4. Автоматизация бухгалтерского учета операций
формирования и использования специальных резервов на
покрытие возможных убытков по кредитам
Порядок формирования и использования резерва определен Инструкцией о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе от 28 сентября 2006г. №138.
Формирование резервов осуществляется на основании произведенной банком классификации активов и условных обязательств. Классификация активов, подверженных кредитному риску, и оценка кредитных рисков производятся банком на комплексной основе в зависимости от способности должника исполнить свои обязательства.
В зависимости от уровня кредитного риска активы, подверженные кредитному риску, подразделяются на пять групп риска:
I группа риска – резерв формируется в размере 0,5% от общей суммы задолженности;
II группа – резерв формируется в размере от 10 до 30% от общей суммы задолженности;
III группа – резерв формируется в размере от 30 до 50% от общей суммы задолженности;
IV группа – резерв формируется в размере от 50 до 100% от общей суммы задолженности;
V группа – резерв формируется в размере 100 % от общей суммы задолженности.
Резерв формируется на сумму основного долга, в состав которого не включается задолженность по процентам, неустойкам (штрафам, пене), комиссионным и иным аналогичным платежам, обусловленным условиями договора.
Резерв формируется в белорусских рублях. По активам, подверженным кредитному риску, в иностранной валюте резерв по усмотрению банка может формироваться в валюте актива.
Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка, подверженным кредитному риску, осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету формирования и использования резервов на покрытие возможных убытков в банках Республики Беларусь от 23 сентября 2008г. № 312.
Автоматизация учета формирования и использования специальных резервов по активам, подверженным кредитному риску, и операций, не отраженных на балансе, должна решать следующие задачи:
автоматическая классификация кредитной задолженности и условных обязательств по степени надёжности;
мониторинг состояния задолженности в разрезе договоров и внебалансовых счетов;
ведение изменений категории финансовой неустойчивости заемщика;
расчёт суммы требуемого резерва на дату последней классификации;
мониторинг достаточности специального резерва на покрытие возможных убытков по активам и условным обязательствам, подверженным кредитному риску в разрезе договоров;
формирование распоряжений и платёжных инструкций на признание в учёте изменений величины созданного резерва и др. (рисунок 16).
Рисунок 16 – Автоматизация бизнес-процессов по
формированию и использованию специальных
резервов по активам, подверженным
кредитному риску
Данные программные решения предназначены для анализа риска возникновения убытков по причине неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых и иных имущественных обязательств перед банком, учтённых на балансовых счетах в соответствии с условиями договора.
Основными возможностями программно-технического комплекса выступают:
анализ текущего состояния задолженности по группе договоров или по конкретному предмету договора на заданную дату;
анализ состояния задолженности по отдельному договору с учётом окончания срока действия договора;
анализ качества обеспечения под исполнение обязательств по договору и изменения категории качества обеспечения по договору;
анализ достаточности созданного резерва на покрытие убытков по активам, подверженным кредитному риску с учётом группы риска неисполнения;
автоматическая классификация активов по степени надёжности с учётом состояния задолженности по договорам и категории финансовой неустойчивости контрагента.
Таким образом, встроенные в АБС инструменты оценки уровня риска по контрагентам и оценки достаточности созданного резерва позволяет регулировать величину созданного резерва на ежедневной основе в автоматическом режиме с формированием платёжных инструкций для отражения требуемых изменений в бухгалтерском учёте. Модуль является базой для подготовки отдельных форм нормативной отчётности и служит инструментом для выполнения специалистами банка функций внутреннего контроля за полнотой и достаточностью созданного резерва на покрытие возможного убытка по активам, подверженным кредитному риску, и условным обязательствам.
- Тема 1. Организация и технология
- 3. Понятие и классификация автоматизированных банковских
- Тема 2. Основы работы автоматизированных
- 1. Технология создания автоматизированных банковских
- 2. Информационное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 3. Программное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 4. Техническое обеспечение автоматизированных банковских систем
- 5. Состав автоматизированных рабочих мест и их взаимосвязь в абс
- Тема 3. Организация операционной работы в банковской автоматизированной системе
- 2. Основные функции комплекса «Операционный день банка»
- 3. Средства администрирования и эксплуатации комплекса
- Тема 4. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Автоматизация расчетной функции банка и принципы
- 2. Порядок организации межбанковских расчетов в
- 1. Система biss.
- 2. Система передачи финансовой информации (спфи).
- 3. Автоматизированная система «Центральный архив межбанковских расчетов» (ас ца мбр).
- 3. Порядок подключения прямых участников межбанковских
- 4. Порядок функционирования ас мбр
- 5. Автоматизация межбанковских расчетов в
- 6. Автоматизация межбанковских расчетов в расчетно-
- 7. Автоматизированная технология обработки платежного
- Тема 5. Автоматизация бухгалтерского учета операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов
- 1. Состав задач модуля расчетно-кассового обслуживания.
- 2. Автоматизация открытия и ведения счетов клиентов
- 3. Организация автоматизации безналичных расчетов
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов платежными
- 5. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов
- 6. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов с
- 7. Единое расчетное и информационное пространство
- 8. Автоматизация расчетов с использованием электронных
- 9. Автоматизация приходных и расходных кассовых операций
- 10. Автоматизация операций инкассации денежной выручки
- Тема 6. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 4. Автоматизация операций начисления и выплаты процентов
- Тема 7. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- Тема 8. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Порядок автоматизация денежных переводов через
- 2. Порядок регистрации и закрытия пункта обслуживания в
- 3. Очередность совершения операций при отправлении
- 4. Очередность совершения операций при выплате денежных
- 5. Расчеты между банком и агентом, центральным аппаратом
- Тема 9. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность заработной платы. Цель, задачи и
- 2. Автоматизация учета численности работников и рабочего
- 3. Виды удержаний из заработной платы
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов с персоналом
- Тема 10. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность и классификация основных
- 2. Оценка основных средств
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций, связанных с
- 3. Автоматизация начисления амортизации основных средств
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций банка,
- Тема 11. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Задачи автоматизации бухгалтерского учета
- 2. Оценка стоимости товарно-материальных ценностей
- 3. Автоматизация приобретения, приемки и оприходования
- 4. Автоматизация хранения и инвентаризации
- 5. Автоматизация отпуска товарно-материальных ценностей
- Тема 12. Подготовка бухгалтерской
- 1. Экономическая сущность и виды отчетности банка
- 2. Цели, задачи и принципы развития автоматизированной
- 3. Технология сбора и представления банковской отчетности в
- 4. Информационные технологии построения модели
- 5. Функциональные возможности подсистемы «ст.Банк.Ит.