1.5. Информатизация общества
Технологии программирования играли разную роль на разных этапах развития информатики как науки. По мере повышения мощности компьютеров и развития методологии программирования росла и сложность решаемых на компьютерах задач, что, в свою очередь, потребовало повышенного внимания к технологии программирования. Резкое удешевление стоимости компьютеров и, в особенности, стоимости хранения информации на компьютерных носителях привело к широкому внедрению компьютеров практически во все сферы человеческой деятельности. Это кардинальное обстоятельство и определило направленность технологии программирования. Человеческий фактор стал играть в ней решающую роль. Сформировалось достаточно глубокое понятие качества ПС, причем предпочтение стало отдаваться не столько его эффективности, сколько удобству работы с ним пользователя. Широкое использование компьютерных сетей привело к интенсивному развитию распределенных вычислений, дистанционному доступу к информации и электронному способу обмена сообщениями между людьми. Компьютерная техника из средства решения отдельных задач все более превращается в средство информационного моделирования реального и мыслимого мира, способного отвечать людям на интересующие их вопросы. Начинается этап глубокой информатизации (компьютеризации) человеческого общества. Все это ставит перед ТП новые и достаточно трудные проблемы.
Краткий исторический экскурс.
50-е годы. Маломощные компьютеры. Программирование ведется в машинном коде. Решаются научно-технические задачи (расчеты по формулам), задание на программирование содержит достаточно точную постановку задачи. Используется интуитивная технология программирования: сразу приступают к составлению программы по заданию, при этом задание часто меняется, что увеличивает время ее составления, документация оформлялась после создания программы. В этот период родилась фундаментальная для технологии программирования концепция модульного программирования, преодолевшая трудности программирования в машинном коде. Появились языки программирования высокого уровня, из которых только язык ФОРТРАН пробился в следующие десятилетия.
60-е годы. Бурное развитие и широкое использование языков программирования высокого уровня (АЛГОЛ, ФОРТРАН, КОБОЛ и др.), значение которых явно преувеличивается. Надежда, что эти языки решат проблемы, возникающие в процессе разработки больших программ, не оправдались. Повышение мощности компьютеров и накопление опыта программирования приводило к росту сложности решаемых задач. В процессе решения этих задач обнаружилась ограниченность языков, проигнорировавших модульную организацию программ. И только ФОРТРАН, сохранивший возможность модульного программирования, прошествовал в следующие десятилетия. Его пользователи не могли отказаться от него из-за мощного фонда программных модулей. Четко осознается важность методологии и технологии программирования. Появление в компьютерах системы прерываний приводит к развитию мультипрограммирования и созданию больших программных систем. Широко используется коллективная разработка программ, поставившая ряд технологических проблем.
70-е годы. Широкое распространение информационных систем и баз данных. Стоимость хранения одного бита информации на компьютерных носителях стала меньше, чем на традиционных носителях. Повысился интерес к компьютерным системам хранения данных. Началось интенсивное развитие технологии программирования в следующих направлениях: 1) развитие нисходящей разработки и структурного программирования; 2) развитие абстрактных типов данных и модульного программирования, возникновение идеи разделения спецификации и реализации модулей и использование модулей, скрывающих структуры данных; 3) исследование проблем обеспечения надежности и мобильности ПС; 4) создание методики управления коллективной разработкой ПС; 5) разработка инструментальных ПС поддержки технологии программирования.
80-е годы. Внедрение персональных компьютеров во все сферы человеческой деятельности и создание обширного и разнообразного контингента пользователей ПС. Бурное развитие пользовательских интерфейсов и создание концепции качества ПС. Появление языков программирования, например, Ада, учитывающих требования технологии программирования. Развитие методов и языков спецификации ПС. Бурный процесс стандартизации технологических процессов и документации, создаваемой в них. Выход на передовые позиции объектного подхода к разработке ПС. Развитие инструментальных сред их разработки и сопровождения. Создание концепции компьютерных сетей.
