logo search
Обработка данных / Томашевский_Имитационное моделирование в среде GPSS_2003

1.4. Многоканальные системы массового обслуживания

Многоканальная CMO(cнесколькими одинаковыми устройст­вами обслуживания) изображена на рис. 1.5. В отличие от одноканальныхCMOмногоканальные системы рассчитать сложнее. Теория массового обслуживания позволяет получать аналитические зависи­мости для расчетов характеристик работы многоканальныхCMOв стационарном режиме работы, однако, эти зависимости можно получить только для системыM/M/m.

Рис. 1.5

Если система имеет т одинаковых устройств, то

Для многоканальных CMOpможно трактовать, как математи­ческое ожидание части занятых устройств.

Рассмотрим диаграмму работы многоканальной CMO(рис. 1.6)cдвумя устройствами (ПР 1 и ПР 2) и двумя позициями для ожидания в очереди (Поз. 1 и Поз.2). Время поступления и время, когда требование покинуло систему, показаны рядомcномером требования в нижней и верхней частях рис. 1.6, соответственно. Время наблюдения заCMOн) составляет 55 мин.

Рассчитаем по диаграмме некоторые оценки характеристик ра­боты CMO.

1. Вероятность обслуживания требования

где Nоб, Nколичество обслуженных требований и общее количество требований, соответственно.

2. Пропускная способность CMOв требованиях в минуту

где Тнвремя наблюдения за системой.

3. Вероятность отказа в обслуживании

где Nотк – количество требований, которым отказано в обслуживании.

4. Вероятность того, что требование застанет оба устройства свободными,

где Tсввремя, на протяжении которого оба устройства были свобод­ными.

Рис. 1.6

5. Вероятность того, что обслуживанием занято только одно уст­ройство из двух,

где Т1з,Т2з, – время, когда было занято только первое и только второе устройство, соответственно.

6. Вероятность того, что обслуживанием заняты оба устройства,

где Т1+2з– время, когда были занятые оба устройства.

7. Среднее количество занятых устройств

8. Вероятность того, что в очереди нет требований,

где Т0 очвремя, на протяжении которого в очереди не было требований.

9. Вероятность того, что в очереди есть только одно требование,

где Т1очвремя, когда в очереди было только одно требование.

10. Вероятность того, что в очереди два требования,

где Т2оч– время, на протяжении которого в очереди было два требо вания.

11. Среднее количество требований в очереди

12. Среднее время пребывания в очереди

где ti°чвремя пребыванияi– го требования в очереди (i= 1,2,...).

13. Среднее время пребывания в очереди без учета требований, которые не ждали,

где Nоб(-0) – количество требований, которые не ждали в очереди.

14. Среднее время обслуживания требования в устройствах

где tiоб – время обслуживанияi– го требования вCMO(i= 1,2,...).

15. Общее среднее время пребывания требования в CMO

16. Среднее количество требований в системе обслуживания

На рис. 1.7 изображена гистограмма для времени поступления требований в CMOи аппроксимация ее экспоненциальным законом распределения. Из гистограммы видно, что количество требований, которое поступило в систему, недостаточно для статистической оценки. Поэтому гипотезу про экспоненциальный закон распределе­ния поступления требований вCMOнеобходимо отклонить.

Рассчитанные числовые значения характеристик имеют иллюст­ративный характер и позволяют определиться, каким образом необ­ходимо собирать статистические данные о работе CMOпри ее моделировании.