8.5. Быстрая сортировка
В пузырьковой сортировке производились обмены ключей (записей) в соседних позициях. В пирамидальной сортировке такие обмены совершались между ключами в позициях, связанных друг с другом бинарным деревом. Алгоритм сортировки Хоора или сортировки с разделение или быстрой сортировки использует иной механизм выбора значений для обменов. В названиях алгоритма подчеркиваются автор, или способ сортировки – последовательного дробления массива на части, или его эффективность. В подавляющем большинстве случаев быстрая сортировка дает лучшие временные результаты по сравнению с другими способами. Однако для нее нет гарантированной трудоемкости типа O(n log2 n), а в отдельных случаях ее трудоемкость достигает O(n2) и не может быть снижена. В ситуациях жесткого временного ограничения сортировку следует применять весьма осмотрительно.
Суть способа. Пусть – одномерный массив, а x – его элемент. Сначала выясним, как разбить массив S на две непустые непересекающиеся части S1 и S2 (S1 S2=S) так, чтобы в S1 оказались элементы, не превосходящие x , а в S2 – не меньше x: . Для этого рассмотрим пример. Пусть в массиве S зафиксирован элемент x=14. Просматриваем массив слева нап раво, пока не найдем . . Просматриваем массив справа налево, пока не найдем . . Меняем местами a и b. Продолжая этот процесс, придем к последовательности, разделенной на две части S1 и S2:
О Dim S() As Integer Const n As Integer = 10 Sub Быстрая_сортировка() 'Отладочный вариант Dim T1(1 To 13) As Integer, T2(1 To 13) As Integer Dim i As Integer, j As Integer, k As Integer, a As Integer, b As Integer, x As Integer, var As String ReDim S(1 To n): S(1)=6: S(2)=23: S(3)=17: S(4)=8: S(5)=14: S(6)=25: S(7)=6: S(8)=3: S(9)=30: S(10)=7 'For j = 1 To n: S(j) = Int(Rnd(Time) * 1000): Next j var = "Исходные:": For j = 1 To n: var = var & " " & Str(S(j)): Next j: MsgBox var k = 1: T1(1) = 1: T2(1) = n: 'Инициализация стека Do: a = T1(k): b = T2(k): k = k – 1 'Чтение из стека (выбор адресов не отсортированной правой части) Do: i = a - 1: j = b + 1: x = S((a + b)\2) 'Разделение массива или его части Do: Do: i = i + 1: Loop While S(i) < x: Do: j = j - 1: Loop While x < S(j) If i >= j Then 'Смыкание или перехлест границ частей массива If i <> j Then i = i – 1 'Раздвижка границ j = j + 1: GoTo 1 Else Swap S(i), S(j) 'Обмен "чужих" на "своих" End If Loop While j - i > 2 If j - i = 2 Then 'Выяснение граничной ситуации If S(i + 1) < x Then 'Люфт границ i = i + 1 Else 'Четкое разделение границ j = j - 1 End If End If 1: If j < b Then 'Правая часть массива не исчерпана k = k + 1: T1(k) = j: T2(k) = b 'Запись в стек (фиксация не отсортированной правой части) End If b = i 'Фиксация правой границы еще не отсортированной левой части Loop While a < b 'Левая часть не исчерпана Loop While k > 0 'Переход к анализу правой части var = "Отсортированные:": For j = 1 To n: var = var & " " & Str(S(j)): Next j: MsgBox var End Sub Sub Swap(ByRef x As Integer, ByRef y As Integer) 'Обмен значениями Dim m As Integer m = x: x = y: y = m End Sub
Выше приведена программа быстрой сортировки. В ней хранение адресов организовано в виде наращиваемого стека, выборка из которого производится в порядке, обратном занесению, т.е. последняя часть массива, адреса которой внесены в стек, обрабатывается первой. Сортировка идет в порядке возрастания значений элементов массива. При этом левая часть раздвоенной сортируемой последовательности сразу идет в дальнейшую обработку, а правая в виде начального и конечного адресов – сохраняется в стеке. Таким образом, в стеке сохраняются правые части раздвоенных ссужающихся последовательностей. Левая часть ссужающихся последовательностей обрабатывается до тех пор, пока ее границы не сомкнутся – последовательность вырождается в один элемент. Самым сложным моментом в алгоритме является анализ граничных ситуаций между частями последовательности – совместный анализ правой границы левой части и левой границы правой части. Выделяются четыре вида таких ситуаций.
1). Перехлест, когда правая граница левой части перешла левую границу правой части, но проходит по соседним элементам – раздвоение границ. Данная ситуация возникает, когда границы в результате своего движения синхронно подходят к двум соседним элементам слева и справа и при этом значения элементов располагаются по обе стороны выбранного уровня разделения (переменная x в программе) – левый элемент ниже уровня, а правый элемент выше уровня.
