logo
Лекции ИТМ

3.4. Структура информационной технологии поддержки принятия решений

Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений (ИТППР) является итерационный процесс выработки решения, происходящий при взаимодействии человека и компьютера. СППР участвует в обмене информации в роли вычислительного модуля и объекта управления, а человек, как управляющее звено, задает входные данные, оценивает полученный на компьютере результат и останавливает обмен информацией при достижении (или при неудаче) приемлемого результата.

ИТППР имеет следующие отличительные характеристики.

ИТППР может использоваться на любом уровне управления. При этом решения, принимаемые на различных уровнях, могут быть скоординированы.

Структура СППР представлена на рисунке.

В состав СППР входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, состоящая из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом.

ПРОГАММНАЯ ПОДДЕРЖКА УПРАВЛЕНИЯ

СУБД

СУБМ

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРФЕЙСОМ

ДКУД

ВВ

База данных, используемая в СППР, помимо данных о самой организации и ее операциях, должна аккумулировать информацию из внешних источников. В числе необходимых внешних данных следует указать данные о конкурентах, национальной и мировой экономике, фондовом и валютном рынках, различные статистические материалы, документы, нормы законодательства и т.п.

Система управления базой данных должна обладать следующими возможностями.

База моделей. Целями создания моделей являются описание и оптимизация функционирования некоторого объекта или процесса. Использование модели дает возможность выделения существенных факторов, характеризующих изучаемый объект, и проведения аналитического исследования. В математической экономике, статистике, теории сложных систем накоплен значительный арсенал моделей и инструментов аналитического исследования. Эти модели можно разделить на классы по различным признакам.

Прежде всего, их можно разделить по областям исследования: экономико-математические, эконометрические, статистические, теории массового обслуживания, теории оптимальных процессов, теории информации и т.д.

По цели использования модели подразделяются на оптимизационные, связанные с нахождением оптимума в исследуемой системе (например, максимума прибыли при ограничениях на ресурсы), и описательные, определяющие основные процессы при функционировании системы.

По способу описания модели можно подразделить на детерминированные и стохастические, в которых переменные имеют вероятностный характер.

По величине области приложений можно выделить модели специализированные, предназначенные для исследования узкого класса объектов, и универсальные, позволяющие описывать системы или процессы в различных областях.

В СППР базу моделей составляют стратегические, тактические и оперативные модели, предназначенные для решения проблем на различных уровнях управления, а также, если не делить на более узкие области применения, математические.

Система управления базой моделей предназначена для создания, модификации моделей и подгонки составляющих и параметров модели для адекватной постановки и получения приемлемых решений возникающих задач.

Система управления интерфейсом или просто интерфейс в большой степени определяет эффективность и гибкость информационной технологии. Интерфейс включает язык пользователя и язык сообщений компьютера. Язык пользователя – это система действий, специальных слов, символов, вводимых с клавиатуры, команд меню, комбинаций «горячих» клавиш, манипуляций «мышью», с помощью которых пользователь управляет работой информационной системой. С помощью этого языка пользователь определяет для компьютера и дает команды на выполнение тех или иных задач. Язык сообщений, в свою очередь, дает возможность программам и алгоритмам, реализуемым вычислительной системой, сообщать о ходе выполнения решаемой задачи, возникающих сбоях, ошибках, запрашивать у пользователя введения значений новых и уточнений уже введенных параметров и команд и, наконец, выдавать в установленной форме полученный результат.