2.2. Виды информационных технологий управления
Информационные технологии классифицируют по самым различным основаниям, в их числе: степень автоматизации информационных процессов, тип пользовательского интерфейса, степень централизации технологического процесса переработки информации, предметная область, масштабы и способ построения компьютерной сети, вид управляемого объекта. По степени автоматизации процессов информационные технологии и системы подразделяются на следующие группы:
- традиционные (ручные) - для них характерно отсутствие современных технических средств обработки информации. Все операции выполняются человеком по заранее четко определенным методикам и правилам;
- автоматизированные – это человеко-машинные системы, в которых основной объем работы и основные информационные процессы, рутинные операции реализуются средствами вычислительной техники, вместе с тем, человек принимает самое активное участие в управлении указанными процессами и операциями;
- автоматические – предусматривают, что все процессы и операции по переработке информации выполняются автоматически, без участия человека. За оператором остаются исключительно контрольные функции.
С учетом степени централизации технологического процесса переработки информации в системе управления принято различать централизованные, децентрализованные и комбинированные информационные технологии. Для централизованных технологий характерно то, что обработка информации и решение основных информационных задач производится в информационно-вычислительном центре, либо на центральном сервере существующей на предприятии информационно-вычислительной сети. Особое внимание при такой обработке уделяется разграничению доступа к данным. Децентрализованные технологии предполагают локальное применение компьютерной техники, при этом компьютеры устанавливаются в рабочих кабинетах на рабочих местах пользователей, создаются автоматизированные рабочие места (АРМ). С помощью АРМов решаются соответствующие профессиональные задачи (АРМ юриста, бухгалтера, проектировщика и т.д.). Комбинированнные технологии базируются на интегрированном процессе решения функциональных задач на рабочих местах с использованием совместных баз данных (с разделением прав доступа) и концентрацией основной части информации системы управления в автоматизированном банке данных.
Различия по типу пользовательского интерфейса позволяют группировать компьютерные информационные технологии следующим образом: пакетные (с централизованной обработкой), диалоговые и сетевые (многопользовательские). Для указанных видов информационных технологий различны возможности доступа пользователя к информационным, вычислительным, программным ресурсам, а также к самим информационным технологиям, используемым на объекте управления. Так, пакетная технология дает пользователю минимальные возможности влияния на ход обработки данных: зачастую эти возможности сводятся к запуску, настройке ограниченного набора параметров и остановке компьютерной обработки. По существу предполагается выполнение пользователем роли оператора ЭВМ. Диалоговые информационные технологии позволяют пользователю активно взаимодействовать с компьютером, оказывать существенное влияние на ход обработки информации, в частности, оперативно получать информацию для принятия управленческих решений, т.е. вести работу в так называемом интерактивном режиме. Ключевым признаком сетевых информационных технологий является предоставление в распоряжение пользователя телекоммуникационных средств доступа к территориально удаленным от него информационным и вычислительным ресурсам в реальном масштабе времени.
По масштабам и способу построения компьютерной сети различают локальные, многоуровневые (иерархические) и распределенные сетевые информационные технологии. Способ построения сети зависит, главным образом, от требований субъекта управления к оперативности информационного обмена и управления структурными подразделениями объекта. Использование сетевых технологий позволяет повысить оперативность информационного обмена и управления (см. параграфы 7.5-7.6).
К числу новых информационных технологий относят обычно видеотехнологии, мультимедиатехнологии, нейрокомпьютерные технологии, объектно-ориентированные технологии, технологии управления знаниями, интернет-технологии. Видеотехнологии предполагают обработку и использование в управлении изображений. Эффективность восприятия человеком информации повышается при возможности ее визуализации, вследствие ее наглядности, образности. Речь идет, в частности об организации и проведении видеоконференций, проведением совещаний между удаленными пользователями. При такой организации работы происходит визуализация участниками движущихся изображений коллег в реальном времени.
Мультимедиатехнологии основаны на комплексном представлении данных различного типа – символов, звука, изображений. Подобного рода технологии обеспечивают совместную обработку текста, таблиц, графиков, документов, изображений, звука, музыки, речи. Таким образом, формируется своего рода мультисреда. Согласно имеющейся статистике, пользователь при работе в мультисреде способен запомнить до 75 % воспринимаемой информации, тогда как из услышанной информации запоминается обычно в пределах 25 %. В это связи использование мультимедиатехнологий особенно эффективно в обучающих системах.