2). Смыкание, когда границы накладываются друг на друга, т.е. проходят по одному и тому же элементу. Ситуация возникает, когда границы синхронно подходят к элементу, значение которого совпадает с выбранным уровнем разделения.
3). Четкое разделение – границы не смыкаются, т.е. приходятся на соседние элементы.
4). Люфт, когда между границами располагается один непроанализированный элемент.
Следует отметить, что в отличие от первых двух ситуаций, возникающих в результате нерегулируемого движения границ (индексы i и j в программе), две последние ситуации организуются целенаправленно. Каждая из этих ситуаций должна быть проанализирована и в каждом случае должны быть вставлены регуляторы границ, чтобы привести их к четкому единому разделению. Для этого используется анализ элемента в ситуации люфта и передвижка границ, как в этой ситуации, так и при их перехлесте и смыкании.
- Введение в программирование и основы алгоритмизации
- 1.2. Понятие "правильной" программы
- 1.3. Надежность программного средства
- 1.4. Технология программирования как разработка надежных пс
- 1.5. Информатизация общества
- Тема 2 источники ошибок в программных средствах
- 2.1. Интеллектуальные возможности человека
- 2.2. Неправильный перевод как причина ошибок в пс
- 2.3. Модель перевода
- На каждом из этих шагов человек может совершить ошибку разной природы.
- 2.4. Основные пути борьбы с ошибками
- Тема 3 общие принципы разработки программных средств
- 3.1. Специфика разработки пс
- 3.2. Жизненный цикл пс
- 3.3. Понятие качества пс
- 3.4. Внешнего описания и его роль в обеспечении качества пс
- 3.5. Обеспечение надежности – основной мотив разработки пс
- 3.5. Борьба со сложностью систем и обеспечение точности перевода
- Тема 4 разработка структуры программы. Модульное и объектно-ориентированное программирование
- 4.1. Цель модульного программирования
- 4.2. Основные характеристики программного модуля
- 4.3. Методы разработки структуры программы
- 4.4. Объектно-ориентированное программирование
- 4.5. События и событийная модель
- Тема 5 Алгоритмизация и разработка программного модуля
- 5.1. Определение алгоритма
- Алгоритмизация - техника составления алгоритмов и программ для решения задач на эвм.
- 5.2. Изобразительные средства описания алгоритмов
- 5.3. Блок-схемы алгоритмов. Графические символы
- 5.4. Порядок разработки программного модуля
- 5.5. Структурное программирование
- 5.6. Пошаговая детализация и понятие о псевдокоде
- Тема 6 тестирование и отладка программного средства
- 6.1. Основные понятия
- 6.2. Принципы и виды отладки пс
- 6.3. Заповеди отладки пс
- 6.4. Автономная отладка пс
- Тема 7 Методы разработки алгоритмов
- 7.1. Метод частных целей
- 7.2. Метод подъема
- 7.3. Программирование с отходом назад
- Тема 8 Алгоритмы сортировки
- 8.1. Сортировка. Основные понятия
- 8.2. Пузырьковая сортировка
- 8.3. Сортировка с помощью дерева
- 8.4. Пирамидальная сортировка
- 8.5. Быстрая сортировка
- Тема 9 Алгоритмы поиска и перебора
- 9.1. Поиск. Основные понятия
- 9.2. Бинарный поиск
- 9.3. Поиск в сети
- Тема 10 Событийно-управляемое программирование на языке Visual Basic
- 10.1. Историческая справка
- 10.2. Основы Visual Basic
- Среда Windows: окна, события, сообщения
- Интерактивная разработка
- Интегрированная среда разработки
- 10.3. Формы и элементы управления
- Разработка и установка свойств формы
- События и методы формы
- Кнопки управления как основа выполнения действий
- 10.4. Элементы управления пользователя
- Флажки и переключатели
- Другие стандартные элементы управления
- 10.5. Фокус. Последовательность переходов. Меню Фокус
- Основы меню
- Контекстные меню
- Редактор меню
- Подсказки пользователю с помощью диалога
- Тема 11 Управление проектами
- 11.1. Работа с проектом и его структура
- 11.2. Работа с несколькими проектами
- 11.4. Установка параметров проекта
- 11.5. Дополнения и мастера
- Тема 12 Управляющие конструкции
- 12.1. Конструкции принятия решения (ветвление)
- 12.2. Циклы
- 12.3. Работа со структурами управления и досрочный выход из них
- Тема 13 Структура приложения. Техника написания кода
- 13.1. Структура приложения
- 13.2. Как работает событийное приложение
- 13.3. До начала кодирования
- 13.4. Техника написания кода
- 13.5. Автоматизация написания программы