1.3. Виды обеспечения и средства информационных технологий
Структурным элементом информационной системы является подсистема, выделенная по какому-либо признаку. В этом случае имеет место структурный признак классификации, а подсистемы называются обеспечивающими. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное и другие виды обеспечения. Отдельные элементы каждого вида обеспечения являются средствами информационной технологии.
Информационное обеспечение представляет совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам информации, циркулирующей в организации, а, следовательно, в информационной системе. Оно включает в себя системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматической обработки, схемы информационных потоков, методологию построения баз данных. К информационному обеспечению относятся также совокупность показателей, справочных данных, массивы информации на соответствующих носителях.
Техническое обеспечение – комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехники и др.), предназначенных для работы информационной системы, и документация на эти средства и технологические процессы.
Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых для решения функциональных задач и нормального функционирования комплекса технических средств. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы решения типовых задач управления, методы оптимизации процессов управления и принятия решений (многокритериальная оптимизация, математическое программирование, математическая статистика, теория массового обслуживания, теория оптимальных процессов, теория управления запасами и т.д.). Техническая документация по этому виду обеспечения автоматизированной информационной технологии содержит описание задач, задания по алгоритмизации, описание экономико-математических моделей, контрольные примеры.
Программное обеспечение включает комплексы программ, реализующих функции и задачи информационной технологии и обеспечивающих устойчивую работу технических средств, В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения.
К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и предназначенные для организации вычислительного процесса и решения часто встречающихся задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности компьютеров, автоматизировать планирование очередности вычислительных работ, осуществлять контроль и управление процессом обработки данных, а также автоматизировать работу программистов. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разрабатываемых при создании ИТ конкретного функционального назначения. Оно включает пакеты прикладных программ, осуществляющих организацию и обработку данных при решении функциональных задач.
Лингвистическое обеспечение объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных элементов в ходе общения персонала со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. ЛО включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы ИТ (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы ИТ; языковые средства информационно-поисковых систем, языковые средства автоматизации проектирования ИТ; диалоговые языки специального назначения и другие; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных систем управления.
Организационное обеспечение представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала. В процессе решения задач управления этот вид обеспечения определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала, обслуживающего ИТ, с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации информационной системы и технологии, в частности, при проведении предпроектного исследования, написании технико-экономического обоснования, технического задания, разработке проектных решений, выборе автоматизируемых задач, типовых проектных решений и пакетов прикладных программ.
Эргономическое обеспечение предназначено для создания оптимальных условий для эффективной работы человека и быстрейшего освоения ИТ. В состав эргономического обеспечения ИТ входят комплекс документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, к уровню подготовки персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы.
Правовое обеспечение представляет совокупность правовых норм и нормативных актов, которые регулируют договорные отношения разработчика и заказчика ИС и ИТ, определяют права, обязанности и ответственность персонала, и другие правовые аспекты в процессе создания и эксплуатации системы.
- 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 1.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
- Функции информационных систем
- Типы информационных систем
- 1.2. Классификация информационных технологий
- Автоматизированные информационные технологии
- 1.3. Виды обеспечения и средства информационных технологий
- 2. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
- 3. Структура и основные компоненты информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 3.1. Структура информационной технологии обработки данных
- 3.2. Основные компоненты информационной технологии управления
- Данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
- Планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).
- 3.3. Информационная технология автоматизированного офиса
- 3.4. Структура информационной технологии поддержки принятия решений
- 3.5. Компоненты информационной технологии экспертных систем
- 4. Инструментальные средства информационных технологий
- 4.1. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 4.2. Обработка экономической информации на основе табличных процессоров
- 4.3. Использование систем управления базами данных
- 4.4. Интегрированные программные пакеты
- Интегрированные пакеты для офиса
- 4.5. Информационные языки
- 5. Информационные технологии в системах распределенной обработки данных
- 5.1. Сетевой режим обработки информации
- Классификация сетевых технологий
- Ознакомление с предметной областью;
- Выбор сетевой операционной системы;
- Выбор аппаратного решения по компьютерам и коммуникационному оборудованию.
- 5.2. Интегрированные технологии в распределенных системах обработки информации
- Технология «клиент – сервер».
- Технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей.
- Технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.
- Модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access – rda).
- Модель сервера базы данных (Data Base Server – dbs).
- Модель сервера приложений (Application Server – as).
- Модель доступа к удаленным данным (rda)
- Модель сервера базы данных (dbs)
- Модель сервера приложений (as)
- 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- 6.1. Технологии экспертных систем
- 6.2. Нейросетевые технологии
- 7. Международные стандарты иту предприятиями
- 7.1. Планирование потребности в материалах (mrp I)
- 7.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- 7.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 7.4. Планирование ресурсов производства (mrp II)
- 7.5. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 7.6. Оптимизации управления ресурсами предприятий (erp II)
- 7.7. Cистема управления взаимоотношениями с клиентами (мвс)
- 7.8. Производство на мировом уровне (wcm)
- 8. Системы управления предприятием
- 8.1. 1С: Управление производственным предприятием
- 8.2. 1С: Управление производством
- 8.3. 1С: Планирование Планы продаж, производства и закупок
- Помощник планирования
- Планирование производства по сменам
- Рабочее место "Планирование"
- 8.4. 1С: Управление денежными средствами
- 8.5. 1С: Бухгалтерский учет
- 8.6. 1С: Управление поставками и запасами
- 8.7. 1С: Управление отношениями с клиентами (crm)
- 8.8. 1С: Управление персоналом
- 8.9. 1С: Управление торговлей
- 8.10. Интегрированная система управления предприятием Галактика erp
- 8.11. Интегрированный комплекс Oracle e-Business Suite
- 8.12. Система управления бизнесом sap r/3
- 8.13. Система Microsoft Axapta
- Преимущества Microsoft Axapta
- 8.14. Система электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов «евфрат»
- 9. Информационные системы и технологии государственного и муниципального управления
- 9.1. Направления информатизации государственного управления
- 9.2. Информатизация Совета Федерации
- 9.3. Информатизация Государственной Думы
- 9.4. Информационные технологии управления бюджетной системой
- 9.5. Информационные технологии управления налоговой системой
- 9.6. Информационная система Госкомстата
- 9.7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
- Направления информатизации фцп «Электронная Россия»
- 1. Внедрение технологий «электронного правительства».
- Экономический эффект от создания государственных порталов
- 2. Создание единой государственной системы управления и передачи Данных (егсупд).
- 3. Информатизация регионов.
- 4. Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (ас грн).
- 5. Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи.
- 6. Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.
- 9.8. Муниципальная информационная система
- 10. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления
- I стадия. Предпроектное обследование.
- II стадия. Проектирование.
- III стадия. Ввод системы в действие.
- IV стадия. Промышленная эксплуатация – кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.
- Литература