2. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
Большое значение при разработке информационной системы и информационной технологии придается правильной организации документооборота, то есть последовательности прохождения документа от момента выполнения первой записи до сдачи его в архив. Документооборот выявляется на стадии обследования экономического объекта. Любая экономическая задача обрабатывается на основании определенного количества первичных документов, проходящих различные стадии обработки. Документ, как правило, возникает в ходе выполнения производственно-хозяйственных операций, в различных подразделениях экономического объекта. В его составлении могут участвовать исполнители многих подразделений. Преобладают ручной способ формирования документа, низкая степень механизации и автоматизации при его составлении. Зачастую появляется несколько копий, которые в дальнейшем имеют свои схемы движения. Наблюдается дублирование реквизитов в разных документах, излишняя многоступенчатость и длительность пребывания у исполнителей. Все перечисленное и делает сложным документооборот и увеличивает сроки обработки.
Критериями выбора системы автоматизации документооборота являются масштабы предприятия, степень технической и технологической подготовки к компьютерной обработке, структура управления, наличие или отсутствие других систем автоматизации управления.
Предприятия с небольшим документооборотом для его автоматизации могут ограничиться применением широко распространенными и удобными текстовыми редакторами. Предприятия, использующим большие объемы документов, должны применять специализированные системы управления документооборотом. При этом следует позаботиться об интеграции с другими автоматизированными системами и базами данных, обеспечении работы в сетях, надежности системы и защите от несанкционированного доступа. Любая система должна пройти специальную сертификацию и тестирование.
Основными носителями информации при автоматизированной обработке являются входные и выходные документы, то есть утвержденной формы носители информации, имеющие юридическую силу. Входная документация содержит необработанную информацию, отражающую состояние объекта управления. Выходная информация включает сводные, сгруппированные данные, полученные в результате обработки.
Разработка форм первичных и сводных документов выполняется на стадии составления рабочего проекта автоматизированной обработки экономической информации и находит отражение в проектной документации, связанной с разработкой информационного обеспечения.
Для разработки новых документов используются типовые пакеты на основе табличных процессоров. Объектом обработки этих пакетов является крупномасштабная электронная таблица в виде матрицы. При преобразовании этой таблицы могут создаваться различные финансовые, учетные, статистические и другие документы. В качестве табличных процессоров наибольшее применение находят пакеты Excel, Lotus 1-2-3, Quattro Pro, SuperCalc и др.
На российском рынке предлагается достаточно широкий выбор прикладных программ для автоматизации управления документационного обеспечения управленческой деятельности. Например, программа «1С: Электронный документооборот» предназначается для автоматизации движения в организации потоков документов, их обработки и хранения. Программа позволяет:
разработать шаблоны документов и установить правила их заполнения пользователями;
формализовать жизненные циклы документов;
установить маршрутные схемы прохождения документов;
контролировать работу исполнителей и выполнение их временных графиков;
обеспечить конфиденциальное хранение и обработку документов на рабочем месте;
автоматизировать большую часть рутинных операций при составлении документов;
отправлять и принимать документы;
вести хранилище документов.
Документы хранятся в памяти компьютера в папках, имеющих древовидную структуру. Система поиска позволяет формировать простые и сложные запросы и сохранять результаты поиска на период работы. Большинство операций выполняется автоматически. Система поддерживает несколько списков документов: «на контроле», «пришедшие», «несохраненные» и др. Предусмотрен пароль на вход в систему и выбор способа шифрования личных документов.
Справочник организации позволяет вести иерархическую структуру отделов, поддерживать информационную связь начальника с подчиненными, вести списки рассылки документов и пр.
Внешний отладчик позволяет моделировать прохождение документа по маршруту. Редактор маршрута настраивает маршрут прохождения документов, определяет точки маршрута, в которых нужно рассылать копии документов другим пользователям. Каждому участнику маршрутной схемы можно установить право на редактирование или только просмотр определенных полей документа.
В программе «Галактика» модуль «Управление документооборотом» предназначен для учета, хранения и обработки документов (договоров, приказов, писем, протоколов совещаний) в электронной форме. Документы могут быть получены сканированием, по электронной почте или подготовлены с помощью различных текстовых редакторов. Модуль обеспечивает создание и ведение перечня дел фирмы, создание классификации документов и использование ее в процессе работы, продвижение документов по маршруту обработки, обработку и контроль исполнения документов, поиск, массовую рассылку и т.п.
