5.1. Определение алгоритма
Термин "алгоритм" применяется широко и не только в области вычислительной техники и программирования. Происходит от имени средневекового арабского математика Абу Джафара ибн Муссы аль-Хорезми. Редакция последней части имени в европейских языках привела к образованию термина "алгорифм" или "алгоритм". Первоначально термин "алгоритм" означал операции над числами. Потом это понимание утратилось, и его стали применять только к алгоритму Евклида.
Алгоритм Евклида был предназначен для нахождения наибольшего общего делителя пары натуральных чисел (m, n).
п1. {Нахождение остатка} r:=m mod n.
п2. {Замена} m:=n; n:=r.
п3. {Остановка?} Если n0, то переход к п1.
п4. {Остановка процесса} m - искомое число.
Представленное описание алгоритма – это последовательность шагов, направленных на достижение некоторого результата (наибольшего общего делителя.).
Алгоритм – точное предписание, задающее алгоритмический процесс, который начинается с произвольного значения исходного данного из некоторой их совокупности. Процесс направлен на получение результата, полностью определенного этим данным.
Алгоритмический процесс – процесс последовательного преобразования конструктивных объектов (слов, чисел, пар слов, пар чисел, предложений и т.п.), происходящий дискретными шагами. Каждый шаг состоит в смене одного объекта другим.
Конструктивный объект - объект, над которым производится преобразование. К их числу относятся числа, буквы, слова, графы, логические выражения и т.д.
В алгоритме Евклида конструктивными объектами являются пары чисел. Смена конструктивных объектов, например, для чисел m=10, n =4 выглядит так: (10, 4) (4, 2) (2, 0).
Как правило, для заданного алгоритма можно выделить семь независимых параметров: 1) совокупность исходных данных, 2) совокупность промежуточных результатов, 3) совокупность результатов, 4) правило начала, 5) правило непосредственной переработки, 6) правило окончания, 7) правило извлечения результата. Для алгоритма Евклида эти параметры таковы.
I = {(m, n)| m n}.
P = {(m, n)| m n}.
R = {m|m > 0}.
Ввести пару чисел (m, n) таких, что m n.
(m, n) (n, m mod n).
Если в паре (m, n) n = 0, то останов.
Результатом является первое число пары (m, 0). Вывод m на устройство вывода.
Основные свойства алгоритма
Определенность - однозначность, исключающая произвольность толкования любого из предписаний и заданного порядка исполнения алгоритма.
Результативность - через определенное число шагов вычислительный процесс должен привести к выдаче результатов или сообщения о невозможности решения задачи.
Массовость - решение однотипных задач с различными исходными данными можно осуществлять по одному и тому же алгоритму, что обеспечивает создание типовых программ для решения задач при различных вариантах задания значений исходных данных.
Дискретность - вычислительный процесс, предопределенный алгоритмом, можно расчленить на отдельные этапы и элементарные операции.
- Введение в программирование и основы алгоритмизации
- 1.2. Понятие "правильной" программы
- 1.3. Надежность программного средства
- 1.4. Технология программирования как разработка надежных пс
- 1.5. Информатизация общества
- Тема 2 источники ошибок в программных средствах
- 2.1. Интеллектуальные возможности человека
- 2.2. Неправильный перевод как причина ошибок в пс
- 2.3. Модель перевода
- На каждом из этих шагов человек может совершить ошибку разной природы.
- 2.4. Основные пути борьбы с ошибками
- Тема 3 общие принципы разработки программных средств
- 3.1. Специфика разработки пс
- 3.2. Жизненный цикл пс
- 3.3. Понятие качества пс
- 3.4. Внешнего описания и его роль в обеспечении качества пс
- 3.5. Обеспечение надежности – основной мотив разработки пс
- 3.5. Борьба со сложностью систем и обеспечение точности перевода
- Тема 4 разработка структуры программы. Модульное и объектно-ориентированное программирование
- 4.1. Цель модульного программирования
- 4.2. Основные характеристики программного модуля
- 4.3. Методы разработки структуры программы
- 4.4. Объектно-ориентированное программирование
- 4.5. События и событийная модель
- Тема 5 Алгоритмизация и разработка программного модуля
- 5.1. Определение алгоритма
- Алгоритмизация - техника составления алгоритмов и программ для решения задач на эвм.
- 5.2. Изобразительные средства описания алгоритмов
- 5.3. Блок-схемы алгоритмов. Графические символы
- 5.4. Порядок разработки программного модуля
- 5.5. Структурное программирование
- 5.6. Пошаговая детализация и понятие о псевдокоде
- Тема 6 тестирование и отладка программного средства
- 6.1. Основные понятия
- 6.2. Принципы и виды отладки пс
- 6.3. Заповеди отладки пс
- 6.4. Автономная отладка пс
- Тема 7 Методы разработки алгоритмов
- 7.1. Метод частных целей
- 7.2. Метод подъема
- 7.3. Программирование с отходом назад
- Тема 8 Алгоритмы сортировки
- 8.1. Сортировка. Основные понятия
- 8.2. Пузырьковая сортировка
- 8.3. Сортировка с помощью дерева
- 8.4. Пирамидальная сортировка
- 8.5. Быстрая сортировка
- Тема 9 Алгоритмы поиска и перебора
- 9.1. Поиск. Основные понятия
- 9.2. Бинарный поиск
- 9.3. Поиск в сети
- Тема 10 Событийно-управляемое программирование на языке Visual Basic
- 10.1. Историческая справка
- 10.2. Основы Visual Basic
- Среда Windows: окна, события, сообщения
- Интерактивная разработка
- Интегрированная среда разработки
- 10.3. Формы и элементы управления
- Разработка и установка свойств формы
- События и методы формы
- Кнопки управления как основа выполнения действий
- 10.4. Элементы управления пользователя
- Флажки и переключатели
- Другие стандартные элементы управления
- 10.5. Фокус. Последовательность переходов. Меню Фокус
- Основы меню
- Контекстные меню
- Редактор меню
- Подсказки пользователю с помощью диалога
- Тема 11 Управление проектами
- 11.1. Работа с проектом и его структура
- 11.2. Работа с несколькими проектами
- 11.4. Установка параметров проекта
- 11.5. Дополнения и мастера
- Тема 12 Управляющие конструкции
- 12.1. Конструкции принятия решения (ветвление)
- 12.2. Циклы
- 12.3. Работа со структурами управления и досрочный выход из них
- Тема 13 Структура приложения. Техника написания кода
- 13.1. Структура приложения
- 13.2. Как работает событийное приложение
- 13.3. До начала кодирования
- 13.4. Техника написания кода
- 13.5. Автоматизация написания программы