9.5. Информационные технологии управления налоговой системой
Система органов Государственной налоговой службы Российской федерации включает в себя:
Центральный орган государственного управления – Государственную налоговую службу РФ.
Государственные налоговые инспекции по республикам, краям, областям и другим субъектам федерации в составе РФ.
Государственные налоговые инспекции районов, городами и районам в городах.
Основной задачей Государственной налоговой службы Российской федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законом.
Первые уровни Государственной налоговой службы состоят из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредственное взаимодействие с налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами) осуществляют налоговые инспекции низового уровня. Они выполняют следующие функции.
Контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет.
Учет плательщиков налогов и платежей.
Обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и контроль за их своевременностью поступления в бюджет.
Проверка достоверности и своевременности бухгалтерской отчетности и расчетов, связанных с налогами.
Взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными, финансовыми и кредитными органами для контроля за правильностью исполнения законодательства.
Наложение финансовых санкций за нарушение законодательства и обеспечения правильности их исполнения.
Составление, анализ и представление в финансовые органы сведений о поступивших суммах налогов и платежей.
Составление, анализ и представление вышестоящим налоговым органам установленной отчетности.
Ведение делопроизводства и другие функции.
Для осуществления указанных функций в системе управления органами Госналогслужбы РФ создана автоматизированная информационная система «Налог».
Автоматизированная информационная технология в налоговой системе - совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и распространение информации в области налогообложения для достижения следующих целей.
Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.
Повышение оперативности и производительности труда налоговых инспекторов.
Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.
Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков.
Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.
Анализ динамики поступления налогов и возможность прогноза этой динамики.
Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.
Структура информационной системы налоговой службы является многоуровневой и состоит из функциональной и обеспечивающей части. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, использующих первичные документы и другую входную информацию для составления выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов.
Информационное обеспечение включает набор документов, показателей, классификаторов, кодов, методов их применения, а также информационные массивы, организованные в базы и банки данных. Состав базы данных зависит от специфики каждого рабочего места. К профессиональным базам данных в налоговых органах относятся:
Базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов и т.д.
Базы оперативных данных по налоговым поступлениям.
Базы производных и интегрированных данных на основе отчетных форм.
Базы писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому законодательству и т.д.
Значительное место в информационном обеспечении АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы: законодательные и нормативные акты по налогообложению, инструктивные и методические материалы, общеправовые вопросы. Эффективное использование и совместимость баз данных обеспечивается СУБД.
Информационная система обеспечена комплексом современных вычислительных средств и средств связи, программными средствами общего и прикладного назначения и построена по сетевому принципу.
Автоматизированная информационная система «Налог» позволяет расширить круг задач, решаемых Федеральной налоговой службой, повысить обоснованность принимаемых решений, рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, упорядочения информационных потоков.
Целями функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» являются [22]:
повышение эффективности функционирования системы налогообложения;
повышение оперативности работы и производительности труда налоговых инспекторов;
обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;
повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля соблюдения налогового законодательства;
анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;
информирование администраций различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;
сокращение объема бумажного документооборота.
Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях —документах. В отчетные периоды документооборот в территориальных инспекциях крупных районов и городов может достигать десятков тысяч документов ежедневно.
Взаимодействие государственных структур обеспечивается за счет слияния, взаимного обмена и использования различных баз данных:
государственного реестра налогоплательщиков;
банковских счетов налогоплательщиков;
сведений об участниках внешнеэкономической деятельности,
объемах и стоимости различных ценностей, пересекающих границу Российской Федерации;
сведения о движении средств на счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц и т. п.
Создание подобной системы требует решения ряда проблем:
создание компьютерных сетей в налоговых службах и предоставление им доступа к информационным ресурсам;
создание баз данных;
оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией;
разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы.
Существенной частью АИС налоговых органов являются автоматизированные информационно-справочные системы по законодательству: «Консультант Плюс», «Гарант» и др.
На региональном уровне в АИС «Налог» можно выделить следующие основные функциональные подсистемы [22]:
подготовка типовых отчетных форм;
контрольная деятельность;
методическая, ревизионная и правовая деятельность;
аналитическая деятельность территориальных инспекций Федеральной налоговой службы;
решение внутриведомственных задач.
Подсистема подготовки типовых отчетных форм обеспечивает формирование сводных таблиц статистических показателей, характеризующих деятельность Федеральной налоговой службы на региональном уровне.
Контрольная деятельность предусматривает ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц.
Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Министерства финансов РФ.
Аналитическая деятельность включает в себя анализ динамики налоговых платежей по категориям налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документационной проверке, анализ налогового законодательства и выработку рекомендаций по его усовершенствованию, анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др.
Для местного уровня характерен свой состав функциональных подсистем [22]:
регистрация предприятий;
камеральная проверка;
ведение лицевых карточек предприятий;
анализ состояния предприятия;
документационная проверка;
ведение нормативно-правовой документации;
внутриведомственные задачи;
обработка документов физических лиц.
Подсистема регистрации предприятий реализует функцию своевременного и полного учета налогоплательщиков.
Подсистема камеральной проверки реализует функции контроля правильности и своевременности представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.
Подсистема ведения лицевых карточек предприятий выполняет функции сбора данных о поступлении налогов в разрезе налогоплательщиков и видов налогов, контроля своевременности уплаты налогов в бюджет, начисления пени, вычисления сальдо по расчетам, выдачи справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т. д.
