3.4. Структура информационной технологии поддержки принятия решений
Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений (ИТППР) является итерационный процесс выработки решения, происходящий при взаимодействии человека и компьютера. СППР участвует в обмене информации в роли вычислительного модуля и объекта управления, а человек, как управляющее звено, задает входные данные, оценивает полученный на компьютере результат и останавливает обмен информацией при достижении (или при неудаче) приемлемого результата.
ИТППР имеет следующие отличительные характеристики.
Система ориентирована на решение плохо структурированных (формализованных) задач.
Технология сочетает традиционные методы доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе.
Технология доступна непрофессиональному пользователю компьютера.
Высокая адаптивность позволяет приспособиться к особенностям конкретного технического и программного обеспечения и требованиям пользователя.
ИТППР может использоваться на любом уровне управления. При этом решения, принимаемые на различных уровнях, могут быть скоординированы.
Структура СППР представлена на рисунке.
В состав СППР входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, состоящая из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом.
-
ПРОГАММНАЯ ПОДДЕРЖКА УПРАВЛЕНИЯ
СУБД
СУБМ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРФЕЙСОМ
ДКУД
ВВ
База данных, используемая в СППР, помимо данных о самой организации и ее операциях, должна аккумулировать информацию из внешних источников. В числе необходимых внешних данных следует указать данные о конкурентах, национальной и мировой экономике, фондовом и валютном рынках, различные статистические материалы, документы, нормы законодательства и т.п.
Система управления базой данных должна обладать следующими возможностями.
Сопоставление комбинаций данных, получаемых из разных источников, посредством процедур фильтрации и агрегирования.
Построение логической структуры данных в терминах пользователя.
Встраивание нового источника данных в структуру базы данных.
Манипулирование данными для проверки рабочих альтернатив пользователя.
База моделей. Целями создания моделей являются описание и оптимизация функционирования некоторого объекта или процесса. Использование модели дает возможность выделения существенных факторов, характеризующих изучаемый объект, и проведения аналитического исследования. В математической экономике, статистике, теории сложных систем накоплен значительный арсенал моделей и инструментов аналитического исследования. Эти модели можно разделить на классы по различным признакам.
Прежде всего, их можно разделить по областям исследования: экономико-математические, эконометрические, статистические, теории массового обслуживания, теории оптимальных процессов, теории информации и т.д.
По цели использования модели подразделяются на оптимизационные, связанные с нахождением оптимума в исследуемой системе (например, максимума прибыли при ограничениях на ресурсы), и описательные, определяющие основные процессы при функционировании системы.
По способу описания модели можно подразделить на детерминированные и стохастические, в которых переменные имеют вероятностный характер.
По величине области приложений можно выделить модели специализированные, предназначенные для исследования узкого класса объектов, и универсальные, позволяющие описывать системы или процессы в различных областях.
В СППР базу моделей составляют стратегические, тактические и оперативные модели, предназначенные для решения проблем на различных уровнях управления, а также, если не делить на более узкие области применения, математические.
Система управления базой моделей предназначена для создания, модификации моделей и подгонки составляющих и параметров модели для адекватной постановки и получения приемлемых решений возникающих задач.
Система управления интерфейсом или просто интерфейс в большой степени определяет эффективность и гибкость информационной технологии. Интерфейс включает язык пользователя и язык сообщений компьютера. Язык пользователя – это система действий, специальных слов, символов, вводимых с клавиатуры, команд меню, комбинаций «горячих» клавиш, манипуляций «мышью», с помощью которых пользователь управляет работой информационной системой. С помощью этого языка пользователь определяет для компьютера и дает команды на выполнение тех или иных задач. Язык сообщений, в свою очередь, дает возможность программам и алгоритмам, реализуемым вычислительной системой, сообщать о ходе выполнения решаемой задачи, возникающих сбоях, ошибках, запрашивать у пользователя введения значений новых и уточнений уже введенных параметров и команд и, наконец, выдавать в установленной форме полученный результат.
