Технологии исследования финансово-хозяйственной деятельности
Основой организации финансов предприятий является наличие финансовых ресурсов в размерах, достаточных для осуществления производственной и коммерческой деятельности. Финансовые отношения предприятий строятся на ряде общих и специфических принципов. К ним, в первую очередь, следует отнести принцип плановости, коммерческого расчета, принцип обеспечения финансовых резервов, принципы разграничения средств основной и инвестиционной деятельности, источников формирования оборонных средств на собственные и заемные, принцип их сохранности. Важной стороной деятельности финансов предприятии является формирование, управление и использование средств целевых денежных фондов, что и является содержанием еще одного принципа организации финансов предприятий. Данные подходы подробно рассмотрены в литературе [190].
В соответствии с базовыми принципами коммерческой и производственной сферы создаются пакеты прикладных программ для автоматизации различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрим некоторые из них.
Программный продукт «Альт-Инвест-Прим» версии 3.0 фирмы «Альт» предназначен для проведения экспресс-оценки коммерческой привлекательности инвестиционных проектов, не требующих дополнительной проработки исходной информации. Программа позволяет произвести отбор проекта из большого потока коммерческих предложений, оценить потенциальную коммерческую привлекательность проекта, выбрать направления его дальнейшей проработки [140].
Для начала работы с программой необходимо загрузить пакет MS Excel, а затем открыть исходный файл «aip**.xls». Далее, в целях сохранения возможности обращения к исходной версии системы, следует записать файл под новым именем, например, «investl.xls».
После загрузки файла «aip**.xls» на экране появляется рабочее окно, которое имеет вид, представленный на рис. 104.
Рис. 104. Рабочее окно программы «Альт-Инвест-Прим»
Файл «aip**.xls» представляет собой рабочую книгу, состоящую из взаимосвязанных рабочих листов: лист «MAIN», девять листов диаграмм (DIAG 1 - D1AG 9), лист «SENSITIVITY», четыре вспомогательных листа «Zl», «Z», «О», «Р», лист «Модуль 1», управляющий работой системы. Пользователю достаточно обращений к листам «MAIN», «SENSITIVITY», листам диаграмм.
Основным листом программы, в котором производятся расчеты по оценке эффективности проекта, является лист «MAIN». В обобщенном виде лист «MAIN» состоит из двух блоков: 1) ввод исходных данных по проекту; 2) проведение расчетов с созданием отчетных и аналитических форм табличного вида.
При внесении исходных данных информация отображается на экране дисплея с использованием четырех цветов: зеленый – ячейки для ввода исходных данных по проекту; синий – исходные данные о состоянии предприятия на момент начала формирования инвестиционного плана; черный – ячейки автоматического расчета значений показателей; красный – отрицательные значения, на которые следует обратить внимание.
После вызова пользователем листа «MAIN» на экране появляется рабочее окно (см. рис. 104). Мы видим, что над таблицами листа «MAIN» расположены четыре функциональные кнопки: «Change Font» – смена шрифта; «English (Russian)» – смена языка оформления; «Настройка» – автоматическая настройка на требуемый горизонт исследования; «Печать» – вывод результатов расчета на принтер.
Таблицы листа «МАIN», в которые заносятся исходные данные, предназначены для описания развития инвестиционного проекта во времени и содержат n-количество столбцов в зависимости от количества интервалов планирования (количество интервалов можно изменить с помощью кнопки «Настройка»). Столбец «А» содержит наименование таблиц и табличных показателей на русском языке, а столбец «В» – на английском языке. В зависимости от выбора языка оформления один из столбцов окажется скрытым (при выборе русского языка скрывается столбец «В», а английского – столбец «А»). В непустые ячейки столбца «С» заносятся исходные данные. Столбцы «D – О» соответствуют интервалам планирования и содержат числовую информацию о проекте, которая является результатом расчетов. Столбец «Р» содержит расчет ликвидационной (остаточной) стоимости проекта. Столбец «Q» является итоговым и содержит суммы по строке с первого по последний интервалы планирования.
Предварительным этапом использования таблиц листа «МАIN» является внесение общих исходных данных, характеризующих инвестиционный проект. На рис. 104 видно, что форма для ввода данных находится непосредственно после области функциональных кнопок. В форму заносится имя пользователя, наименование проекта, выбранная расчетная денежная единица (рубли, доллары, немецкие марки и т.д.), коэффициент пересчета валют, продолжительность интервала планирования (30, 90, 180, 360 дней), количество рассматриваемых интервалов, количество видов продукции. Затем пользователь вводит данные и получает автоматический расчет результатов и анализ показателей в основных табличных формах (№1 - №19) листа «MAIN». В целом, вертикальная структура файла «MAIN» представлена в табл. 34.