90-е годы. Широкий охват человеческого общества международной компьютерной сетью, с подключением персональных компьютеров как терминалов. Это породило ряд проблем технологического, юридического и этического плана по регулированию доступа к информации. Возникла проблема защиты информации и передаваемых по сети сообщений. Бурно развивается компьютерная технология разработки ПС (CASE-технология) и связанные с ней формальные методы спецификации программ. Наступил решающий этап информатизации и компьютеризации общества.
- Введение в программирование и основы алгоритмизации
- 1.2. Понятие "правильной" программы
- 1.3. Надежность программного средства
- 1.4. Технология программирования как разработка надежных пс
- 1.5. Информатизация общества
- Тема 2 источники ошибок в программных средствах
- 2.1. Интеллектуальные возможности человека
- 2.2. Неправильный перевод как причина ошибок в пс
- 2.3. Модель перевода
- На каждом из этих шагов человек может совершить ошибку разной природы.
- 2.4. Основные пути борьбы с ошибками
- Тема 3 общие принципы разработки программных средств
- 3.1. Специфика разработки пс
- 3.2. Жизненный цикл пс
- 3.3. Понятие качества пс
- 3.4. Внешнего описания и его роль в обеспечении качества пс
- 3.5. Обеспечение надежности – основной мотив разработки пс
- 3.5. Борьба со сложностью систем и обеспечение точности перевода
- Тема 4 разработка структуры программы. Модульное и объектно-ориентированное программирование
- 4.1. Цель модульного программирования
- 4.2. Основные характеристики программного модуля
- 4.3. Методы разработки структуры программы
- 4.4. Объектно-ориентированное программирование
- 4.5. События и событийная модель
- Тема 5 Алгоритмизация и разработка программного модуля
- 5.1. Определение алгоритма
- Алгоритмизация - техника составления алгоритмов и программ для решения задач на эвм.
- 5.2. Изобразительные средства описания алгоритмов
- 5.3. Блок-схемы алгоритмов. Графические символы
- 5.4. Порядок разработки программного модуля
- 5.5. Структурное программирование
- 5.6. Пошаговая детализация и понятие о псевдокоде
- Тема 6 тестирование и отладка программного средства
- 6.1. Основные понятия
- 6.2. Принципы и виды отладки пс
- 6.3. Заповеди отладки пс
- 6.4. Автономная отладка пс
- Тема 7 Методы разработки алгоритмов
- 7.1. Метод частных целей
- 7.2. Метод подъема
- 7.3. Программирование с отходом назад
- Тема 8 Алгоритмы сортировки
- 8.1. Сортировка. Основные понятия
- 8.2. Пузырьковая сортировка
- 8.3. Сортировка с помощью дерева
- 8.4. Пирамидальная сортировка
- 8.5. Быстрая сортировка
- Тема 9 Алгоритмы поиска и перебора
- 9.1. Поиск. Основные понятия
- 9.2. Бинарный поиск
- 9.3. Поиск в сети
- Тема 10 Событийно-управляемое программирование на языке Visual Basic
- 10.1. Историческая справка
- 10.2. Основы Visual Basic
- Среда Windows: окна, события, сообщения
- Интерактивная разработка
- Интегрированная среда разработки
- 10.3. Формы и элементы управления
- Разработка и установка свойств формы
- События и методы формы
- Кнопки управления как основа выполнения действий
- 10.4. Элементы управления пользователя
- Флажки и переключатели
- Другие стандартные элементы управления
- 10.5. Фокус. Последовательность переходов. Меню Фокус
- Основы меню
- Контекстные меню
- Редактор меню
- Подсказки пользователю с помощью диалога
- Тема 11 Управление проектами
- 11.1. Работа с проектом и его структура
- 11.2. Работа с несколькими проектами
- 11.4. Установка параметров проекта
- 11.5. Дополнения и мастера
- Тема 12 Управляющие конструкции
- 12.1. Конструкции принятия решения (ветвление)
- 12.2. Циклы
- 12.3. Работа со структурами управления и досрочный выход из них
- Тема 13 Структура приложения. Техника написания кода
- 13.1. Структура приложения
- 13.2. Как работает событийное приложение
- 13.3. До начала кодирования
- 13.4. Техника написания кода
- 13.5. Автоматизация написания программы