1.4. Технология программирования как разработка надежных пс
Под технологией программирования (ТП) понимается совокупность производственных процессов, приводящих к созданию ПС, а также описание этой совокупности процессов. В широком смысле - это технология разработки программных средств, включающая все процессы, начиная с момента зарождения идеи и кончая созданием программной документации. Каждый процесс этой совокупности базируется на использовании каких-либо методов и средств, например, компьютер. В этом случае говорят о компьютерной ТП. Близко к понятию ТП понятие программной инженерии, которая определяется как системный подход к разработке, эксплуатации, сопровождению и изъятию из обращения ПС. Главное различие между ТП и программной инженерией заключается в способе рассмотрения и систематизации материала. В ТП акцент делается на изучении процессов разработки ПС (технологических процессах) и порядке их прохождения. В программной инженерии изучаются методы и инструментальные средства разработки ПС, но с точки зрения достижения определенных целей.
ВЫВОД. В силу этих определений технология программирования концентрируется на изучении технологических процессов, приводящих к решению отдельной задачи или их взаимосвязанной совокупности, в то время как программная инженерия концентрируется на изучении общих методов и средств, определяющих жизненный цикл ПС с момента разработки до изъятия из обращения. В этом смысле программная инженерия и технология программирования соотносятся как общее и частное.
Следует различать технологию программирования и методологию программирования. В ТП методы рассматриваются с точки зрения организации технологических процессов - метод определяет технологию, а в методологии программирования - с точки зрения основ их построения, т.е. совокупности механизмов (программного инструментария), применяемых в процессе разработки программного обеспечения. Методология программирования отвечает на вопрос, как и посредством каких механизмов, программировать задачи, ТП - как создать надежное ПС и ввести его в эксплуатацию, а программная инженерия - как организовать и управлять жизненным циклом программ. В данном случае инженерия, технология и методология соотносятся как общее, особенное и частное. Поскольку надежность ПС является неотъемлемым его атрибутом, будем рассматривать ТП как технологию разработки надежных ПС. Это означает, что рассматривается весь процесс разработки ПС, начиная с возникновения замысла, в рамках которого изучаются вопросы построения программных конструкций, описания функций и принимаемых решений с точки зрения их неформального восприятия.
- Введение в программирование и основы алгоритмизации
- 1.2. Понятие "правильной" программы
- 1.3. Надежность программного средства
- 1.4. Технология программирования как разработка надежных пс
- 1.5. Информатизация общества
- Тема 2 источники ошибок в программных средствах
- 2.1. Интеллектуальные возможности человека
- 2.2. Неправильный перевод как причина ошибок в пс
- 2.3. Модель перевода
- На каждом из этих шагов человек может совершить ошибку разной природы.
- 2.4. Основные пути борьбы с ошибками
- Тема 3 общие принципы разработки программных средств
- 3.1. Специфика разработки пс
- 3.2. Жизненный цикл пс
- 3.3. Понятие качества пс
- 3.4. Внешнего описания и его роль в обеспечении качества пс
- 3.5. Обеспечение надежности – основной мотив разработки пс
- 3.5. Борьба со сложностью систем и обеспечение точности перевода
- Тема 4 разработка структуры программы. Модульное и объектно-ориентированное программирование
- 4.1. Цель модульного программирования
- 4.2. Основные характеристики программного модуля
- 4.3. Методы разработки структуры программы
- 4.4. Объектно-ориентированное программирование
- 4.5. События и событийная модель
- Тема 5 Алгоритмизация и разработка программного модуля
- 5.1. Определение алгоритма
- Алгоритмизация - техника составления алгоритмов и программ для решения задач на эвм.
- 5.2. Изобразительные средства описания алгоритмов
- 5.3. Блок-схемы алгоритмов. Графические символы
- 5.4. Порядок разработки программного модуля
- 5.5. Структурное программирование
- 5.6. Пошаговая детализация и понятие о псевдокоде
- Тема 6 тестирование и отладка программного средства
- 6.1. Основные понятия
- 6.2. Принципы и виды отладки пс
- 6.3. Заповеди отладки пс
- 6.4. Автономная отладка пс
- Тема 7 Методы разработки алгоритмов
- 7.1. Метод частных целей
- 7.2. Метод подъема
- 7.3. Программирование с отходом назад
- Тема 8 Алгоритмы сортировки
- 8.1. Сортировка. Основные понятия
- 8.2. Пузырьковая сортировка
- 8.3. Сортировка с помощью дерева
- 8.4. Пирамидальная сортировка
- 8.5. Быстрая сортировка
- Тема 9 Алгоритмы поиска и перебора
- 9.1. Поиск. Основные понятия
- 9.2. Бинарный поиск
- 9.3. Поиск в сети
- Тема 10 Событийно-управляемое программирование на языке Visual Basic
- 10.1. Историческая справка
- 10.2. Основы Visual Basic
- Среда Windows: окна, события, сообщения
- Интерактивная разработка
- Интегрированная среда разработки
- 10.3. Формы и элементы управления
- Разработка и установка свойств формы
- События и методы формы
- Кнопки управления как основа выполнения действий
- 10.4. Элементы управления пользователя
- Флажки и переключатели
- Другие стандартные элементы управления
- 10.5. Фокус. Последовательность переходов. Меню Фокус
- Основы меню
- Контекстные меню
- Редактор меню
- Подсказки пользователю с помощью диалога
- Тема 11 Управление проектами
- 11.1. Работа с проектом и его структура
- 11.2. Работа с несколькими проектами
- 11.4. Установка параметров проекта
- 11.5. Дополнения и мастера
- Тема 12 Управляющие конструкции
- 12.1. Конструкции принятия решения (ветвление)
- 12.2. Циклы
- 12.3. Работа со структурами управления и досрочный выход из них
- Тема 13 Структура приложения. Техника написания кода
- 13.1. Структура приложения
- 13.2. Как работает событийное приложение
- 13.3. До начала кодирования
- 13.4. Техника написания кода
- 13.5. Автоматизация написания программы