Таблица 34
Вертикальная структура файла «MAIN»
№ табли-цы | Наименование таблицы | Блок системы интегрированной документации (функциональное назначение) |
0 |
| ИД/ОД |
1 | Производственная мощность | ИД |
2 | Объем производства и продаж | ИД |
3 | Выручка от реализации | Р |
4 | Прямые материальные затраты | ИД |
5 | Затраты на оплату труда | ИД |
6 | Производственные затраты | ИД |
7 | Потребность в чистом оборотном капитале | ИД |
8 | Лизинг основных средств | ИД |
9 | Инвестиционные затраты | ИД |
10 | Источники финансирования | ИД |
11 | Отчет о прибыли | Р |
12 | Отчет о движении денежных средств (I) | Р |
13 | Отчет о движении денежных средств (II) | Р |
14 | Баланс | Р |
15 | Коэффициенты финансовой оценки | АР |
16 | Анализ эффективности проекта (без учета внешнего финансирования) | АР |
17 | Анализ эффективности проекта (с учетом кредитования) | АР |
18 | Инфляция и процентные ставки | ИД |
19 | Служебная информация | ОД |
Сокращения: ОД – общие данные о проекте, ИД – исходные данные, Р – результаты расчетов, АР – анализ результатов расчетов.
Полученный инвестиционный проект может быть подвергнут анализу на чувствительность к изменению исходных параметров расчета. Для этих целей пользователю cледует вызвать лист «SENSITIVITY», организованный аналогично листу «MAIN» и содержащий одну таблицу. Столбцы таблицы «А» и «В» содержат наименования показателей на русском и английском языках. В столбец «С» заносятся значения исходных параметров, принимаемые за 100 %. Исходными считаются величины, рассчитанные для проекта на основном листе «MAIN». Если же на листе «MAIN» в данные вносились изменения, то для адекватного анализа чувствительности следует предварительно нажать функциональную кнопку «Пересчет» листа «SENSITIVITY».
По мнению разработчиков программы, наиболее подвержены риску непредвиденных колебаний следующие показатели:
• объем производства продукции (в натуральном выражении);
• выручка от реализации продукции (в денежном выражении);
• операционные затраты;
• инвестиционные затраты;
• ставка сравнения.
Для анализа чувствительности задается отклонение параметра от исходного значения в большую или меньшую сторону в процентах. Между максимальным и минимальным значениями параметра установлено семь аналитических точек. Изменяя разницу между соседними точками или, так называемый, шаг изменения уровней, можно варьировать диапазон анализа. В рассматриваемой версии программы шаг изменения уровней принят равным 10 %, но он может быть изменен пользователем по собственному усмотрению. В столбцах D – Y таблицы листа «SENSITIVITY» представлен диапазон изменения коэффициентов вариации (в %) и результаты расчета в виде изменения исходных показателей и величины чистой текущей стоимости проекта (NPV). Блок «SENSITIVITY» позволяет проводить однопараметрический (при изменении одного из ключевых параметров) и многопараметрический (при изменении нескольких или всех параметров) анализ с построением диаграмм чувствительности. В табл. 35 приведен фрагмент расчета чувствительности на условном примере.
Таблица 35
АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Шаг изменения ставки сравнения, % | 20 | - | - | - | - | - |
Ставка сравнения, % | 72 | 0 | 20 | 40 | 60 | 80 |
Чистый дисконтированный доход проекта, NPV | - 46 | 50 | 17 | - 11 | - 34 | - 54 |
Шаг изменения уровней, % | 10 | - | - | - | - | - |
Уровень объема производстве, % | 100 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Чистый дисконтированный доход проекта, NPV | - 46 | - 134 | - 111 | - 91 | - 69 | - 46 |
Уровень цен на продукцию, % | 100 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Чистый дисконтированный доход проекта, NPV | - 46 | - 267 | - 200 | - 148 | - 97 | - 46 |
Уровень операционных затрат, % | 100 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Чистый дисконтированный доход проекта, NPV | - 46 | 97 | 61 | 25 | - 10 | - 46 |
Уровень постоянных инвестиционных затрат, % | 100 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Чистый дисконтированный доход проекта, NPV | - 46 | 33 | 13 | - 7 | - 26 | - 46 |
Отметим, что программа «Альт-Инвест-Прим» в силу своего назначения построена на нескольких упрощенных алгоритмах расчета. Для проведения всесторонней оценки коммерческой привлекательности инвестиционных проектов предназначен другой программный продукт фирмы «Альт» – «Альт-Инвест».
Программа «Альт-Инвест» позволяет оценить финансовую состоятельность и потенциальную эффективность проекта независимо от его масштабов и отраслевой принадлежности, определить допустимые границы изменения исходных параметров при достижении приемлемой величины итоговых показателей расчета.
