3.2. Жизненный цикл пс
Жизненный цикл ПС это весь период его разработки и эксплуатации, от момента возникновения замысла до прекращения его использования. Выделяют пять подходов по созданию и использованию ПС.
Водопадный подход. Разработка ПС сводится к последовательному выполнению цепочки этапов. На каждом этапе создаются документы, используемые на следующих этапах. В исходном документе фиксируются требования к ПС, а сами программы создаются в конце этой цепочки.
Исследовательское программирование. Подход предполагает быструю реализацию рабочих версий программ, которые приближенно выполняют требуемые функции, и создание минимальной документации по их применению. После апробации программ производится их модификация с целью адаптации к пользователю. Процесс повторяется, пока программы не будут полностью адаптированы. Подход применялся на ранних этапах развития программирования, когда использовалась интуитивная технология программирования. Сегодня этот подход применяется, когда пользователи не могут точно сформулировать требования, например, для систем искусственного интеллекта.
Прототипирование. Подход моделирует начальную фазу исследовательского программирования до создания рабочих версий программ, и предназначен для проведения экспериментов с целью установки требований к ПС. В дальнейшем следует разработка ПС по установленным требованиям в рамках другого подхода, например, водопадного.
Формальные преобразования. Подход включает разработку формальных спецификаций ПС и превращение их в программы путем корректных преобразований. На этом подходе базируется CASE-технология. Формальные преобразования лежат в основе моделирования сложных систем на базе их объектно-ориентированного анализа.
Сборочное программирование. ПС конструируется из компонент, которые уже существуют и хранятся в библиотеке компонент, каждая из которых может многократно использоваться в разных ПС. Такие компоненты называются повторно используемыми. Процесс разработки ПС сводится к сборке программ из этих компонент.
Рассматривать будем водопадный подход. Он в наибольшей мере охватывает класс технологических процессов, используемых для разработки ПС. В его рамках создаются большие программные системы. Он единственный рассматривается в качестве индустриального подхода к разработке программного обеспечения. В его рамках различают следующие стадии жизненного цикла ПС: разработку, производство программных изделий (ПИ) и эксплуатацию (рис. 3).
Стадия разработки ПС состоит из четырех этапов: внешнее описание, конструирование, кодирование (программирование в узком смысле) и аттестация. Всем этапам сопутствуют процессы документирования и управления ПС. Этапы конструирования и кодирования часто перекрываются, иногда сильно. Кодирование некоторых частей ПС может начинаться до завершения этапа конструирования.
Э тап внешнего описания приводит к созданию документа, называемого внешним описанием ПС. Документ описывает поведения ПС с позиции внешнего наблюдателя и фиксирует требования относительно его качества. Внешнее описание начинается с анализа и определения требований к ПС со стороны пользователей (заказчика), и включает спецификацию этих требований.
Этап конструирования охватывает процессы разработки архитектуры ПС, структуризации его программ и их детальную спецификацию. Этап кодирования включает процессы создания текстов программ на языках программирования, их отладку и тестирование. На этапе аттестации производится оценка качества ПС. Если качество приемлемо, то разработка ПС считается законченной. Оформляется документ, фиксирующий результаты аттестации.
Программное изделие (ПИ) экземпляр или копия ПС. Изготовление ПИ это процесс генерации и/или воспроизведения (снятия копии) программ и программных документов с целью поставки пользователю. Производство ПИ это совокупность работ по изготовлению требуемого количества. Стадия производства ПИ вырожденная, рутинная, выполняемая автоматически и без ошибок.
Стадия эксплуатации охватывает хранение, внедрение и сопровождение ПС, транспортировку и применение ПИ по назначению. Состоит из параллельно проходящих фаз: применения, сопровождения. Применение использование ПС для решения задач на компьютере путем выполнения программ. Сопровождение сбор информации о качестве ПС при эксплуатации, устранение ошибок, доработка и модификация, а также извещение пользователей о внесенных изменениях.
