logo search
TEKST_LEKTsIJ_po_______ABU

2. Информационное обеспечение автоматизированных банковских систем

Банковская технология представляет собой взаимоувязанную совокупность видов обеспечения, каждый их которых раскрывает сущность и состав ресурсов, реализующих функциональные задачи и необходимых для функционирования всей банковской системы. К основным из них относятся информационное, программное и техническое обеспечение.

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в банке, а также методы и принципы построения, состав и содержание баз данных.

Информационное обеспечение (внемашинное и внутримашинное) включает полный набор показателей, документов, классификаторов, файлов, баз данных, баз знаний, методов их использования в банковской работе, а также способы представления, накопления, хранения, преобразования, передачи информации, принятые в конкретной системе для удовлетворения любых ин формационных потребностей всех категорий пользователей в нужной форме и в требуемое время.

Ведущим направлением организации внутримашинного информационного обеспечения является технология баз и банков данных, хранилищ данных. К организации информационного обеспечения банковской деятельности предъявляется ряд требований. Наиболее важными из них являются: обеспечение для многих пользователей работы с данными в реальном времени; предоставление для обмена информацией возможности экспорта/импорта данных в разных форматах; безопасность хранения и передачи банковской информации; сохранение целостности информации при отказе аппаратуры.

Особенностью информационной системы банка является необходимость обработки двух типов данных, а именно оперативных и аналитических, поэтому в процессе функционирования АБС решается два класса задач:

1) обеспечение повседневной работы банка по вводу и обработке информации;

2) организация информационного хранилища в целях анализа данных для выявления тенденций развития, прогнозирования состояний, оценки и управления рисками и т.д.

Одним из новых направлений в создании АБС является объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.

Подход основан на объединении данных и процедур в рамках понятия «объект» в отличие от распространенного структурного подхода, при котором данные и процедуры определяются и реализуются отдельно.

Современные подходы к проектированию информационного обеспечения позволяют специалистам банка самостоятельно модифицировать и дополнять словарь информационной модели в терминах банковских продуктов или услуг, предоставляемых клиентам. Среди множества понятий, первичным является документ (договор, заявка, ордер, распоряжение и т.д.), который порождает последовательность действий по его исполнению, т.е. операции. Наряду с простыми могут создаваться и сложные операции, формироваться новые услуги – действия, которые необходимо выполнять и отражать их последовательность.

Для расширения предметной области баз данных используются механизмы гибких классификаторов, которые позволяют организовать нужные группировки объектов, удобно использовать их при формировании отчетов, поиске и переносе информации.