4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов платежными
поручениями
Платежное поручение – платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару).
Платежное поручение на бумажном носителе представляется в банк-отправитель в двух экземплярах, если иное не предусмотрено в договоре, заключенном между банком и клиентом. Первый экземпляр платежного поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.
Платежные поручения используются для расчетов по товарным операциям (за товары, работы, услуги) и по нетоварным операциям (платежи в бюджет, возврат банковского кредита и уплата процентов по нему, уплата комиссии банку, переводы вознаграждения на счета физических лиц и др.).
Платежное поручение может представляться в банк на бумажном носителе или в электронном виде.
Платежные инструкции, поступившие в банк (сформированные банком) в электронном виде, должны быть заверены электронной цифровой подписью или другими средствами, подтверждающими достоверность и целостность сообщений.
При представлении платежных поручений в электронном виде банк при необходимости формирует на бумажном носителе их копии в необходимом количестве экземпляров.
На всех экземплярах копий платежных поручений на бумажном носителе перед реквизитами, содержащими наименование, номер, дату расчетного документа, переданного в электронном виде, делается запись: «Копия». Порядок оформления банком-отправителем данных копий должен соответствовать порядку оформления платежных поручений на бумажном носителе
Платежные поручения представляются в банк-отправитель в течение десяти календарных дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).
Платежное поручение может быть оформлено в полной и сокращенной форме.
В полной форме оно используется для оформления международных и внутренних банковских переводов. Кроме того, данная форма платежного поручения может использоваться в случае перевода (зачисления) денежных средств со счетов (на счета) физических лиц, у которых в номере счета указывается сборный лицевой счет, а после знака «/» указывается номер счета физического лица в соответствии с аналитическим учетом в банке.
Сокращенное платежное поручение используется для оформления внутренних банковских переводов.
Ответственность за достоверность и правильность информации, указанной в платежном поручении, несет плательщик.
Банк-отправитель вправе принять к исполнению постоянно действующее платежное поручение клиента, в соответствии с которым банк-отправитель обязуется переводить средства плательщика в пользу одного или нескольких бенефициаров в определенные сроки, при поступлении денежных средств на счет плательщика или в других случаях.
Постоянно действующее платежное поручение составляется в произвольной форме или в форме, разработанной банком, с указанием всех предусмотренных для платежных поручений обязательных реквизитов и представляется в банк-отправитель в одном экземпляре.
Не принятое к исполнению платежное поручение не позднее следующего банковского дня возвращается плательщику с указанием на оборотной стороне первого экземпляра платежного поручения причины возврата, заверенной подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя, либо банк-отправитель направляет плательщику в электронном виде сообщение о непринятии платежного поручения к исполнению.
При исполнении платежного поручения в полной сумме в день его поступления в банк на всех экземплярах платежного поручения проставляются подпись ответственного исполнителя, дата исполнения и штамп банка-отправителя. Первый экземпляр платежного поручения помещается в документы дня банка-отправителя. Второй экземпляр платежного поручения направляется плательщику.
Списание денежных средств со счета плательщика по постоянно действующему платежному поручению оформляется мемориальным ордером. Количество оформляемых банком-отправителем экземпляров мемориального ордера и порядок их использования должны соответствовать количеству и порядку использования экземпляров платежного поручения. Документы (их копии), оплаченные банком в соответствии с условиями постоянно действующего платежного поручения, помещаются в документы дня вместе с мемориальным ордером.
Таким образом, если на счете плательщика достаточно денежных средств, сумма платежного поручения списывается со счета плательщика и зачисляется на счет получателя (бенефициара), открытый в том же банке, или переводится на счет получателя в другой банк через корсчета банков (межбанковские расчеты).
В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств на счете плательщика:
Платежное поручение, не подлежащее помещению в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок», возвращается плательщику;
Платежное поручение, подлежащее помещению в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок», исполняется в пределах остатка денежных средств на счете. На всех экземплярах платежного поручения проставляются дата приема и отметка о помещении платежного поручения в указанную картотеку. На оборотной стороне всех экземпляров платежного поручения указывается сумма, в которой платежное поручение приходуется в данную картотеку. Указанная запись заверяется подписью ответственного исполнителя банка-отправителя. Для частичной оплаты платежного поручения оформляется мемориальный ордер.
Платежные поручения подлежат приему в картотеку в следующих случаях:
платежные поручения в белорусских рублях, платежи по которым подлежат исполнению в соответствии с законодательством вне очереди и в первую очередь;
платежные поручения в иностранной валюте, оформленные на перечисление денежных средств в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
Иные расчетные документы в картотеку не помещаются.
Срок нахождения документов в картотеке составляет 6 месяцев.
