4.2. Обработка экономической информации на основе табличных процессоров
Множество задач, которые решают фирмы и предприятия, носят учетно-аналитический характер и требуют табличной компоновки данных с подведением итогов по различным группам и разделам данных, например по составлению баланса, справок для налоговых органов, финансовых отчетов и т. п. Для хранения и обработки информации, представленной в табличной форме, используют электронные таблицы (ЭТ).
Программные средства для создания документов с информацией в табличной форме называют табличными процессорами. Они позволяют не только создавать таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных. С помощью ЭТ можно выполнять различные экономические, бухгалтерские и инженерные расчеты, а также строить разного рода диаграммы, графики, тренды, проводить сложный экономический анализ, моделировать и оптимизировать решение различных хозяйственных ситуаций, и многое другое. Типичным и наиболее распространенным табличным процессором является программа Excel фирмы Microsoft.
Функции табличных процессоров весьма разнообразны и включают:
Создание и редактирование ЭТ;
Оформление и печать ЭТ;
Создание многотабличных документов, объединенных формулами;
Построение диаграмм, их модификацию и решение экономических задач графическими методами;
Работу с электронными таблицами как с базами данных (сортировка таблиц, выборка данных по запросам);
Создание итоговых и сводных таблиц;
Импорт информации из внешних баз данных и других программ;
Экспорт информации во внешние базы данных;
Решение экономических задач типа «что – если» путем создания различных сценариев и подбора параметров;
Решение оптимизационных задач;
Статистическую обработку информации;
Разработку микрокоманд, настройку среды под потребности пользователя;
Создание слайд-шоу и т.п.
Табличные процессоры различаются набором выполняемых функций и удобством интерфейса. Например, фирма Microsoft уделяет главное внимание совершенствованию функциональных средств программы Excel. В Excel многие функции разработаны более тщательно, чем в других табличных процессорах. Возможность использования массивов в Excel обеспечивают большую гибкость при работе с таблицами.
Фирма Lotus основные усилия сконцентрировала на разработке инструментов групповой работы. Последние версии пакета Lotus 1-2-3 снабжены Version Manager для моделирования по принципу «что – если» и средствами маршрутизации и связи с Notes, что позволяет создавать приложения в других пакетах. Программа Lotus 1-2-3 имеет ряд преимуществ, к которым можно отнести простоту создания и редактирования графиков, а также логическую структуру трехмерных таблиц. Использование Team Consolidate предоставляет возможность группе пользователей редактировать копии ЭТ, а затем объединять их. В пакет включен язык программирования Lotus Script.
Пакет Quattro Pro при тестировании также получил достаточно высокие оценки. В нем наиболее привлекательными являются возможности сортировки данных и удобство эксплуатации.
Электронные таблицы состоят из столбцов и строк. Количество столбцов и строк в разных пакетах различно, например, в табличном процессоре Excel 256 столбцов и 16 тысяч строк. Пересечение строки и столбца называется ячейкой или клеткой. Документ может содержать несколько рабочих листов, которые объединены в один файл, и носит название рабочей книги. На рабочий лист можно поместить несколько типов информации, например диаграмму, макрос и т.п.
Технология работы с табличным документом во многом подобна процедурам подготовки текстовых документов. Пользователь может в диалоговом режиме вносить в редактируемый документ изменения, применяя обширный арсенал имеющихся инструментов.
В каждую клетку электронной таблицы может быть введена текстовая, числовая информация в различных форматах или формула. Во всех табличных процессорах существуют синтаксические соглашения, позволяющие отличить все типы информации, которых должен придерживаться пользователь.
Процесс проектирования ЭТ, как правило, состоит из следующих этапов.
Формирование заголовка ЭТ;
Ввод названий граф документа;
Ввод исходных данных непосредственно с клавиатуры или методом экспорта из других документов;
Сортировка таблицы, выборка данных по запросу и фильтрация таблицы;
Ввод расчетных формул непосредственно с клавиатуры, с помощью Мастера формул или методом экспорта из других ячеек таблицы;
Оснащение документа аналитическими и графическими материалами;
Форматирование ЭТ и придание ей профессионального вида;
Подготовка к печати и печать.