Технический прогресс в области развития вычислительной техники и передачи данных, организация вычислительных сетей позволил существенно изменить подход к автоматизации потоков информации и документопотоку. Стало обычным явлением, когда при компьютерной обработке экономических задач на предприятиях (организациях, фирмах, банках) с помощью компьютеров выполняются самые трудоемкие операции в процессе обработки информации: формируются и рассылаются первичные документы (платежные поручения, приходные и расходные кассовые ордера, накладные, счет-фактуры).
При использовании вычислительных сетей происходят значительные изменения и в документообороте. Например, система «клиент – сервер» изменяет способы общения пользователя с банком, позволяет ему решать свои задачи, минуя операциониста и не выходя из своего офиса. Ноутбук позволяет осуществлять платежи в любом месте, где есть телефонная связь. Совершенствование документооборота происходит также на основе электронной почты и электронной подписи, что значительно повышает, например, эффективность банковских операций.
- 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 1.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
- Функции информационных систем
- Типы информационных систем
- 1.2. Классификация информационных технологий
- Автоматизированные информационные технологии
- 1.3. Виды обеспечения и средства информационных технологий
- 2. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
- 3. Структура и основные компоненты информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 3.1. Структура информационной технологии обработки данных
- 3.2. Основные компоненты информационной технологии управления
- Данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
- Планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).
- 3.3. Информационная технология автоматизированного офиса
- 3.4. Структура информационной технологии поддержки принятия решений
- 3.5. Компоненты информационной технологии экспертных систем
- 4. Инструментальные средства информационных технологий
- 4.1. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 4.2. Обработка экономической информации на основе табличных процессоров
- 4.3. Использование систем управления базами данных
- 4.4. Интегрированные программные пакеты
- Интегрированные пакеты для офиса
- 4.5. Информационные языки
- 5. Информационные технологии в системах распределенной обработки данных
- 5.1. Сетевой режим обработки информации
- Классификация сетевых технологий
- Ознакомление с предметной областью;
- Выбор сетевой операционной системы;
- Выбор аппаратного решения по компьютерам и коммуникационному оборудованию.
- 5.2. Интегрированные технологии в распределенных системах обработки информации
- Технология «клиент – сервер».
- Технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей.
- Технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.
- Модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access – rda).
- Модель сервера базы данных (Data Base Server – dbs).
- Модель сервера приложений (Application Server – as).
- Модель доступа к удаленным данным (rda)
- Модель сервера базы данных (dbs)
- Модель сервера приложений (as)
- 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- 6.1. Технологии экспертных систем
- 6.2. Нейросетевые технологии
- 7. Международные стандарты иту предприятиями
- 7.1. Планирование потребности в материалах (mrp I)
- 7.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- 7.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 7.4. Планирование ресурсов производства (mrp II)
- 7.5. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 7.6. Оптимизации управления ресурсами предприятий (erp II)
- 7.7. Cистема управления взаимоотношениями с клиентами (мвс)
- 7.8. Производство на мировом уровне (wcm)
- 8. Системы управления предприятием
- 8.1. 1С: Управление производственным предприятием
- 8.2. 1С: Управление производством
- 8.3. 1С: Планирование Планы продаж, производства и закупок
- Помощник планирования
- Планирование производства по сменам
- Рабочее место "Планирование"
- 8.4. 1С: Управление денежными средствами
- 8.5. 1С: Бухгалтерский учет
- 8.6. 1С: Управление поставками и запасами
- 8.7. 1С: Управление отношениями с клиентами (crm)
- 8.8. 1С: Управление персоналом
- 8.9. 1С: Управление торговлей
- 8.10. Интегрированная система управления предприятием Галактика erp
- 8.11. Интегрированный комплекс Oracle e-Business Suite
- 8.12. Система управления бизнесом sap r/3
- 8.13. Система Microsoft Axapta
- Преимущества Microsoft Axapta
- 8.14. Система электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов «евфрат»
- 9. Информационные системы и технологии государственного и муниципального управления
- 9.1. Направления информатизации государственного управления
- 9.2. Информатизация Совета Федерации
- 9.3. Информатизация Государственной Думы
- 9.4. Информационные технологии управления бюджетной системой
- 9.5. Информационные технологии управления налоговой системой
- 9.6. Информационная система Госкомстата
- 9.7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
- Направления информатизации фцп «Электронная Россия»
- 1. Внедрение технологий «электронного правительства».
- Экономический эффект от создания государственных порталов
- 2. Создание единой государственной системы управления и передачи Данных (егсупд).
- 3. Информатизация регионов.
- 4. Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (ас грн).
- 5. Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи.
- 6. Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.
- 9.8. Муниципальная информационная система
- 10. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления
- I стадия. Предпроектное обследование.
- II стадия. Проектирование.
- III стадия. Ввод системы в действие.
- IV стадия. Промышленная эксплуатация – кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.
- Литература