В автоматизированной системы «СТ.БАНК.ИТ» безналичные расчеты платежными поручениями осуществляются в модуле «Главная бухгалтерская книга», который предусматривает несколько способов помещения документов в модуль:
ручной ввод;
импорт документов из других подсистем;
автоматическое формирование документов при определенных условиях (так называемые программные документы);
импорт документов, пришедших от электронных клиентов, и т. д.
Все выполненные безналичные операции автоматически создают бухгалтерские проводки.
Безналичные расчеты осуществляются в задаче «Документы дня». Для систематизации потока введенных документов в «Документах дня» реализован механизм «Пачка». То есть все операции, проводимые по балансовым счетам в рамках банковского дня, группируются в пачки документов.
Каждый документ может быть в одном из статусов: «проведен», «отложен», «сторнирован».
В АБС реализован широкий диапазон типов проводок, отражающих предоставляемые банком услуги по перечислению денежных средств. Поэтому для выбора нужного вида безналичных переводов предусмотрен режим «проводка» в меню задачи «Документы дня».
Заполнив указанные в окне реквизиты по кнопке «Провести» сумма будет списана со счета плательщика и зачислена на счет получателя. В случае неверно введенных данных или при закрытой пачке система выдаст предупреждение на экран. В случае успешной проводки вы получите сообщение на экран, щелкнув по кнопке «OK» - на экране появится образ первичного документа (платежного поручения).
Для удобства пользователя в модуле разрешается вносить некоторые изменения, не затрагивающие баланс банка, в ранее проведенные документы (например, изменение валютных кассовых символов и т.д.).
Задача «Печать платежных документов» позволяет клиентам банка подготавливать и распечатывать документы любого типа для передачи в банк с возможностью выбора из справочников, сохранения в справочниках и копирования ранее сохраненных шаблонов платежных документов.
- Тема 1. Организация и технология
- 3. Понятие и классификация автоматизированных банковских
- Тема 2. Основы работы автоматизированных
- 1. Технология создания автоматизированных банковских
- 2. Информационное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 3. Программное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 4. Техническое обеспечение автоматизированных банковских систем
- 5. Состав автоматизированных рабочих мест и их взаимосвязь в абс
- Тема 3. Организация операционной работы в банковской автоматизированной системе
- 2. Основные функции комплекса «Операционный день банка»
- 3. Средства администрирования и эксплуатации комплекса
- Тема 4. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Автоматизация расчетной функции банка и принципы
- 2. Порядок организации межбанковских расчетов в
- 1. Система biss.
- 2. Система передачи финансовой информации (спфи).
- 3. Автоматизированная система «Центральный архив межбанковских расчетов» (ас ца мбр).
- 3. Порядок подключения прямых участников межбанковских
- 4. Порядок функционирования ас мбр
- 5. Автоматизация межбанковских расчетов в
- 6. Автоматизация межбанковских расчетов в расчетно-
- 7. Автоматизированная технология обработки платежного
- Тема 5. Автоматизация бухгалтерского учета операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов
- 1. Состав задач модуля расчетно-кассового обслуживания.
- 2. Автоматизация открытия и ведения счетов клиентов
- 3. Организация автоматизации безналичных расчетов
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов платежными
- 5. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов
- 6. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов с
- 7. Единое расчетное и информационное пространство
- 8. Автоматизация расчетов с использованием электронных
- 9. Автоматизация приходных и расходных кассовых операций
- 10. Автоматизация операций инкассации денежной выручки
- Тема 6. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 4. Автоматизация операций начисления и выплаты процентов
- Тема 7. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- Тема 8. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Порядок автоматизация денежных переводов через
- 2. Порядок регистрации и закрытия пункта обслуживания в
- 3. Очередность совершения операций при отправлении
- 4. Очередность совершения операций при выплате денежных
- 5. Расчеты между банком и агентом, центральным аппаратом
- Тема 9. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность заработной платы. Цель, задачи и
- 2. Автоматизация учета численности работников и рабочего
- 3. Виды удержаний из заработной платы
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов с персоналом
- Тема 10. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность и классификация основных
- 2. Оценка основных средств
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций, связанных с
- 3. Автоматизация начисления амортизации основных средств
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций банка,
- Тема 11. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Задачи автоматизации бухгалтерского учета
- 2. Оценка стоимости товарно-материальных ценностей
- 3. Автоматизация приобретения, приемки и оприходования
- 4. Автоматизация хранения и инвентаризации
- 5. Автоматизация отпуска товарно-материальных ценностей
- Тема 12. Подготовка бухгалтерской
- 1. Экономическая сущность и виды отчетности банка
- 2. Цели, задачи и принципы развития автоматизированной
- 3. Технология сбора и представления банковской отчетности в
- 4. Информационные технологии построения модели
- 5. Функциональные возможности подсистемы «ст.Банк.Ит.