9.4. Информационные технологии управления бюджетной системой
Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.
Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Схема информационных потоков между основными участниками бюджетного процесса представлена на рис. 5.
ИС управления бюджетным процессом имеет централизованную сетевую архитектуру. Центральным звеном является банк данных финансово-казначейского управления.
Ключевую роль в управлении информационными потоками финансовых, бюджетных, налоговых служб играют вычислительные центры федерального и регионального уровней. Телекоммуникационную основу информатизации в финансовых и налоговых службах федерального и территориального уровня управления составляют корпоративные компьютерные сети. Обмен данными в таких сетях осуществляется на основе стандартных протоколов.
Рис. 5. Схема информационных потоков между основными участниками бюджетного процесса
В налоговых и финансовых службах регионального уровня используются серверные сети и трехуровневая клиент-серверная модель обработки данных.
В бюджетной системе, которая функционально связана с налоговыми учреждениями решением задачи формирования доходной и расходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным средством является программный комплекс «Бюджет», который обеспечивает информационные связи с Федеральным казначейством, налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненными финансовыми органами городов и районов и т. д. Программный комплекс «Бюджет» имеет единую БД и единый пользовательский интерфейс. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами представлена на рис. 6.
Рис. 6. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами
Программный комплекс «Бюджет» охватывает следующие структурные подразделения финансового органа [22].
Бухгалтерия. Реализуются следующие функции:
учет фактических доходов и расходов бюджета по первичным документам (выписки, платежные поручения, соглашения о взаимозачетах, акты налоговой инспекции, акты приема-передачи ценных бумаг и т. д.);
работа с отчетами распорядителей кредитов (ведомость списания кассовых расходов);
накопление информации подчиненных субъектов;
взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
автоматизированная обработка электронных выписок из банка;
автоматизированное формирование бухгалтерской отчетности.
Бюджетный отдел. Реализуются следующие функции:
работа с бюджетом и росписью бюджета;
работа с реестром уведомлений;
формирование уточненного плана и плана финансирования;
формирование распоряжений на финансирование.
Отдел государственных расходов. Реализуются следующие функции:
работа с планом доходов;
изменение доходной части;
проведение взаимозачетов;
формирование прогнозов доходов и т.д.
Программный комплекс «Бюджет» построен по модульному принципу.
Одним из программных модулей комплекса является «Исполнение Бюджета», который позволяет решать следующие задачи [22]:
осуществлять непосредственный контроль динамики поступления и расходования бюджетных средств;
прогнозировать динамику поступления средств с цель осуществления планирования и корректировки ассигнований из бюджета;
проводить наблюдения за движением средств, поступающих через банки в виде налогов в бюджет;
осуществлять распределение доходов между федеральным бюджетом, бюджетами национально-государственных и административно-территориальных образований;
осуществлять распределение доходов между бюджетополучателями, контроль поступления и расходования средств;
передавать информацию о динамике поступлений доходов в федеральный и местные бюджеты из региона в вышестоящие подразделения финансовых органов и т. д.
Модуль «Налоговые зачеты» позволяет решать следующие задачи [22]:
формирование налогового зачета;
регистрация налогового зачета;
проведение погашенных налоговых зачетов;
формирование визуальных и печатных форм по налоговым зачетам.
В ходе проектирования федерального бюджета работники Министерства финансов РФ используют автоматизированную информационную систему «Финансы», которая объединяет автоматизированные рабочие места специалистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах.
АИС «Финансы» является территориально распределенной системой и обслуживает информационные потребности не только Министерства финансов, но и Федерального казначейства. АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления.
АИС «Финансы» включает в себя ряд функциональных подсистем (рис. 7).
Рис. 7. Функциональные подсистемы АИС «Финансы»
Подсистема «Бюджетный процесс» позволяет решать следующие задачи:
планирование и прогнозирование показателей по статьям бюджета на предстоящий год;
подготовку бюджетных статей к рассмотрению и утверждению;
отслеживание выполнения бюджетных показателей;
формирование отчетных регистров об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год.
Подсистема «Доходная часть бюджета» позволяет решать следующие задачи:
автоматизация расчетов планируемых и прогнозируемых показателей доходной части бюджетов на всех уровнях управления;
бухгалтерский учет доходов с выявлением возможных возвратов и зачетов переплат налогов в бюджет;
формирование отчетов о кассовом исполнении бюджетов и др.