Нейрокомпьютерные технологии базируются на моделировании поведения нервных клеток человека (нейронов). Этот вид информационных технологий широко применяется в системах искусственного интеллекта (см. параграф 7.9.). К числу решаемых задач относятся распознавания образов, управление кредитными рисками, прогноз ситуации на фондовой бирже, определение стоимости недвижимости с учетом состояния здания и его окружения и т.д.
Объектно-ориентированные технологии означают ориентацию цикла обработки информации на выявленные взаимодействия некоторого множества объектов. В качестве объект выступают предметы, события, явления, процессы, которые выполняют определенные функции и являются источником или потребителем информации. К числу объектов могут относиться физические и юридические лица, оборудование, здания и сооружения, а также пользователи, программы, документы, файлы, базы данных и т.д. Использование объектно-ориентированных технологий позволяет повысить эффективность принимаемых управленческих решений, а также качество проектирования и программирования автоматизированных систем управления (см. параграф 7.4.).
Технологии управления знаниями направлены на создание информационной среды, в которой знания одного работника становились бы достоянием всех других работников, заинтересованных в использовании этого знания. Это делает значительно более эффективной совместную работу коллектива специалистов, прежде всего, над сложными научно-техническими и иными проектами. Ключевым элементом этих технологий является так называемая база знаний. По своей сущности база знаний - это сложно организованная информация по какой-либо предметной области, которая включает в себя набор данных, знаний (их моделей), а также правил логического вывода для работы со знаниями (см. параграф 7.9.).
Интернет-технологии опираются на объединение информационных сетей в глобальную (в масштабах планеты, страны, региона) информационную структуру. Информационные центры, входящие в сеть Интернет, предоставляют разнообразные информационные базы – новости, рекламную продукцию, официальные документы организаций, материалы нормативно-правового характера, тексты книг, иллюстрации, различного рода официальные, исторические и иные документы, распространяют компьютерные программы, предоставляют коммуникационный сервис, электронную почту и т.д.
В зависимости от предметной области различают информационные технологии банковской деятельности, бухгалтерского учета, страховой деятельности. Сюда же относятся информационные технологии науки, информационные технологии в медицине, в образовании (педагогические технологии - дистантное обучение и т.д.), в искусстве, а также используемые в сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях, на транспорте, на предприятиях связи, в правоохранительной сфере, информационные технологии формирования массовой культуры и т.д. Так, технологии паблик рилейшнз (пиар) в классическом понимании представляют собой систему информационно-аналитических действий, направленных на осуществление связей с общественностью и осуществляемых на основе честного и уважительного отношения к реципиенту. Вне такого классического понимания находятся приемы и методы так называемого черного пиара, нарушающие принятые в социуме нормы морали, «правила игры», в ряде случаев допускающие нарушения даже правового характера. В зависимости от решаемых задач выделяются специальные виды пиар-технологий, в их числе: обслуживание связей коммуникатора с государственными и общественными организациями; создание благоприятного образа личности; построение отношений со СМИ; управление процессом восприятия аудиторией и сообщениями; работа с кадрами, персоналом информационных центров; общественная экспертиза; поддержание взаимоотношений с инвесторами; проведение презентационных мероприятий: конкурсов, лотерей и др.; управление кризисными ситуациями и т.д.1
В составе рекламных технологий выделяются следующие их виды: аудиореклама – радиорепортажи, рекламные обращения, беседы; видеореклама – телезаставки, теледебаты, видеоролики и т.д.; распространение информационно-аналитических рекламных сообщений – публикация брошюр, статей, обзоров, интервью и т.д.; наружная реклама – афиши, транспаранты, рекламные щиты, листовки, надписи на стенах и т.д.; печатно-изобразительная реклама – плакаты, открытки, письма, обращения, календари, визитные карточки и т.д.; прямая почтовая реклама – рассылка почтовых сообщений конкретным потенциальным покупателям, избирателям и т.д.; распространение рекламных сувениров; компьютеризованные формы рекламы (Интернет, специальные информационные программы) и т.д.