Требования к техническому и программному обеспечению для работы с «Альт-Инвест» характерны дтя продуктов фирмы «Альт» и рассматривались выше. Вместе с тем, пользовательский интерфейс несколько усложнен, что связано с широким охватом различных сторон финансовой и инвестиционной деятельности предприятия, проведением расчетов повышенной точности [139]. Кроме того, создатели «Альт-Инвест», считая, что работа в программе с использованием обычных средств MSExcelбудет занимать достаточно много времени, применили собственную систему меню и диалоговых окон.
Для начала работы с программой «Альт-Инвест» необходимо загрузить пакет MS Excel, открыть исходный файл «ai30.xls», а затем в целях сохранения исходной версии системы записать его под новым именем, например, «projectl.xls».
После загрузки файла «ai30.xls» на экране появляется рабочее окно, которое имеет вид, представленный на рис. 105.
Рис. 105. Рабочее окно программы «Альт-Инвест».
Как видно из рис. 105, в стандартное меню Ms Excel в целях облегчения работы с программой добавлена новая позиция «АИ», в которую внесены пункты пользовательского меню: переход по таблицам и диаграммам, печать, формирование отчетов. Меню «АИ» доступно с любого листа и любого места программы «Альт-Инвест».
Файл «ai30.xls» представляет собой рабочую книгу, состоящую из взаимосвязанных рабочих листов: листа «TITLE», управляющего общей настойкой системы и содержащего информацию о пользователе; листа «MAIN», на котором осуществляется описание и анализ проекта; листа «SENS», служащего для проведения анализа чувствительности итоговых показателей проекта; листов MD1 и MD2, управляющих общими режимами работы системы; листов диаграмм Sales Cost ... Sens (II). «MAIN» является основным листом рабочей книги, а остальные листы – вспомогательными. На рис. 106 представлены связи между листами рабочей книги файла «ai30.xls».
При внесении информации в формы и таблицы программы следует учитывать, что на экране дисплея она отображается с использованием четырех цветов: зеленый – ячейки для ввода исходных данных по проекту; черный – ячейки автоматического расчета значений, содержащие формулы; синий – регулируемые условия расчетов; красный – отрицательные значения, на которые следует обратить внимание. Ячейки зеленого цвета, содержащие расчетную формулу, но допускающие ручное изменение, относятся к варьируемым параметрам. Красная точка в верхнем правом углу ячейки говорит о том, что ячейка имеет комментарий, открыть который можно комбинацией клавиш [Shift] и [F2].
Внесение информации начинается с вызова пользователем листа «TITLE». На экране появляется рабочее окно, на титульном листе которого расположены три функциональные кнопки: «Fonts» – при нажатии позволяет выбрать тип и размер шрифта (в исходной версии программы текстовая информация оформлена шрифтом Arial Cyr); «English (Русский)» – меняет язык оформления отчетов; «Защита» – блокирует доступ к ячейкам, содержащим расчетные формулы (при установлении режима защиты кнопка изменяет свой название на «Снять защиту»). Еще раз обратим внимание на появление среди пунктов главного меню Ms Excel пользовательского меню «АИ».
Осуществив общие настройки на листе «TITLE», пользователь вызывает лист «MAIN» (рис. 107).
Рис. 106. Взаимосвязь между листами программы «Альт-Инвест»
Основная часть листа «MAIN» состоит из 31 табличной формы и блоков служебной информации (дополнительные сведения для формирования табличных форм). Рассматривая структуру табличных форм, можно выделить статическую часть, образуемую столбцами «А» – «Е» и динамическую часть (столбцы F, G, Н,...). Столбцы «А» и «В» содержат наименования строк на русском и английском языках. В зависимости от выбора языка оформления один из столбцов будет скрыт. В столбцах «С» и «D» указана размерность используемых величин. Скрытый служебный столбец «Е» содержит коды обработки строк для формирования итогового отчета «REPORT».
Основные расчеты протекают в столбцах динамической части F, G, H и т.д., количество которых определяется настройкой системы на необходимое количество интервалов планирования. Минимальный размер динамической части – четыре столбца (четыре интервала планирования), максимальный – двести столбцов.
Рис. 107. Рабочее окно программы после вызова листа «MAIN»
В программе предусмотрена возможность представления таблиц в более компактном виде, удобном для чтения с помощью режимов сжатия (скрытия) строк. О наличии скрытых строк свидетельствует значок [+], находящийся напротив соответствующих строк слева от основного рабочего поля таблиц. Открыть строки можно щелчком левой кнопки мыши по данному знаку. После открытия строки слева появляется значок [-], после щелчка по которому строка вновь скрывается.