Подсистема «Расходная часть бюджета» позволяет решать следующие задачи:
автоматизация исполнения федерального бюджета;
распределение в установленных пропорциях доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
создание в среде АИС «Финансы» реальных условий для осуществления оперативной проверки соответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию и соблюдения лимитов наличности, которые устанавливаются для каждого бюджетополучателя.
Подсистема «Государственное кредитование» позволяет решать следующие задачи:
автоматизация планирования государственного долга и учета операций по его погашению;
информационное обеспечение эмиссии ценных бумаг;
информационное обеспечение разработки валютно-кредитной политики и кредитных отношений с иностранными государствами и т. п.
Подсистема «Финансовый контроль бюджета» позволяет решать следующие задачи:
автоматизация процессов информационно-аналитической экспертизы и оценки решений в области финансово-бюджетной деятельности;
автоматизация контроля расходования рублевых и валютных финансовых ресурсов;
автоматизация проверки соблюдения финансовой дисциплины,
выявления причин возможных отклонений.
Подсистема «Финансирование отраслей народного хозяйства» позволяет решать следующие задачи:
автоматизация планирования финансовых показателей на следующий бюджетный период;
автоматизация учета выделенных средств по отраслям народного хозяйства.
На уровне Министерства финансов АИС «Финансы» охватывает следующие задачи [22]:
расчет вариантов проекта бюджета;
учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета;
свод проекта расходов на социально-культурную сферу и науку на основе заявок министерств и ведомств;
расчеты вариантов проекта бюджета на социальную сферу и науку;
учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу и науку;
свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов Российской Федерации;
расчет выплаты ежемесячных пособий на детей по регионам;
свод проекта расходов федерального бюджета на основе заявок министерств и ведомств;
ведение реестра ценных бумаг;
обработка и анализ статистической информации по промышленности, анализ финансового состояния промышленности;
обработка и анализ ведомственной отчетности по речному, морскому и воздушному транспорту;
обработка и анализ статистической информации по агропромышленному комплексу;
обработка и анализ статистической информации по легкой промышленности, сфере услуг и предпринимательству;
обработка и анализ информации по торговым предприятиям и организациям;
свод годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании;
анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье «Неналоговые доходы»;
учет поступлений начисленных процентов и погашения ссуд по инвестиционным и конверсионным кредитам;
ведение реестра владельцев крупных ценных бумаг;
ведение реестра архивных дел;
ведение реестра инвестиционных институтов.
На уровне территориальных финансовых органов реализуются [22]:
автоматизированная система использования сметы финансового органа (АСИСФ «Смета»);
автоматизированная система финансовых расчетов (АИС «Финансы»);
формирование сводных годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании;
программно-информационный комплекс «Реестр владельцев крупных ценных бумаг»;
автоматизированное рабочее место работника бюджетного финансирования.
В рамках территориальных органов федерального казначейства:
проводится анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье «Неналоговые доходы»;
реализуется комплекс задач «Доходный модуль системы исполнения федерального бюджета»;
финансируются расходы федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства;
реализуется автоматизированная комплексная система исполнения сметы в органах казначейства (АКСИОК).
АИС «Финансы» обслуживает информационные потребности сотрудников Министерства финансов РФ, управления Федерального казначейства в региональных центрах и отделения Федерального казначейства на местах. Кроме того, абонентская сеть АИС «Финансы» размещается у «прямых» получателей бюджетных средств.
В результате создания и внедрения АИС «Финансы» достигаются:
сокращение бумажного документооборота и ручного труда при обработке информации;
повышение оперативности обработки информации;
повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и контроля их получения и использования;
повышение оперативности и полноты обмена информацией с внешними системами;
повышение оперативности и полноты получения данных о доходах и расходах бюджета;
углубленный анализ динамики расходных и доходных статей бюджета;
оперативность передачи информации о доходах и расходах бюджета между различными уровнями иерархии исполнения бюджета.
Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процесс планирования и исполнения федерального бюджета [22].
В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации внедрены и эксплуатируются автоматизированные информационные системы. Примером подобной АИС является «Автоматизированная система составления и исполнения бюджета» (АССИБ).
Принципы построения автоматизированной системы управления:
интеграция разрозненных информационных потоков и функций управления в единую систему;
создание комплекса принципиально новых функций стратегического и оперативного управления бюджетным процессом в муниципальном образовании;
обеспечение планирования и прогнозирования резервов доходов и расходов бюджета;
переход от интуитивного к аналитическому управлению развитием муниципальных образований.
