и кредитные карточки.
Дебетовая карточка позволяет осуществлять операции в пределах остатка денежных средств на карт-счете или в пределах лимита овердрафта, если он предусмотрен договором карт-счета.
Кредитная карточка – карточка, с использованием которой держателем осуществляются операции в пределах суммы кредита, предоставляемого банком-эмитентом в соответствии с условиями кредитного договора.
Операции с банковскими пластиковыми карточками на территории Республики Беларусь регламентируются постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 74 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками».
Если банковские традиции развитых стран предопределили широкое применение кредитных карточек, то в странах, осуществляющих рыночные преобразования, предпочтение отдается дебетовым карточкам. Это связано с тем, что использование кредитных карточек требует длительных отношений банка с клиентом и формирования кредитной истории клиента. Ввиду невысоких доходов населения в развивающихся странах платежеспособность основной массы населения невысока, что определяет ориентацию банков на работу с дебетовыми карточками, которые помогают клиентам аккумулировать и планировать свои расходы.
Дальнейшее расширение использования дебетовых карточек связывается с повышением их функциональных возможностей за счет совмещения на карточке нескольких приложений, расширения сферы применения и перехода на более безопасные микропроцессорные карточки.
Использование дебетовых и кредитных карточек, как правило, осуществляется в единой технической инфраструктуре, а основное их отличие состоит в договорах, регулирующих осуществление операций. В частности, договор, регулирующий применение дебетовой карточки, устанавливает правила распоряжения денежными средствами, принадлежащими клиенту, и карточка выступает инструментом оперативного управления счетом. В отличие от дебетовой карточки договор, регулирующий использование кредитной карточки, определяет порядок предоставления и возврата денежных средств банку и является кредитным по своей сущности. Как промежуточный продукт можно рассматривать дебетовую карточку с возможностью овердрафта. Применение овердрафта рассматривается как идеальный вариант для получения денежных средств на короткий срок клиентами, имеющими постоянный доход. Для овердрафта характерно установление предельной суммы и срока погашения овердрафта.
Рынок банковских пластиковых карточек является «двухполюсным», т.е. характеризуется наличием двух групп пользователей (держателей карточек (физических лиц) и организаций торговли и сервиса (ОТС)), которые, тем не менее, тесно связаны друг с другом. Данные взаимосвязи проявляются в том, что желание населения использовать карточки определяется количеством ОТС, принимающих карточки к оплате, а желание ОТС принимать карточки в оплату за товары и услуги обусловлено степенью охвата населения карточками.
Современные банковские карточные системы являются четырехсторонними и помимо указанных групп пользователей, в общем случае, включают следующие финансовые институты:
– банк-эмитент - банк, выпустивший карточку в пользу своего клиента;
– банк-эквайер – банк, осуществляющий обслуживание счета ОТС и зачисление денежных средств на ее счет по операциям с использованием карточек.
Рассмотрим более подробно особенности применения банковских пластиковых карточек для оплаты товаров и услуг в ОТС.
Процесс осуществления операций с банковскими пластиковыми карточками состоит из ряда этапов (рисунок 9).
Рисунок 9 – Взаимодействие участников в процессе
осуществления операций с банковскими
пластиковыми карточками
Процесс осуществления операций с банковскими пластиковыми карточками состоит из ряда этапов (рисунок 9), которые в зависимости от типа карточки включают:
совершение покупки или получение услуги и инициирование оплаты в терминале организации торговли и сервиса;
подтверждение (идентификация) клиента и авторизация операции, которые могут осуществляться непосредственно банком-эмитентом или центром авторизации;
регистрацию операции системой, которая сопровождается либо снижением доступного лимита совершения операций с карточкой, либо списанием денежных средств со счета клиента в банке-эмитенте и передачей информации банку-эквайеру для расчетов с ОТС;
вычисление оператором системы взаимных требований и обязательств банков - участников системы (чистых позиций);
передачу оператором системы чистых позиций банков-участников расчетному банку и осуществление межбанковского расчета между ними.
