2. Основные функции комплекса «Операционный день банка»
Основными функциями модуля (АБС) "Операционный день банка" являются:
1. Ведение клиентов и счетов (ввод нового клиента; корректировка реквизитов клиента; закрытие клиента; формирование запроса по реквизитам клиента; открытие счета клиента; корректировка реквизитов счета клиента; формирование запроса по счету клиента; формирование запроса по балансу счета; закрытие счета).
2. Ведение бухгалтерских операций (АБС должна выполнять ручные проводки; депозитные и кредитные операции; конверсионные сделки; начисление процентов; переоценку остатков счетов в иностранной валюте).
3. Осуществление межбанковских расчетов (денежные переводы в системе BISS; денежные переводы через смежные системы, отзыв денежных переводов, прием и обработка входящих денежных переводов, прием и обработка системных сообщений и др.).
4. Формирование и обработка SWIFT-сообщений.
5. Проведение кассовых операций (ввод кассовой операции, формирование кассовых документов, формирование отчетности по кассовым операциям, работу с курсами валют и т.п.).
6. Учет доходов и расходов.
7. Запросы в АБС (запросы по клиентам и счетам, запросы по клиентам и сделкам).
8. Формирование журналов работы пользователей (дата и время осуществления операций в системе, идентификатор пользователя, идентификатор АРМа, с которого была осуществлена операция и др.).
9. Накопление статистики.
10. Формирование отчетов.
11. Ведение нормативно-справочной информации.
В настоящее время существует не один вариант решения «Операционного дня банка», разработанные различными фирмами-разработчиками программного обеспечения для банков. Каждый из них имеет свои особенности, однако порядок выполнения операций (алгоритм) одинаков (рисунок 1).
Рисунок 3 – Порядок выполнения операций по решению
задач комплекса «Операционный день банка»
1. Процедура открытия-закрытия счетов. Началу операционного дня банка предшествует ряд подготовительных мероприятий, которые могут проводиться как до начала операционного дня, так и после окончания предыдущего дня.
2. Формирование и контроль первичных платежных документов. С момента открытия банка для клиентов начинается операционный день банка. Первичные платежные документы могут поступать как лично от клиента в бумажном виде, так и в электронном виде из систем дистанционного обслуживания или формироваться в процессе деятельности банка. Приемом платежных документов от клиентов занимается ответственный исполнитель.
В процессе обработки платежные документы проходят визуальный, логический контроль.
3. Маршрутизация документов. Документы, прошедшие контроль, поступают на этап маршрутизации, заключающийся в определении дальнейшей технологии обработки документа, т.е. распределении документов по массивам, для каждого из которых разработан свой бизнес-процесс.
4. Формирование лицевых счетов. На этом этапе формируются проводки по документу, изменяющие обороты и соответственно остатки по аналитическим счетам.
В процессе составления лицевых счетов возможно накопление информации для отчетов по различным направлениям.
5. Составление балансовых счетов. После аналитического учета технология предусматривает выполнение операций синтетического учета. Для этого производится перегруппировка всех лицевых счетов. По номеру счета отбираются все лицевые счета, относящиеся к одному балансовому, оставляется ведомость остатков по балансовым счетам.
6. Составление баланса банка. На этом этапе счета распределяются по активу и пассиву и составляется баланс банка.
7. Для обработки внебалансовых счетов производится выборка по номерам счетов.
8. Начисление процентов. В конце операционного дня проводится начисление всех видов процентов по различным требованиям и обязательствам банка, взимание комиссий, а также различные расчеты в соответствии с технологией банка и в зависимости от дня месяца. Процедура начисления процентов выполняется автоматически по заранее установленным условиям (на основе договоров между клиентом и банком).
9. Составление отчетов. Завершает операционный день банка процедура составления отчетов. Выполняются отчеты по срокам (например, по кассе), отчеты по требованию Национального банка и гибкие, предназначенные для анализа деятельности банка, форма которых устанавливается самим банком.
