9.8. Муниципальная информационная система
Муниципальное образование является частью более крупных систем: политической, правовой, социальной, научно-технической, природной и т. д.
К элементам системы управления МО относятся:
население;
территория;
органы местного самоуправления;
органы территориального общественного самоуправления;
муниципальное имущество;
муниципальный бюджет;
инженерная и социальная инфраструктура.
Элементы системы муниципального образования взаимодействуют между собой и с макросредой посредством информационных, материальных и финансовых потоков. Информационные потоки, необходимые для реализации функций управления, связывают местную администрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации МО.
Стратегическими целями социально-экономического развития МО могут являются:
жилищное строительство;
развитие жилищно-коммунального хозяйства;
формирование благоприятного социального климата МО;
развитие экономики МО, формирование благоприятного хозяйственного климата, развитие инновационной деятельности;
повышение социальной безопасности личности, семьи, общества.
Для достижения указанных целей необходимо эффективное функционирование системы информационного обеспечения деятельности органов муниципального управления.
Информационной основой для реализации системы управления МО является муниципальная информационная система (МИС), обеспечивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной информацией все уровни муниципального управления.
Муниципальная информационная система представляет собой целостную технологическую, программную и информационную средусоздания, хранен ия, анализа и распространения информации в интересах муниципальных органов власти, предприятий и граждан. МИС является средством информационной поддержки муниципального управления, и ее необходимо рассматривать как объединение всех принятых в организации технологий обработки информации.
Можно выделить следующие направления использования современных информационных технологий в деятельности органов муниципального управления:
информационное взаимодействие субъектов муниципального управления (рис. 10);
информационно-аналитическая поддержка управленческих решений;
обеспечение безбумажной технологии обработки и хранения информации.
Рис. 10. Направления информатизации муниципального управления
Обобщенная структура муниципальной информационной системы (рис. 11) состоит из следующих компонентов:
ИСЦАА — информационная система центрального аппарата администрации;
ИСГД — информационная система городской Думы;
ИСТОМУ — информационная подсистема территориальных органов муниципального управления;
ИСООМУ — информационная подсистема отраслевых органов муниципального управления;
ИСФОМУ — информационная подсистема функциональных органов муниципального управления;
МИП — муниципальный интернет-портал;
ЦБД — центральная база данных;
ЕИП — единое информационное пространство города.
Рис. 11. Структура муниципальной информационной системы
Если учитывать частные и основные задачи МИС (рис. 12), то структуру системы, приведенную на рис. 11, можно дополнить следующими функционально обособленными комплексами и подсистемами:
подсистема бюджетного процесса;
подсистема нормативно-правового обеспечения органов местного самоуправления;
локальная вычислительная сеть мэрии;
подсистема документооборота и делопроизводства;
комплекс учета муниципальной собственности;
информационная подсистема «Население»;
мониторинговая подсистема социально-экономического развития города;
информационно-аналитическая система;
геоинформационная система города;
государственная автоматизированная система «Выборы»;
комплекс взаимодействия с глобальной сетью Интернет;
Рис. 12. Предназначение муниципальных информационных систем
подсистема регистрации юридических лиц и предпринимателей;
автоматизированная информационная система городского хозяйства;
муниципальная телекоммуникационная сеть.
Использование современных систем автоматизированного стратегического и оперативного управления муниципальным образованием позволит получить весомый экономический эффект.
Общие принципы создания ИС города, области, края, республики:
соответствие структуры ИС структуре управления территорией;
распределенная обработка информации;
соответствие организационного построения ИС административно-территориальной структуре региона;
интеграция (программные компоненты ИС должны быть взаимосвязаны на уровне обмена данными);
оптимальное сочетание централизации и децентрализации обработки информаии;
унификация форматов данных;
использование общей системы классификации и кодирования информации, форм представления информационных ресурсов, соглашений, протоколов;
информационная открытость в сочетании с принципом защиты информации от несанкционированного доступа, сохранения конфиденциальности персональных данных и секретности в соответствии с законодательством.