Информационные технологии науки обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе широкого спектра математических методов и моделей. Обучающие информационные технологии используются для подготовки специалистов, при переподготовке и повышении квалификации работников. Информационные технологии в медицине используются для диагностики и лечения самых различных заболеваний. В зависимости от типа предметной области в соответствующих информационных технологиях преобладают чисто расчетные задачи, математическое моделирование, информационное взаимодействие с другими системами управления, справочные или тематические запросы, процедуры идентификации и т.д. Могут использоваться специфичные алгоритмы обработки информации. Назначение, идеологию, структуру всех видов информационных технологий и систем, независимо от их вида, определяет человек.
Организационной формой, своего рода средой для реализации набора информационных технологий управления является информационная система. Информационную систему не следует отождествлять с системой управления. Система управления включает в себя информационную систему как составную часть: информационная система предназначена для эффективного обеспечения информацией субъектов и объектов управления. По масштабам использования различаются: государственные, региональные, муниципальные информационные системы; информационные системы предприятий, учреждений, организаций; информационные системы индивидуального пользования.
По месту, занимаемому в системе государственного управления:
- информационные системы федерального значения – предназначены для информационного обслуживания аппарата административного управления центральных министерств и ведомств. Системы этого уровня используются, в частности, в подразделениях министерств и ведомств на местах во всех регионах страны;
- информационные системы регионального значения, иначе говоря, территориальные (региональные) системы – предназначены для информационного обслуживания управленческого аппарата региональных органов власти, а также управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории;
- информационные системы муниципального значения, иначе говоря, муниципальные системы - предназначены для информационного обслуживания управленческого аппарата муниципальных органов власти, используются в органах местного самоуправления.
Особенности закономерностей, действующих в информационных технологиях, определяются, главным образом, спецификой информации как ресурса, а также особенностями объекта информационной технологии.
- Московский государственный университет
- Оглавление
- Раздел 1. Методология информационных технологий управления
- Глава 1. Информация и управление
- 1.1. Понятие информации.
- Свойства информации.
- 1.3. Виды информации
- Источники информации
- Виды информации на различных уровнях управления
- Глава 2. Структура информационных технологий управления
- 2.1. Сущность информационной технологии управления
- 2.2. Виды информационных технологий управления
- 2.3. Объекты информационных технологий управления
- 2.4. Элементы информационных технологий управления
- 2.5. Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления
- 2. Технические науки.
- 2.2. Информатика
- 5.1. Геология, геохимия, геофизика и горные науки.
- 6.2. Философия, социология, психология и правовые науки.
- Раздел 2. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- Глава 3. Информационная база управления
- 3.1. Предметная область использования информационных технологий
- 3.2. Понятие и структура информационной базы управления
- 3.3. Информационные ресурсы и фонды
- 3.4. Языковые средства
- 3.5. Словари.
- 3.6. Ведение словарей
- Глава 4. Информационные процессы
- 4.1. Понятие и виды информационных процессов
- 4.2. Сбор (получение) информации.
- 4.3. Оценка информации в управлении
- 4.4. Передача информации.
- 4.5. Накопление информации
- 4.6. Хранение информации
- 4.7. Обработка информации
- 4.8. Выдача (представление) информации
- Глава 5. Информационные потоки
- 5.1. Информационные потоки в системе управления
- 5.2. Виды информационных потоков
- 5.3. Методы исследования информационных потоков
- 5.6. Оптимизация информационных потоков
- Глава 6. Аппаратные средства информационных технологий
- 6.1. Организационная техника
- 6.2. Вычислительная техника
- 6.3. Персональные компьютеры
- 6.4. Суперкомпьютеры
- 6.5. Периферийные устройства персонального компьютера
- 6.6. Презентационная техника
- Раздел 3. Организация компьютерных информационных систем
- Глава 7. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
- 7.1. Основы построения инструментальных средств информационных технологий
- 7.2. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 7.3. Компьютерные технологии обработки экономической информации на основе табличных процессоров
- 8.4. Технологии использования систем управления базами данных
- 7. 5. Сетевые компьютерные технологии
- 7.6. Компьютерные технологии распределенной обработки данных
- 7.7. Компьютерные технологии поиска документальной информации
- 7.8. Технологии интегрированных программных пакетов
- 7.9. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- Темы курсовых работ
- Информация как главное средство управления.
- Информационные ресурсы в предпринимательстве.
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Литература