logo
Сборная ответов к госэкзаменам

Глава III. Удостоверяющие центры Статья 8. Статус удостоверяющего центра

1. Удостоверяющим центром, выдающим сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, должно быть юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. При этом удостоверяющий центр должен обладать необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими ему нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписей за убытки, которые могут быть понесены ими вследствие недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах ключей подписей.

Требования, предъявляемые к материальным и финансовым возможностям удостоверяющих центров, определяются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Статус удостоверяющего центра, обеспечивающего функционирование корпоративной информационной системы, определяется ее владельцем или соглашением участников этой системы.

2. Деятельность удостоверяющего центра подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Статья 9. Деятельность удостоверяющего центра

1. Удостоверяющий центр:

2. Изготовление сертификатов ключей подписей осуществляется на основании заявления участника информационной системы, которое содержит сведения, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона и необходимые для идентификации владельца сертификата ключа подписи и передачи ему сообщений. Заявление подписывается собственноручно владельцем сертификата ключа подписи. Содержащиеся в заявлении сведения подтверждаются предъявлением соответствующих документов.

3. При изготовлении сертификатов ключей подписей удостоверяющим центром оформляются в форме документов на бумажных носителях два экземпляра сертификата ключа подписи, которые заверяются собственноручными подписями владельца сертификата ключа подписи и уполномоченного лица удостоверяющего центра, а также печатью удостоверяющего центра. Один экземпляр сертификата ключа подписи выдается владельцу сертификата ключа подписи, второй - остается в удостоверяющем центре.

4. Услуги по выдаче участникам информационных систем сертификатов ключей подписей, зарегистрированных удостоверяющим центром, одновременно с информацией об их действии в форме электронных документов оказываются безвозмездно.

Вопрос 12.2. Правовые основы лицензирования и сертификации в области защиты информации

Правовые основы лицензирования в области защиты информации

Законодательные основы лицензирования отдельных видов деятельности в РФ

Одним из важнейших методов государственного регулирования деятельности субъектов хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений является лицензирование отдельных видов деятельности. Лицензия (от лат. licentia - свобода, правомочие, власть) - выдаваемое уполномоченным лицом (лицензиаром) юридическим и физическим лицам (лицензиатам) разрешение на совершение определенных действий, без которого совершение таких действий признается неправомерным. Применительно к сфере лицензирования отдельных видов деятельности под лицензией понимается выдаваемое уполномоченным органом организациям и физическим лицам специальное разрешение на осуществление отдельных видов деятельности. Ст. 49 ГК РФ предусматривает, что виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяется только законом.

Одним из таких законов является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 г. (в ред. Федерального закона от 26.11.98 № 178-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

Действие закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Действие закона не распространяется на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Основные термины, принятые в законе:

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами.

Лицензирование - мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством РФ.

Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безоп-ти государства;

обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории РФ;

гласность и открытость лицензирования;

соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Критерии определения лицензируемых видов деятельности. В соответствии с настоящим Федеральным законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории РФ (для деятельности в области защиты государственной тайны – может осуществляться и за рубежом).

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Закон содержит обширный перечень лицензируемых видов деятельности (ст. 17). К области защиты государственной тайны имеют отношение следующие виды деятельности:

Виды деятельности, не включенные в статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», осуществляются со дня вступления в силу настоящего Федерального закона без лицензий. Исключение составляют случаи, когда лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (в том числе, в соответствии с Законом «О государственной тайне»).

Отказ от выдачи лицензии по основаниям, не предусмотренным правовыми актами о лицензировании, на основании ст. 13 ГК РФ может быть обжалованы в суде.

Согласно Закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее трех лет. Лицензии могут выдаваться на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением.

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено. Лицензия считается возобновленной после принятия соответствующего решения органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Приостановление действия лицензии может осуществляться также и другими органами, которым это право предоставлено законодательством РФ.

Лицензии выдаются отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта. Копии лицензии регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты.

Финансирование лицензирования проводится в пределах средств, выделяемых на содержание лицензирующих органов из соответствующих бюджетов.

Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:

Положением о лицензировании вводится особый порядок лицензирования деятельности предприятий ФСБ РФ, МО РФ, ФАПСИ при Президенте РФ, Федеральной пограничной службы РФ, СВР РФ, ГТК при Президенте РФ по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Такое лицензирование осуществляется руководителями министерств и ведомств РФ, которым подчинены указанные предприятия.

На орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, возлагается:

Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности заявление о выдаче лицензии и необходимые документ, содержащие сведения о заявителе.

Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до 30 дней.

Лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (далее именуются - руководители предприятий), и при выполнении следующих условий:

1) соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов РФ по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

2) наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;

3) наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не может быть менее 3 и более 5 лет.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов:

Государственными органами, ответственными за организацию и проведение специальных экспертиз предприятий, являются:

Для проведения специальных экспертиз эти государственные органы могут создавать аттестационные центры, которые получают лицензии в соответствии с требованиями настоящего Положения.

Аттестационные центры действуют на хозрасчетной основе. Специальные экспертизы проводятся на основе договора между предприятием и органом, проводящим специальную экспертизу. Расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия.

Государственная аттестация руководителей предприятий организуется органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, а также министерствами и ведомствами РФ, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий.

От государственной аттестации освобождаются руководители предприятий, имеющие свидетельство об окончании учебных заведений, уполномоченных осуществлять подготовку специалистов по вопросам защиты информации, составляющей государственную тайну.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4