На рисунке отражены основные элементы инфраструктуры осуществления операций с использованием банковских пластиковых карточек, которые могут быть интегрированы в уже существующие платежные структуры или создаваться непосредственно для совершения операций с использованием карточек.
Для автоматизации безналичных расчетов с использованием БПК в «СТ-БАНК.ИТ» разработаны модули «Пластиковые карточки юридических лиц» и «Пластиковые карточки физических лиц».
Модули обеспечивают операции по эмиссии пластиковых карт, ведению карт-счетов, учету овердрафтных кредитов. Эквайринговые операции осуществляются посредством симуляции POS терминала на рабочем месте кассира. Предусмотрена возможность обмена с различными процессинговыми центрами как в on-line, так и в off-line режимах.
- Тема 1. Организация и технология
- 3. Понятие и классификация автоматизированных банковских
- Тема 2. Основы работы автоматизированных
- 1. Технология создания автоматизированных банковских
- 2. Информационное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 3. Программное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 4. Техническое обеспечение автоматизированных банковских систем
- 5. Состав автоматизированных рабочих мест и их взаимосвязь в абс
- Тема 3. Организация операционной работы в банковской автоматизированной системе
- 2. Основные функции комплекса «Операционный день банка»
- 3. Средства администрирования и эксплуатации комплекса
- Тема 4. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Автоматизация расчетной функции банка и принципы
- 2. Порядок организации межбанковских расчетов в
- 1. Система biss.
- 2. Система передачи финансовой информации (спфи).
- 3. Автоматизированная система «Центральный архив межбанковских расчетов» (ас ца мбр).
- 3. Порядок подключения прямых участников межбанковских
- 4. Порядок функционирования ас мбр
- 5. Автоматизация межбанковских расчетов в
- 6. Автоматизация межбанковских расчетов в расчетно-
- 7. Автоматизированная технология обработки платежного
- Тема 5. Автоматизация бухгалтерского учета операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов
- 1. Состав задач модуля расчетно-кассового обслуживания.
- 2. Автоматизация открытия и ведения счетов клиентов
- 3. Организация автоматизации безналичных расчетов
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов платежными
- 5. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов
- 6. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов с
- 7. Единое расчетное и информационное пространство
- 8. Автоматизация расчетов с использованием электронных
- 9. Автоматизация приходных и расходных кассовых операций
- 10. Автоматизация операций инкассации денежной выручки
- Тема 6. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 4. Автоматизация операций начисления и выплаты процентов
- Тема 7. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- Тема 8. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Порядок автоматизация денежных переводов через
- 2. Порядок регистрации и закрытия пункта обслуживания в
- 3. Очередность совершения операций при отправлении
- 4. Очередность совершения операций при выплате денежных
- 5. Расчеты между банком и агентом, центральным аппаратом
- Тема 9. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность заработной платы. Цель, задачи и
- 2. Автоматизация учета численности работников и рабочего
- 3. Виды удержаний из заработной платы
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов с персоналом
- Тема 10. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность и классификация основных
- 2. Оценка основных средств
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций, связанных с
- 3. Автоматизация начисления амортизации основных средств
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций банка,
- Тема 11. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Задачи автоматизации бухгалтерского учета
- 2. Оценка стоимости товарно-материальных ценностей
- 3. Автоматизация приобретения, приемки и оприходования
- 4. Автоматизация хранения и инвентаризации
- 5. Автоматизация отпуска товарно-материальных ценностей
- Тема 12. Подготовка бухгалтерской
- 1. Экономическая сущность и виды отчетности банка
- 2. Цели, задачи и принципы развития автоматизированной
- 3. Технология сбора и представления банковской отчетности в
- 4. Информационные технологии построения модели
- 5. Функциональные возможности подсистемы «ст.Банк.Ит.