- 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 1.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
- Функции информационных систем
- Типы информационных систем
- 1.2. Классификация информационных технологий
- Автоматизированные информационные технологии
- 1.3. Виды обеспечения и средства информационных технологий
- 2. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
- 3. Структура и основные компоненты информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 3.1. Структура информационной технологии обработки данных
- 3.2. Основные компоненты информационной технологии управления
- Данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
- Планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).
- 3.3. Информационная технология автоматизированного офиса
- 3.4. Структура информационной технологии поддержки принятия решений
- 3.5. Компоненты информационной технологии экспертных систем
- 4. Инструментальные средства информационных технологий
- 4.1. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 4.2. Обработка экономической информации на основе табличных процессоров
- 4.3. Использование систем управления базами данных
- 4.4. Интегрированные программные пакеты
- Интегрированные пакеты для офиса
- 4.5. Информационные языки
- 5. Информационные технологии в системах распределенной обработки данных
- 5.1. Сетевой режим обработки информации
- Классификация сетевых технологий
- Ознакомление с предметной областью;
- Выбор сетевой операционной системы;
- Выбор аппаратного решения по компьютерам и коммуникационному оборудованию.
- 5.2. Интегрированные технологии в распределенных системах обработки информации
- Технология «клиент – сервер».
- Технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей.
- Технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.
- Модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access – rda).
- Модель сервера базы данных (Data Base Server – dbs).
- Модель сервера приложений (Application Server – as).
- Модель доступа к удаленным данным (rda)
- Модель сервера базы данных (dbs)
- Модель сервера приложений (as)
- 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- 6.1. Технологии экспертных систем
- 6.2. Нейросетевые технологии
- 7. Международные стандарты иту предприятиями
- 7.1. Планирование потребности в материалах (mrp I)
- 7.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- 7.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 7.4. Планирование ресурсов производства (mrp II)
- 7.5. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 7.6. Оптимизации управления ресурсами предприятий (erp II)
- 7.7. Cистема управления взаимоотношениями с клиентами (мвс)
- 7.8. Производство на мировом уровне (wcm)
- 8. Системы управления предприятием
- 8.1. 1С: Управление производственным предприятием
- 8.2. 1С: Управление производством
- 8.3. 1С: Планирование Планы продаж, производства и закупок
- Помощник планирования
- Планирование производства по сменам
- Рабочее место "Планирование"
- 8.4. 1С: Управление денежными средствами
- 8.5. 1С: Бухгалтерский учет
- 8.6. 1С: Управление поставками и запасами
- 8.7. 1С: Управление отношениями с клиентами (crm)
- 8.8. 1С: Управление персоналом
- 8.9. 1С: Управление торговлей
- 8.10. Интегрированная система управления предприятием Галактика erp
- 8.11. Интегрированный комплекс Oracle e-Business Suite
- 8.12. Система управления бизнесом sap r/3
- 8.13. Система Microsoft Axapta
- Преимущества Microsoft Axapta
- 8.14. Система электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов «евфрат»
- 9. Информационные системы и технологии государственного и муниципального управления
- 9.1. Направления информатизации государственного управления
- 9.2. Информатизация Совета Федерации
- 9.3. Информатизация Государственной Думы
- 9.4. Информационные технологии управления бюджетной системой
- 9.5. Информационные технологии управления налоговой системой
- 9.6. Информационная система Госкомстата
- 9.7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
- Направления информатизации фцп «Электронная Россия»
- 1. Внедрение технологий «электронного правительства».
- Экономический эффект от создания государственных порталов
- 2. Создание единой государственной системы управления и передачи Данных (егсупд).
- 3. Информатизация регионов.
- 4. Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (ас грн).
- 5. Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи.
- 6. Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.
- 9.8. Муниципальная информационная система
- 10. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления
- I стадия. Предпроектное обследование.
- II стадия. Проектирование.
- III стадия. Ввод системы в действие.
- IV стадия. Промышленная эксплуатация – кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.
- Литература