logo search
Лекции ИТМ

9.4. Информационные технологии управления бюджетной системой

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.

Бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Схема информационных потоков между основными участниками бюджетного процесса представлена на рис. 5.

ИС управления бюджетным процессом имеет централизованную сетевую архитектуру. Центральным звеном является банк данных финансово-казначейского управления.

Ключевую роль в управлении информационными потоками финансовых, бюджетных, налоговых служб играют вычислительные центры федерального и регионального уровней. Телекоммуникационную основу информатизации в финансовых и налоговых службах федерального и территориального уровня управления составляют корпоративные компьютерные сети. Обмен данными в таких сетях осуществляется на основе стандартных протоколов.

Рис. 5. Схема информационных потоков между основными участниками бюджетного процесса

В налоговых и финансовых службах регионального уровня используются серверные сети и трехуровневая клиент-серверная модель обработки данных.

В бюджетной системе, которая функционально связана с налоговыми учреждениями решением задачи формирования доходной и расходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным средством является программный комплекс «Бюджет», который обеспечивает информационные связи с Федеральным казначейством, налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненными финансовыми органами городов и районов и т. д. Программный комплекс «Бюджет» имеет единую БД и единый пользовательский интерфейс. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами представлена на рис. 6.

Рис. 6. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами

Программный комплекс «Бюджет» охватывает следующие структурные подразделения финансового органа [22].

Бухгалтерия. Реализуются следующие функции:

Бюджетный отдел. Реализуются следующие функции:

Отдел государственных расходов. Реализуются следующие функции:

Программный комплекс «Бюджет» построен по модульному принципу.

Одним из программных модулей комплекса является «Исполнение Бюджета», который позволяет решать следующие задачи [22]:

Модуль «Налоговые зачеты» позволяет решать следующие задачи [22]:

В ходе проектирования федерального бюджета работники Министерства финансов РФ используют автоматизированную информационную систему «Финансы», которая объединяет автоматизированные рабочие места специалистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах.

АИС «Финансы» является территориально распределенной системой и обслуживает информационные потребности не только Министерства финансов, но и Федерального казначейства. АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления.

АИС «Финансы» включает в себя ряд функциональных подсистем (рис. 7).

Рис. 7. Функциональные подсистемы АИС «Финансы»

Подсистема «Бюджетный процесс» позволяет решать следующие задачи:

Подсистема «Доходная часть бюджета» позволяет решать следующие задачи:

Подсистема «Расходная часть бюджета» позволяет решать следующие задачи:

Подсистема «Государственное кредитование» позволяет решать следующие задачи:

Подсистема «Финансовый контроль бюджета» позволяет решать следующие задачи:

Подсистема «Финансирование отраслей народного хозяйства» позволяет решать следующие задачи:

На уровне Министерства финансов АИС «Финансы» охватывает следующие задачи [22]:

На уровне территориальных финансовых органов реализуются [22]:

В рамках территориальных органов федерального казначейства:

АИС «Финансы» обслуживает информационные потребности сотрудников Министерства финансов РФ, управления Федерального казначейства в региональных центрах и отделения Федерального казначейства на местах. Кроме того, абонентская сеть АИС «Финансы» размещается у «прямых» получателей бюджетных средств.

В результате создания и внедрения АИС «Финансы» достигаются:

Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процесс планирования и исполнения федерального бюджета [22].

В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации внедрены и эксплуатируются автоматизированные информационные системы. Примером подобной АИС является «Автоматизированная система составления и исполнения бюджета» (АССИБ).

Принципы построения автоматизированной системы управления:

Автоматизированная информационная система управления бюджетом муниципального образования может состоять из следующих функциональных подсистем [22]: