6.1. Технологии экспертных систем
В развитии информационного обеспечения автоматизированных информационных технологий управления экономической деятельностью наибольший интерес представляют применения в области искусственного интеллекта. Одной из форм реализации достижений в этой области является создание экспертных систем – специальных компьютерных систем, базирующихся на системном аккумулировании, обобщении, анализе и оценке знаний высококвалифицированных специалистов – экспертов.
Исходя из собственного опыта, эксперт анализирует ситуацию и распознает наиболее полезную информацию и оптимизирует решение.
Экспертная система – совокупность методов и средств организации, накопления и применения знаний для решения сложных задач в некоторой предметной области. Экспертная система достигает высокой эффективности за счет целенаправленного перебора большого числа альтернатив при выборе решения, опираясь на высококачественный опыт группы специалистов, анализирует влияние большого объема новых факторов, оценивая их при построении стратегий, добавляя возможности прогноза.
Основой экспертной системы является совокупность знаний (база знаний), структурированных в целях формирования принятия решений. Экспертные системы разрабатываются с расчетом на обучение и способны обосновать логику выбора решения и обладают свойством адаптивности. У большинства экспертных систем имеется механизм объяснения того, каким образом система пришла к тому или иному решению.
Преимущества экспертных систем состоят в следующем.
Достигнутая компетентность не утрачивается, при этом может тиражироваться, воспроизводиться и наращиваться.
Имеют место более устойчивые результаты по сравнению с использованием специалистов, отсутствуют эмоциональные, психологические и другие факторы человеческой ненадежности.
Высокая стоимость разработки компенсируется низкой стоимостью эксплуатации системы, возможностью копирования, что в совокупности дешевле высококвалифицированных специалистов.
Отличиями экспертных систем от обычных компьютерных информационных систем являются:
экспертные системы манипулируют знаниями, тогда как другие системы – данными;
экспертные системы, как правило, дают эффективные оптимальные решения, хотя и способны иногда ошибаться, но в отличие от традиционных компьютерных систем они имеют ценное качество учиться на своих ошибках.
Ключевым элементом экспертной системы является база знаний. База знаний – это совокупность моделей, правил и факторов (данных), порождающих анализ и выводы для нахождения решений сложных задач в некоторой предметной области.
Выделенные и организованные в виде отдельных, целостных структур информационного обеспечения знания о предметной области дают возможность производить рассуждения не только на основе формальной (математической) логики, но и на основе опыта, фактов, аналогий, то есть приближают компьютерный аналитический процесс к процессу человеческого мышления.
База знаний накапливается в процессе создания и эксплуатации экспертной системы. Особенностью информационной технологии экспертных систем является неотделимость этих двух составляющих. Схема накопления и использования знаний при создании и эксплуатации системы приведена на рисунке.
Блок приобретения знаний отвечает за накопление знаний, формализацию их по установленным шаблонам и встраивание знаний в общую систему базы знаний. Блок логических выводов, следуя правилам математической логики, производит сопоставление правил с фактами и порождает непротиворечивые логические цепочки. Блок объяснений предоставляет пользователю последовательность шагов, которые привели экспертную систему к тому или иному решению с обоснованием каждого шага.
Структуризация и формализация знаний в экспертных системах основана на различных способах представления знаний, главными элементами которых являются факты и правила. Факты являются своеобразными атомами базы знаний, а правила устанавливают взаимосвязи между этими атомами и выражаются чаще всего в виде утверждений типа «Если …, то ….».
Искусственная компетентность экспертных систем не заменяет полностью человека. Эксперт-человек способен реорганизовать информацию и знания и использовать их для синтеза новых знаний. В области творческой деятельности люди обладают большими способностями по сравнению с компьютерными системами. Эксперты справляются с неожиданными поворотами событий и, используя новые подходы, способны проводить аналогии из других предметных областей. Эксперты адаптируются к изменяющимся условиям и приспосабливают свои стратегии к новым обстоятельствам в более широком диапазоне проблем и задач. Экспертные системы менее приспособлены к обучению на уровне новых концепций и новых правил, они оказываются не столь эффективны и вообще мало пригодны в тех случаях, когда необходимо учитывать всю сложность реальных задач. Эксперты могут непосредственно воспринимать весь комплекс входной информации: символьной, визуальной, графической, текстовой и т.п. У экспертной системы есть только символы, с помощью которых представлена база знаний. Преобразование информации в символьный вид неизбежно сопровождается потерей ее части.