- Введение в программирование и основы алгоритмизации
- 1.2. Понятие "правильной" программы
- 1.3. Надежность программного средства
- 1.4. Технология программирования как разработка надежных пс
- 1.5. Информатизация общества
- Тема 2 источники ошибок в программных средствах
- 2.1. Интеллектуальные возможности человека
- 2.2. Неправильный перевод как причина ошибок в пс
- 2.3. Модель перевода
- На каждом из этих шагов человек может совершить ошибку разной природы.
- 2.4. Основные пути борьбы с ошибками
- Тема 3 общие принципы разработки программных средств
- 3.1. Специфика разработки пс
- 3.2. Жизненный цикл пс
- 3.3. Понятие качества пс
- 3.4. Внешнего описания и его роль в обеспечении качества пс
- 3.5. Обеспечение надежности – основной мотив разработки пс
- 3.5. Борьба со сложностью систем и обеспечение точности перевода
- Тема 4 разработка структуры программы. Модульное и объектно-ориентированное программирование
- 4.1. Цель модульного программирования
- 4.2. Основные характеристики программного модуля
- 4.3. Методы разработки структуры программы
- 4.4. Объектно-ориентированное программирование
- 4.5. События и событийная модель
- Тема 5 Алгоритмизация и разработка программного модуля
- 5.1. Определение алгоритма
- Алгоритмизация - техника составления алгоритмов и программ для решения задач на эвм.
- 5.2. Изобразительные средства описания алгоритмов
- 5.3. Блок-схемы алгоритмов. Графические символы
- 5.4. Порядок разработки программного модуля
- 5.5. Структурное программирование
- 5.6. Пошаговая детализация и понятие о псевдокоде
- Тема 6 тестирование и отладка программного средства
- 6.1. Основные понятия
- 6.2. Принципы и виды отладки пс
- 6.3. Заповеди отладки пс
- 6.4. Автономная отладка пс
- Тема 7 Методы разработки алгоритмов
- 7.1. Метод частных целей
- 7.2. Метод подъема
- 7.3. Программирование с отходом назад
- Тема 8 Алгоритмы сортировки
- 8.1. Сортировка. Основные понятия
- 8.2. Пузырьковая сортировка
- 8.3. Сортировка с помощью дерева
- 8.4. Пирамидальная сортировка
- 8.5. Быстрая сортировка
- Тема 9 Алгоритмы поиска и перебора
- 9.1. Поиск. Основные понятия
- 9.2. Бинарный поиск
- 9.3. Поиск в сети
- Тема 10 Событийно-управляемое программирование на языке Visual Basic
- 10.1. Историческая справка
- 10.2. Основы Visual Basic
- Среда Windows: окна, события, сообщения
- Интерактивная разработка
- Интегрированная среда разработки
- 10.3. Формы и элементы управления
- Разработка и установка свойств формы
- События и методы формы
- Кнопки управления как основа выполнения действий
- 10.4. Элементы управления пользователя
- Флажки и переключатели
- Другие стандартные элементы управления
- 10.5. Фокус. Последовательность переходов. Меню Фокус
- Основы меню
- Контекстные меню
- Редактор меню
- Подсказки пользователю с помощью диалога
- Тема 11 Управление проектами
- 11.1. Работа с проектом и его структура
- 11.2. Работа с несколькими проектами
- 11.4. Установка параметров проекта
- 11.5. Дополнения и мастера
- Тема 12 Управляющие конструкции
- 12.1. Конструкции принятия решения (ветвление)
- 12.2. Циклы
- 12.3. Работа со структурами управления и досрочный выход из них
- Тема 13 Структура приложения. Техника написания кода
- 13.1. Структура приложения
- 13.2. Как работает событийное приложение
- 13.3. До начала кодирования
- 13.4. Техника написания кода
- 13.5. Автоматизация написания программы