Информационная система города (области, края, республики) представляет собой комплекс сложных программных систем. Любая сложная ИС должна строиться, исходя из принципов:
масштабируемости (сохранение работоспособности системы при увеличении числа пользователей и объемов обрабатываемой информации, возможности последующей адаптации к растущим нагрузкам и дополнительным функциям: расширяемость для обеспечения возможности подключения к вновь появляющимся внешним системам);
открытости (возможность расширения функционального наполнения системы за счет открытого прикладного программного интерфейса);
модульности (деление системы на независимые модули с возможностью простого сопряжения).
- 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 1.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
- Функции информационных систем
- Типы информационных систем
- 1.2. Классификация информационных технологий
- Автоматизированные информационные технологии
- 1.3. Виды обеспечения и средства информационных технологий
- 2. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
- 3. Структура и основные компоненты информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 3.1. Структура информационной технологии обработки данных
- 3.2. Основные компоненты информационной технологии управления
- Данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
- Планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).
- 3.3. Информационная технология автоматизированного офиса
- 3.4. Структура информационной технологии поддержки принятия решений
- 3.5. Компоненты информационной технологии экспертных систем
- 4. Инструментальные средства информационных технологий
- 4.1. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 4.2. Обработка экономической информации на основе табличных процессоров
- 4.3. Использование систем управления базами данных
- 4.4. Интегрированные программные пакеты
- Интегрированные пакеты для офиса
- 4.5. Информационные языки
- 5. Информационные технологии в системах распределенной обработки данных
- 5.1. Сетевой режим обработки информации
- Классификация сетевых технологий
- Ознакомление с предметной областью;
- Выбор сетевой операционной системы;
- Выбор аппаратного решения по компьютерам и коммуникационному оборудованию.
- 5.2. Интегрированные технологии в распределенных системах обработки информации
- Технология «клиент – сервер».
- Технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей.
- Технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.
- Модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access – rda).
- Модель сервера базы данных (Data Base Server – dbs).
- Модель сервера приложений (Application Server – as).
- Модель доступа к удаленным данным (rda)
- Модель сервера базы данных (dbs)
- Модель сервера приложений (as)
- 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- 6.1. Технологии экспертных систем
- 6.2. Нейросетевые технологии
- 7. Международные стандарты иту предприятиями
- 7.1. Планирование потребности в материалах (mrp I)
- 7.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- 7.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 7.4. Планирование ресурсов производства (mrp II)
- 7.5. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 7.6. Оптимизации управления ресурсами предприятий (erp II)
- 7.7. Cистема управления взаимоотношениями с клиентами (мвс)
- 7.8. Производство на мировом уровне (wcm)
- 8. Системы управления предприятием
- 8.1. 1С: Управление производственным предприятием
- 8.2. 1С: Управление производством
- 8.3. 1С: Планирование Планы продаж, производства и закупок
- Помощник планирования
- Планирование производства по сменам
- Рабочее место "Планирование"
- 8.4. 1С: Управление денежными средствами
- 8.5. 1С: Бухгалтерский учет
- 8.6. 1С: Управление поставками и запасами
- 8.7. 1С: Управление отношениями с клиентами (crm)
- 8.8. 1С: Управление персоналом
- 8.9. 1С: Управление торговлей
- 8.10. Интегрированная система управления предприятием Галактика erp
- 8.11. Интегрированный комплекс Oracle e-Business Suite
- 8.12. Система управления бизнесом sap r/3
- 8.13. Система Microsoft Axapta
- Преимущества Microsoft Axapta
- 8.14. Система электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов «евфрат»
- 9. Информационные системы и технологии государственного и муниципального управления
- 9.1. Направления информатизации государственного управления
- 9.2. Информатизация Совета Федерации
- 9.3. Информатизация Государственной Думы
- 9.4. Информационные технологии управления бюджетной системой
- 9.5. Информационные технологии управления налоговой системой
- 9.6. Информационная система Госкомстата
- 9.7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
- Направления информатизации фцп «Электронная Россия»
- 1. Внедрение технологий «электронного правительства».
- Экономический эффект от создания государственных порталов
- 2. Создание единой государственной системы управления и передачи Данных (егсупд).
- 3. Информатизация регионов.
- 4. Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (ас грн).
- 5. Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи.
- 6. Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.
- 9.8. Муниципальная информационная система
- 10. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления
- I стадия. Предпроектное обследование.
- II стадия. Проектирование.
- III стадия. Ввод системы в действие.
- IV стадия. Промышленная эксплуатация – кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.
- Литература