- 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 1.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
- Функции информационных систем
- Типы информационных систем
- 1.2. Классификация информационных технологий
- Автоматизированные информационные технологии
- 1.3. Виды обеспечения и средства информационных технологий
- 2. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
- 3. Структура и основные компоненты информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- 3.1. Структура информационной технологии обработки данных
- 3.2. Основные компоненты информационной технологии управления
- Данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
- Планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).
- 3.3. Информационная технология автоматизированного офиса
- 3.4. Структура информационной технологии поддержки принятия решений
- 3.5. Компоненты информационной технологии экспертных систем
- 4. Инструментальные средства информационных технологий
- 4.1. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 4.2. Обработка экономической информации на основе табличных процессоров
- 4.3. Использование систем управления базами данных
- 4.4. Интегрированные программные пакеты
- Интегрированные пакеты для офиса
- 4.5. Информационные языки
- 5. Информационные технологии в системах распределенной обработки данных
- 5.1. Сетевой режим обработки информации
- Классификация сетевых технологий
- Ознакомление с предметной областью;
- Выбор сетевой операционной системы;
- Выбор аппаратного решения по компьютерам и коммуникационному оборудованию.
- 5.2. Интегрированные технологии в распределенных системах обработки информации
- Технология «клиент – сервер».
- Технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей.
- Технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.
- Модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access – rda).
- Модель сервера базы данных (Data Base Server – dbs).
- Модель сервера приложений (Application Server – as).
- Модель доступа к удаленным данным (rda)
- Модель сервера базы данных (dbs)
- Модель сервера приложений (as)
- 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- 6.1. Технологии экспертных систем
- 6.2. Нейросетевые технологии
- 7. Международные стандарты иту предприятиями
- 7.1. Планирование потребности в материалах (mrp I)
- 7.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- 7.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 7.4. Планирование ресурсов производства (mrp II)
- 7.5. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 7.6. Оптимизации управления ресурсами предприятий (erp II)
- 7.7. Cистема управления взаимоотношениями с клиентами (мвс)
- 7.8. Производство на мировом уровне (wcm)
- 8. Системы управления предприятием
- 8.1. 1С: Управление производственным предприятием
- 8.2. 1С: Управление производством
- 8.3. 1С: Планирование Планы продаж, производства и закупок
- Помощник планирования
- Планирование производства по сменам
- Рабочее место "Планирование"
- 8.4. 1С: Управление денежными средствами
- 8.5. 1С: Бухгалтерский учет
- 8.6. 1С: Управление поставками и запасами
- 8.7. 1С: Управление отношениями с клиентами (crm)
- 8.8. 1С: Управление персоналом
- 8.9. 1С: Управление торговлей
- 8.10. Интегрированная система управления предприятием Галактика erp
- 8.11. Интегрированный комплекс Oracle e-Business Suite
- 8.12. Система управления бизнесом sap r/3
- 8.13. Система Microsoft Axapta
- Преимущества Microsoft Axapta
- 8.14. Система электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов «евфрат»
- 9. Информационные системы и технологии государственного и муниципального управления
- 9.1. Направления информатизации государственного управления
- 9.2. Информатизация Совета Федерации
- 9.3. Информатизация Государственной Думы
- 9.4. Информационные технологии управления бюджетной системой
- 9.5. Информационные технологии управления налоговой системой
- 9.6. Информационная система Госкомстата
- 9.7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
- Направления информатизации фцп «Электронная Россия»
- 1. Внедрение технологий «электронного правительства».
- Экономический эффект от создания государственных порталов
- 2. Создание единой государственной системы управления и передачи Данных (егсупд).
- 3. Информатизация регионов.
- 4. Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (ас грн).
- 5. Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи.
- 6. Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.
- 9.8. Муниципальная информационная система
- 10. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления
- I стадия. Предпроектное обследование.
- II стадия. Проектирование.
- III стадия. Ввод системы в действие.
- IV стадия. Промышленная эксплуатация – кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.
- Литература