Подсистема анализа состояния предприятий использует информацию, получаемую в подсистемах регистрации предприятий, камеральной проверки, документационной проверки.
Подсистема документационной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов.
Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с нормативно-правовыми актами.
Подсистема внутриведомственных задач реализует задачи документационного, кадрового, бухгалтерского учета, материально-технического снабжения и др. в отношении налогового органа как отдельной организационной структуры.
Подсистему обработки документов физических лиц осуществляет контроль уплаты налогов физическими лицами В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.
Главным научно-исследовательским вычислительным центром (ГНИВЦ) разработано программное обеспечение для решения задач функциональной подсистемы «Налогообложение физических лиц».
Данный комплекс обеспечивает работу четырех автоматизированных рабочих мест:
АРМ «Инспектор»;
АРМ «Администратор»;
АРМ «Реестр физических лиц»;
АРМ «Бухгалтер».
Автоматизированное рабочее место в бюджетной и налоговой системах представляет собой совокупность информационных, программных и аппаратных ресурсов для автоматизации решения
Информатизация налоговых органов позволяет:
обеспечить экономию времени при выполнении сотрудниками налоговых служб своих функций;
ликвидировать очереди в налоговых инспекциях;
перейти к подаче деклараций в электронном виде и автоматизации налоговых расчетов с юридическими и физическими лицами;
проводить централизованную обработку налоговых документов и т. д.
- 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 1.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
- Функции информационных систем
- Типы информационных систем
- 1.2. Классификация информационных технологий
- Автоматизированные информационные технологии
- 1.3. Виды обеспечения и средства информационных технологий
- 2. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
- 3. Структура и основные компоненты информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 3.1. Структура информационной технологии обработки данных
- 3.2. Основные компоненты информационной технологии управления
- Данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
- Планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).
- 3.3. Информационная технология автоматизированного офиса
- 3.4. Структура информационной технологии поддержки принятия решений
- 3.5. Компоненты информационной технологии экспертных систем
- 4. Инструментальные средства информационных технологий
- 4.1. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 4.2. Обработка экономической информации на основе табличных процессоров
- 4.3. Использование систем управления базами данных
- 4.4. Интегрированные программные пакеты
- Интегрированные пакеты для офиса
- 4.5. Информационные языки
- 5. Информационные технологии в системах распределенной обработки данных
- 5.1. Сетевой режим обработки информации
- Классификация сетевых технологий
- Ознакомление с предметной областью;
- Выбор сетевой операционной системы;
- Выбор аппаратного решения по компьютерам и коммуникационному оборудованию.
- 5.2. Интегрированные технологии в распределенных системах обработки информации
- Технология «клиент – сервер».
- Технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей.
- Технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.
- Модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access – rda).
- Модель сервера базы данных (Data Base Server – dbs).
- Модель сервера приложений (Application Server – as).
- Модель доступа к удаленным данным (rda)
- Модель сервера базы данных (dbs)
- Модель сервера приложений (as)
- 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- 6.1. Технологии экспертных систем
- 6.2. Нейросетевые технологии
- 7. Международные стандарты иту предприятиями
- 7.1. Планирование потребности в материалах (mrp I)
- 7.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- 7.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 7.4. Планирование ресурсов производства (mrp II)
- 7.5. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 7.6. Оптимизации управления ресурсами предприятий (erp II)
- 7.7. Cистема управления взаимоотношениями с клиентами (мвс)
- 7.8. Производство на мировом уровне (wcm)
- 8. Системы управления предприятием
- 8.1. 1С: Управление производственным предприятием
- 8.2. 1С: Управление производством
- 8.3. 1С: Планирование Планы продаж, производства и закупок
- Помощник планирования
- Планирование производства по сменам
- Рабочее место "Планирование"
- 8.4. 1С: Управление денежными средствами
- 8.5. 1С: Бухгалтерский учет
- 8.6. 1С: Управление поставками и запасами
- 8.7. 1С: Управление отношениями с клиентами (crm)
- 8.8. 1С: Управление персоналом
- 8.9. 1С: Управление торговлей
- 8.10. Интегрированная система управления предприятием Галактика erp
- 8.11. Интегрированный комплекс Oracle e-Business Suite
- 8.12. Система управления бизнесом sap r/3
- 8.13. Система Microsoft Axapta
- Преимущества Microsoft Axapta
- 8.14. Система электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов «евфрат»
- 9. Информационные системы и технологии государственного и муниципального управления
- 9.1. Направления информатизации государственного управления
- 9.2. Информатизация Совета Федерации
- 9.3. Информатизация Государственной Думы
- 9.4. Информационные технологии управления бюджетной системой
- 9.5. Информационные технологии управления налоговой системой
- 9.6. Информационная система Госкомстата
- 9.7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
- Направления информатизации фцп «Электронная Россия»
- 1. Внедрение технологий «электронного правительства».
- Экономический эффект от создания государственных порталов
- 2. Создание единой государственной системы управления и передачи Данных (егсупд).
- 3. Информатизация регионов.
- 4. Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (ас грн).
- 5. Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи.
- 6. Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.
- 9.8. Муниципальная информационная система
- 10. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления
- I стадия. Предпроектное обследование.
- II стадия. Проектирование.
- III стадия. Ввод системы в действие.
- IV стадия. Промышленная эксплуатация – кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.
- Литература