logo
стоэи

2. Суть и особенности процессного подхода. Описание бизнес-процессов.

Процессный подход в управлении– подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании.

Внедрение процессного подхода в организации можно разбить на несколько этапов: прежде всего, выявляется сеть бизнес-процессов компании, затем процессы ранжируются по значимости, документируются и моделируются «как есть» (модель AS-IS). Затем проводится анализ построенных моделей и выявления «узких мест» процессов. На следующей стадии внедрения процессного подхода на основании полученных результатов строятся модели «как надо» (TO BE).

Процессный подход был разработан и применяется с целью создания горизонтальных связей в организации. Подразделения и сотрудники, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать работу в рамках процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства.

Процессный подход меняет понятие структуры организации. Основным элементом становится процесс. В соответствии с одним из принципов процессного подхода организация состоит не из подразделений, а из процессов.

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Коммуникация и принятие решений – связующие процессы.

Описание бизнес-процессов (классификация):

-основные бизнес-процессы. Являются те, которые ориентированы на производство продукции или оказание услуги, представляющих ценность для клиента, и, обеспечивающих получение дохода для предприятия. Как правило, основных бизнес-процессов на предприятии немного (не более десяти).

-обеспечивающие бизнес-процессы.Вспомогательные процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов. В общем виде они обеспечивают ресурсами все бизнес-процессы предприятия. В отличие от основных, количество обеспечивающих процессов достигает несколько десятков.

-бизнес-процессы развития.К процессам развития, как правило, относятся процессы совершенствования производимого продукта и услуги, технологии, оборудования, а также инновационные процессы.

-бизнес-процессы управления.Бизнес-процессы, которые охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и бизнес системы в целом, то есть взаимосвязанного множества всех бизнес-процессов предприятия. В основе построения технологии выполнения процессов управления лежит концепция контроллинга, которая позволяет сформировать полный цикл управления предприятием, начиная от стратегического планирования до анализа причин отклонений от плана и формирования управляющих воздействий. Полный цикл управления: планировать – выполнять – контролировать – корректировать.