Автоматизированная информационная система управления бюджетом муниципального образования может состоять из следующих функциональных подсистем [22]:
планирование, прогнозирование доходной части бюджета МО;
распределение расходной части бюджета МО;
формирование сводных документов МО по бюджету и их анализ;
управление дефицитом, резервами и бюджетом развития МО;
оперативное управление программами развития экономики на территории МО;
расчет и анализ показателей социального и экономического развития МО;
регулирование децентрализованных бюджетов поселков и сел на территории МО;
оперативное управление в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций на территории МО.
- 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 1.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
- Функции информационных систем
- Типы информационных систем
- 1.2. Классификация информационных технологий
- Автоматизированные информационные технологии
- 1.3. Виды обеспечения и средства информационных технологий
- 2. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
- 3. Структура и основные компоненты информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 3.1. Структура информационной технологии обработки данных
- 3.2. Основные компоненты информационной технологии управления
- Данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
- Планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).
- 3.3. Информационная технология автоматизированного офиса
- 3.4. Структура информационной технологии поддержки принятия решений
- 3.5. Компоненты информационной технологии экспертных систем
- 4. Инструментальные средства информационных технологий
- 4.1. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 4.2. Обработка экономической информации на основе табличных процессоров
- 4.3. Использование систем управления базами данных
- 4.4. Интегрированные программные пакеты
- Интегрированные пакеты для офиса
- 4.5. Информационные языки
- 5. Информационные технологии в системах распределенной обработки данных
- 5.1. Сетевой режим обработки информации
- Классификация сетевых технологий
- Ознакомление с предметной областью;
- Выбор сетевой операционной системы;
- Выбор аппаратного решения по компьютерам и коммуникационному оборудованию.
- 5.2. Интегрированные технологии в распределенных системах обработки информации
- Технология «клиент – сервер».
- Технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей.
- Технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.
- Модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access – rda).
- Модель сервера базы данных (Data Base Server – dbs).
- Модель сервера приложений (Application Server – as).
- Модель доступа к удаленным данным (rda)
- Модель сервера базы данных (dbs)
- Модель сервера приложений (as)
- 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- 6.1. Технологии экспертных систем
- 6.2. Нейросетевые технологии
- 7. Международные стандарты иту предприятиями
- 7.1. Планирование потребности в материалах (mrp I)
- 7.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- 7.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 7.4. Планирование ресурсов производства (mrp II)
- 7.5. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 7.6. Оптимизации управления ресурсами предприятий (erp II)
- 7.7. Cистема управления взаимоотношениями с клиентами (мвс)
- 7.8. Производство на мировом уровне (wcm)
- 8. Системы управления предприятием
- 8.1. 1С: Управление производственным предприятием
- 8.2. 1С: Управление производством
- 8.3. 1С: Планирование Планы продаж, производства и закупок
- Помощник планирования
- Планирование производства по сменам
- Рабочее место "Планирование"
- 8.4. 1С: Управление денежными средствами
- 8.5. 1С: Бухгалтерский учет
- 8.6. 1С: Управление поставками и запасами
- 8.7. 1С: Управление отношениями с клиентами (crm)
- 8.8. 1С: Управление персоналом
- 8.9. 1С: Управление торговлей
- 8.10. Интегрированная система управления предприятием Галактика erp
- 8.11. Интегрированный комплекс Oracle e-Business Suite
- 8.12. Система управления бизнесом sap r/3
- 8.13. Система Microsoft Axapta
- Преимущества Microsoft Axapta
- 8.14. Система электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов «евфрат»
- 9. Информационные системы и технологии государственного и муниципального управления
- 9.1. Направления информатизации государственного управления
- 9.2. Информатизация Совета Федерации
- 9.3. Информатизация Государственной Думы
- 9.4. Информационные технологии управления бюджетной системой
- 9.5. Информационные технологии управления налоговой системой
- 9.6. Информационная система Госкомстата
- 9.7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
- Направления информатизации фцп «Электронная Россия»
- 1. Внедрение технологий «электронного правительства».
- Экономический эффект от создания государственных порталов
- 2. Создание единой государственной системы управления и передачи Данных (егсупд).
- 3. Информатизация регионов.
- 4. Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (ас грн).
- 5. Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи.
- 6. Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.
- 9.8. Муниципальная информационная система
- 10. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления
- I стадия. Предпроектное обследование.
- II стадия. Проектирование.
- III стадия. Ввод системы в действие.
- IV стадия. Промышленная эксплуатация – кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.
- Литература