В конце операционного дня также производятся регламентные работы по обслуживанию базы данных, включая архивирование, загрузку новых версий справочников и курсов, котировок и т.д. Ведется подготовка к следующему операционному дню.
В упрощенном виде информация, введенная в качестве платежных документов, при подведении итогов операционного дня преобразовывается следующим образом (рисунок 4).
Рисунок 4 – Упрощенный вид иерархии документов
операционного дня
Программное обеспечение модуля (АБС) «Операционный день банка» обеспечивает двухстороннюю связь с внешними объектами комплекса средств автоматизации банка (программные и/или технические комплексы, территориально удаленные подразделения банка, субъекты хозяйствования, которые входят в сферу деятельности банка). А именно осуществляет:
экспорт информации;
импорт платежной информации и помещение документов в отложенные;
бухгалтерский учет в полном объеме на базе единого ядра платежных документов;
поддержку различных форм и типов платежных документов, печать платежных документов;
получение всей запрашиваемой или необходимой отчетности;
подготовку информации для модуля «Отчетность».
- Тема 1. Организация и технология
- 3. Понятие и классификация автоматизированных банковских
- Тема 2. Основы работы автоматизированных
- 1. Технология создания автоматизированных банковских
- 2. Информационное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 3. Программное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 4. Техническое обеспечение автоматизированных банковских систем
- 5. Состав автоматизированных рабочих мест и их взаимосвязь в абс
- Тема 3. Организация операционной работы в банковской автоматизированной системе
- 2. Основные функции комплекса «Операционный день банка»
- 3. Средства администрирования и эксплуатации комплекса
- Тема 4. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Автоматизация расчетной функции банка и принципы
- 2. Порядок организации межбанковских расчетов в
- 1. Система biss.
- 2. Система передачи финансовой информации (спфи).
- 3. Автоматизированная система «Центральный архив межбанковских расчетов» (ас ца мбр).
- 3. Порядок подключения прямых участников межбанковских
- 4. Порядок функционирования ас мбр
- 5. Автоматизация межбанковских расчетов в
- 6. Автоматизация межбанковских расчетов в расчетно-
- 7. Автоматизированная технология обработки платежного
- Тема 5. Автоматизация бухгалтерского учета операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов
- 1. Состав задач модуля расчетно-кассового обслуживания.
- 2. Автоматизация открытия и ведения счетов клиентов
- 3. Организация автоматизации безналичных расчетов
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов платежными
- 5. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов
- 6. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов с
- 7. Единое расчетное и информационное пространство
- 8. Автоматизация расчетов с использованием электронных
- 9. Автоматизация приходных и расходных кассовых операций
- 10. Автоматизация операций инкассации денежной выручки
- Тема 6. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 4. Автоматизация операций начисления и выплаты процентов
- Тема 7. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- Тема 8. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Порядок автоматизация денежных переводов через
- 2. Порядок регистрации и закрытия пункта обслуживания в
- 3. Очередность совершения операций при отправлении
- 4. Очередность совершения операций при выплате денежных
- 5. Расчеты между банком и агентом, центральным аппаратом
- Тема 9. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность заработной платы. Цель, задачи и
- 2. Автоматизация учета численности работников и рабочего
- 3. Виды удержаний из заработной платы
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов с персоналом
- Тема 10. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность и классификация основных
- 2. Оценка основных средств
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций, связанных с
- 3. Автоматизация начисления амортизации основных средств
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций банка,
- Тема 11. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Задачи автоматизации бухгалтерского учета
- 2. Оценка стоимости товарно-материальных ценностей
- 3. Автоматизация приобретения, приемки и оприходования
- 4. Автоматизация хранения и инвентаризации
- 5. Автоматизация отпуска товарно-материальных ценностей
- Тема 12. Подготовка бухгалтерской
- 1. Экономическая сущность и виды отчетности банка
- 2. Цели, задачи и принципы развития автоматизированной
- 3. Технология сбора и представления банковской отчетности в
- 4. Информационные технологии построения модели
- 5. Функциональные возможности подсистемы «ст.Банк.Ит.