logo
Лекции ИТМ

3.2. Основные компоненты информационной технологии управления

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей сотрудников, имеющих дело с принятием решений.

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде таким образом, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. Данные подвергаются обработке для обеспечения выполнения следующих задач.

Информационные технологии управления направлены на создание различных видов отчетов. Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, например, месячный анализ продаж компании. Специальные отчеты создаются по запросам управляющего персонала или в случае каких-либо особых обстоятельств. Оба вида отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов. В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям. Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам, и используются для целей сравнения. Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера.

Использование отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффективным при реализации так называемого управления по отклонениям. Оно предполагает, что главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения хозяйственной деятельности от некоторых установленных стандартов или планов. При использовании принципов управления по отклонениям к создаваемым отчетам предъявляются следующие требования.

Основные компоненты информационной технологии управления представлены на рисунке.

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТЧЕТОВ

(РЕГУЛЯРНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ)

СУММИРУЮЩИХ

СРАВНИТЕЛЬНЫХ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде.

Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующих в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов: