Типы информационных систем
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ | УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ | |||
Стратегический | ПРОИЗВОДСТВО | ФИНАНСЫ | МАРКЕТИНГ | КАДРЫ | Менеджеры высшего звена |
Функциональный (тактический) | Менеджеры среднего уровня и специалисты | ||||
Оперативный (операционный) | Исполнители |
Информационные системы оперативного (операционного) уровня поддерживают специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение ИС на этом уровне – отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделать в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы справиться с этими задачами, информационная система должна быть легкодоступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию.
Задачи, цели и источники информации на операционном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы (формализованы). Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.
Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Система является основным поставщиком информации для остальных типов информационных систем в организации. Примеры систем оперативного уровня: бухгалтерская, банковских депозитов, обработки заказов, регистрации авиабилетов, выплаты зарплаты и т.д.
Информационные системы специалистов повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача этих информационных систем – интеграция новых сведений и помощь в обработке документов. В этом классе информационных систем можно выделить две группы.
Информационные системы офисной автоматизации в основном охватывают управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т.д.
Информационные системы обработки знаний, в том числе экспертные системы, наполняются знаниями, необходимыми инженерам, юристам, ученым при разработке и создании нового продукта. Например, специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию предназначены для обеспечения высокого уровня технических разработок.
Информационные системы для менеджеров среднего звена используются для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих систем: сравнение текущих показателей с прошлыми показателями, составление периодических агрегированных отчетов, обеспечение доступа к архивной информации. На этом уровне можно выделить два типа информационных систем.
Управленческие ИС обслуживают менеджеров, нуждающихся в периодической информации о состоянии дел. Эти ИС имеют небольшие аналитические возможности. Они используются для поддержки принятия решений структурированных и частично структурированных задач на уровне контроля за операциями и опираются на потоки данных внутри организации.
Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют достаточно мощный аналитический аппарат, построенный на ряде моделей. Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы менеджеры, специалисты, аналитики.
Стратегические информационные системы. Развитие и успешную деятельность любой организации (фирмы) во многом определяются принятой в ней стратегией развития и поведения. Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач. Стратегические ИС влияют на изменение целей фирмы, задач, методов, услуг, позволяя опередить конкурентов и наладить выгодное взаимодействие с потребителями и поставщиками.
ИС стратегического уровня помогают высшему звену управления решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная их задача – сравнение происходящих во внешней среде изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать также общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя достаточно совершенные программы, эти системы способны в любой момент представить информацию из многих источников.
Корпоративные информационные системы. Обычно в фирме имеются несколько локальных ИС разного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях. Между локальными ИС организуются связи различного характера и назначения. Современный подход к организации связи основан на применении локальных компьютерных сетей с выходом на ИС другой фирмы или подразделения корпорации. При этом используются ресурсы региональных и глобальных сетей.
На основе интеграции ИС с помощью компьютерных систем создаются корпоративные ИС. Подобные системы предоставляют пользователю возможность работать со всеми локальными базами данных и с интегрированной базой данных.
- 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 1.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
- Функции информационных систем
- Типы информационных систем
- 1.2. Классификация информационных технологий
- Автоматизированные информационные технологии
- 1.3. Виды обеспечения и средства информационных технологий
- 2. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
- 3. Структура и основные компоненты информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 3.1. Структура информационной технологии обработки данных
- 3.2. Основные компоненты информационной технологии управления
- Данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
- Планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).
- 3.3. Информационная технология автоматизированного офиса
- 3.4. Структура информационной технологии поддержки принятия решений
- 3.5. Компоненты информационной технологии экспертных систем
- 4. Инструментальные средства информационных технологий
- 4.1. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 4.2. Обработка экономической информации на основе табличных процессоров
- 4.3. Использование систем управления базами данных
- 4.4. Интегрированные программные пакеты
- Интегрированные пакеты для офиса
- 4.5. Информационные языки
- 5. Информационные технологии в системах распределенной обработки данных
- 5.1. Сетевой режим обработки информации
- Классификация сетевых технологий
- Ознакомление с предметной областью;
- Выбор сетевой операционной системы;
- Выбор аппаратного решения по компьютерам и коммуникационному оборудованию.
- 5.2. Интегрированные технологии в распределенных системах обработки информации
- Технология «клиент – сервер».
- Технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей.
- Технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.
- Модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access – rda).
- Модель сервера базы данных (Data Base Server – dbs).
- Модель сервера приложений (Application Server – as).
- Модель доступа к удаленным данным (rda)
- Модель сервера базы данных (dbs)
- Модель сервера приложений (as)
- 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- 6.1. Технологии экспертных систем
- 6.2. Нейросетевые технологии
- 7. Международные стандарты иту предприятиями
- 7.1. Планирование потребности в материалах (mrp I)
- 7.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- 7.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 7.4. Планирование ресурсов производства (mrp II)
- 7.5. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 7.6. Оптимизации управления ресурсами предприятий (erp II)
- 7.7. Cистема управления взаимоотношениями с клиентами (мвс)
- 7.8. Производство на мировом уровне (wcm)
- 8. Системы управления предприятием
- 8.1. 1С: Управление производственным предприятием
- 8.2. 1С: Управление производством
- 8.3. 1С: Планирование Планы продаж, производства и закупок
- Помощник планирования
- Планирование производства по сменам
- Рабочее место "Планирование"
- 8.4. 1С: Управление денежными средствами
- 8.5. 1С: Бухгалтерский учет
- 8.6. 1С: Управление поставками и запасами
- 8.7. 1С: Управление отношениями с клиентами (crm)
- 8.8. 1С: Управление персоналом
- 8.9. 1С: Управление торговлей
- 8.10. Интегрированная система управления предприятием Галактика erp
- 8.11. Интегрированный комплекс Oracle e-Business Suite
- 8.12. Система управления бизнесом sap r/3
- 8.13. Система Microsoft Axapta
- Преимущества Microsoft Axapta
- 8.14. Система электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов «евфрат»
- 9. Информационные системы и технологии государственного и муниципального управления
- 9.1. Направления информатизации государственного управления
- 9.2. Информатизация Совета Федерации
- 9.3. Информатизация Государственной Думы
- 9.4. Информационные технологии управления бюджетной системой
- 9.5. Информационные технологии управления налоговой системой
- 9.6. Информационная система Госкомстата
- 9.7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
- Направления информатизации фцп «Электронная Россия»
- 1. Внедрение технологий «электронного правительства».
- Экономический эффект от создания государственных порталов
- 2. Создание единой государственной системы управления и передачи Данных (егсупд).
- 3. Информатизация регионов.
- 4. Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (ас грн).
- 5. Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи.
- 6. Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.
- 9.8. Муниципальная информационная система
- 10. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления
- I стадия. Предпроектное обследование.
- II стадия. Проектирование.
- III стадия. Ввод системы в действие.
- IV стадия. Промышленная эксплуатация – кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.
- Литература