logo search
Лекции ИТМ

1.3. Виды обеспечения и средства информационных технологий

Структурным элементом информационной системы является подсистема, выделенная по какому-либо признаку. В этом случае имеет место структурный признак классификации, а подсистемы называются обеспечивающими. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное и другие виды обеспечения. Отдельные элементы каждого вида обеспечения являются средствами информационной технологии.

Информационное обеспечение представляет совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам информации, циркулирующей в организации, а, следовательно, в информационной системе. Оно включает в себя системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматической обработки, схемы информационных потоков, методологию построения баз данных. К информационному обеспечению относятся также совокупность показателей, справочных данных, массивы информации на соответствующих носителях.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехники и др.), предназначенных для работы информационной системы, и документация на эти средства и технологические процессы.

Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых для решения функциональных задач и нормального функционирования комплекса технических средств. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы решения типовых задач управления, методы оптимизации процессов управления и принятия решений (многокритериальная оптимизация, математическое программирование, математическая статистика, теория массового обслуживания, теория оптимальных процессов, теория управления запасами и т.д.). Техническая документация по этому виду обеспечения автоматизированной информационной технологии содержит описание задач, задания по алгоритмизации, описание экономико-математических моделей, контрольные примеры.

Программное обеспечение включает комплексы программ, реализующих функции и задачи информационной технологии и обеспечивающих устойчивую работу технических средств, В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения.

К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и предназначенные для организации вычислительного процесса и решения часто встречающихся задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности компьютеров, автоматизировать планирование очередности вычислительных работ, осуществлять контроль и управление процессом обработки данных, а также автоматизировать работу программистов. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разрабатываемых при создании ИТ конкретного функционального назначения. Оно включает пакеты прикладных программ, осуществляющих организацию и обработку данных при решении функциональных задач.

Лингвистическое обеспечение объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных элементов в ходе общения персонала со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. ЛО включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы ИТ (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы ИТ; языковые средства информационно-поисковых систем, языковые средства автоматизации проектирования ИТ; диалоговые языки специального назначения и другие; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных систем управления.

Организационное обеспечение представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала. В процессе решения задач управления этот вид обеспечения определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала, обслуживающего ИТ, с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации информационной системы и технологии, в частности, при проведении предпроектного исследования, написании технико-экономического обоснования, технического задания, разработке проектных решений, выборе автоматизируемых задач, типовых проектных решений и пакетов прикладных программ.

Эргономическое обеспечение предназначено для создания оптимальных условий для эффективной работы человека и быстрейшего освоения ИТ. В состав эргономического обеспечения ИТ входят комплекс документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, к уровню подготовки персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы.

Правовое обеспечение представляет совокупность правовых норм и нормативных актов, которые регулируют договорные отношения разработчика и заказчика ИС и ИТ, определяют права, обязанности и ответственность персонала, и другие правовые аспекты в процессе создания и эксплуатации системы.