- 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 1.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
- Функции информационных систем
- Типы информационных систем
- 1.2. Классификация информационных технологий
- Автоматизированные информационные технологии
- 1.3. Виды обеспечения и средства информационных технологий
- 2. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
- 3. Структура и основные компоненты информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 3.1. Структура информационной технологии обработки данных
- 3.2. Основные компоненты информационной технологии управления
- Данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
- Планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).
- 3.3. Информационная технология автоматизированного офиса
- 3.4. Структура информационной технологии поддержки принятия решений
- 3.5. Компоненты информационной технологии экспертных систем
- 4. Инструментальные средства информационных технологий
- 4.1. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 4.2. Обработка экономической информации на основе табличных процессоров
- 4.3. Использование систем управления базами данных
- 4.4. Интегрированные программные пакеты
- Интегрированные пакеты для офиса
- 4.5. Информационные языки
- 5. Информационные технологии в системах распределенной обработки данных
- 5.1. Сетевой режим обработки информации
- Классификация сетевых технологий
- Ознакомление с предметной областью;
- Выбор сетевой операционной системы;
- Выбор аппаратного решения по компьютерам и коммуникационному оборудованию.
- 5.2. Интегрированные технологии в распределенных системах обработки информации
- Технология «клиент – сервер».
- Технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей.
- Технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.
- Модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access – rda).
- Модель сервера базы данных (Data Base Server – dbs).
- Модель сервера приложений (Application Server – as).
- Модель доступа к удаленным данным (rda)
- Модель сервера базы данных (dbs)
- Модель сервера приложений (as)
- 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- 6.1. Технологии экспертных систем
- 6.2. Нейросетевые технологии
- 7. Международные стандарты иту предприятиями
- 7.1. Планирование потребности в материалах (mrp I)
- 7.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- 7.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 7.4. Планирование ресурсов производства (mrp II)
- 7.5. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 7.6. Оптимизации управления ресурсами предприятий (erp II)
- 7.7. Cистема управления взаимоотношениями с клиентами (мвс)
- 7.8. Производство на мировом уровне (wcm)
- 8. Системы управления предприятием
- 8.1. 1С: Управление производственным предприятием
- 8.2. 1С: Управление производством
- 8.3. 1С: Планирование Планы продаж, производства и закупок
- Помощник планирования
- Планирование производства по сменам
- Рабочее место "Планирование"
- 8.4. 1С: Управление денежными средствами
- 8.5. 1С: Бухгалтерский учет
- 8.6. 1С: Управление поставками и запасами
- 8.7. 1С: Управление отношениями с клиентами (crm)
- 8.8. 1С: Управление персоналом
- 8.9. 1С: Управление торговлей
- 8.10. Интегрированная система управления предприятием Галактика erp
- 8.11. Интегрированный комплекс Oracle e-Business Suite
- 8.12. Система управления бизнесом sap r/3
- 8.13. Система Microsoft Axapta
- Преимущества Microsoft Axapta
- 8.14. Система электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов «евфрат»
- 9. Информационные системы и технологии государственного и муниципального управления
- 9.1. Направления информатизации государственного управления
- 9.2. Информатизация Совета Федерации
- 9.3. Информатизация Государственной Думы
- 9.4. Информационные технологии управления бюджетной системой
- 9.5. Информационные технологии управления налоговой системой
- 9.6. Информационная система Госкомстата
- 9.7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
- Направления информатизации фцп «Электронная Россия»
- 1. Внедрение технологий «электронного правительства».
- Экономический эффект от создания государственных порталов
- 2. Создание единой государственной системы управления и передачи Данных (егсупд).
- 3. Информатизация регионов.
- 4. Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (ас грн).
- 5. Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи.
- 6. Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.
- 9.8. Муниципальная информационная система
- 10. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления
- I стадия. Предпроектное обследование.
- II стадия. Проектирование.
- III стадия. Ввод системы в действие.
- IV стадия. Промышленная эксплуатация – кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.
- Литература