Кроме того, на листе «MAIN» ниже строки формул, в левом верхнем углу находятся три кнопки [1][2][3], позволяющие управлять видом таблиц. Наиболее компактный вид таблицы принимают при нажатии кнопки [ 1], которая открывает только строки, участвующие в режиме моновалютного расчета. При двухвалютном режиме, задаваемом нажатием кнопки [2], скрытыми остаются вспомогательные строки, а кнопка [3] позволяет полностью открыть систему.
Рис. 108. Вид меню «АИ»
Для быстрого перехода по таблицам листа «MAIN» применяется пользовательское меню «АИ» (рис. 108), в котором необходимо выбрать пункт «Переход по таблицам» и далее в появившемся на экране диалоговом окне щелкнуть левой кнопкой мыши по наименованию таблицы (рис. 109). Аналогично осуществляется переход по графикам и диаграммам.
Рис. 109. Выбор таблицы
Исходные данные по проекту задаются в 19 табличных формах листа «MAIN». Наиболее общие сведения вносятся в таблицы «Общие данные» и «Макроэкономическое окружение». Остальные 17 таблиц сгруппированы в четыре блока: 1) Блок описания выручки по проекту 2) Блок описания себестоимости продукции (работ, услуг). 3) Блок описания инвестиционных затрат по проекту; 4) Блок описания источников финансирования по проекту. Основные результаты расчетов представлены в 12 таблицах блока «Результирующие формы (базовые формы финансового планирования)».
Вывод на печать результатов расчетов может быть осуществлен:
• с помощью стандартных процедур MS Excel;
• с помощью пользовательского меню «АИ» (позиция «Печать» или «Формирование отчета REPORT»).
После выбора в меню «АИ» позиции «Печать», на экране появляется диалоговое окно, содержащее перечень объектов печати, а также параметры печати (рис. 110). Настройка параметров печати включает: 1) выборку таблиц и диаграмм (в блоке «Что печатать» мышью отмечаются соответствующие таблицы и диаграммы); 2) задание порядка печати и масштаба печатаемых страниц (в позиции «Номер первой страницы» заносится цифра «1», устанавливается масштаб для таблиц); 3) определение дополнительных параметров печати (при необходимости заполняется позиция «Разместить на страницу», позволяющая осуществить постраничную печать таблиц, а также позиция «Печать колонтитулов»),
Рис. 110. Вид диалогового окна «Печать»
Непосредственно печать начинается после нажатия кнопки «Печать» в диалоговом окне или клавиши [Enter] на клавиатуре.
При значительном сроке реализации проекта и большом количестве рассматриваемых интервалов планирования появляется необходимость представления и вывода на печать результатов расчета для более поздних интервалов в сжатом, модифицированной виде. Для этих целей используется пункт меню «АИ» «Формирование отчета REPORT». После выбора мышью данного пункта на экране появляется диалоговое окно (рис. 111), в котором отмечаются таблицы для печати и задается степень сжатия интервалов планирования.
Рис. 111. Вид диалогового окна «Формирование отчета REPORT»
После нажатия кнопки [ОК] на листе «REPORT» формируется отчет для печати. Далее необходимо вновь использовать меню «АИ» и открыть диалоговое окно «Печать», в котором заполняется позиция «Лист REPORT» (блок «Что печатать») и нажимается кнопка «Печать» или клавиша [Enter] на клавиатуре. При печати с предварительным формированием отчета каждая таблица или диаграмма будет расположена на отдельном листе.
Программа «Альт-Инвест» позволяет провести анализ чувствительности итоговых показателей проекта от изменения основных параметров. Анализ чувствительности проводится на листе «SENS», а результаты анализа представляются в графической форме на листах SENS(I), SENS(II). Однопараметрический анализ чувствительности проводится в таблице, представленной на рис. 112. В отличие от классического варианта однопараметрического анализа (влияние изменения одного входного параметра на величину одного выходного параметра) предусмотрена возможность расчета влияния изменения одного входного параметра на два результирующих показателя.
Рис. 112. Однопараметрический анализ чувствительности
Выше наименования показателей находится кнопка «Настройка анализа», при нажатии которой на экран вызывается диалоговое окно «Однопараметрический анализ», в котором можно вызвать списки исходных и результирующих параметров и выбрать необходимые показатели анализа (рис. 113). После нажатая кнопки [ОК] программа настраивается на заданные параметры.
Для дальнейшей настройки в таблице «Однопараметрический анализ» следует установить начальное значение (нижний уровень) и шаг изменения исходного параметра и нажать кнопку «Пересчет». Результаты анализа появятся в таблице и будут представлены на диаграмме SENS(I).
Рис. 113. Вид диалогового окна «Однопараметрический анализ»
Двухпараметрический анализ чувствительности (влияние изменения двух исходных параметров на величину одного результирующего показателя) проводится в таблице, представленной на рис. 114, аналогично однопараметрическому анализу, с настройкой в диалоговом окне, пересчетом и построением итоговой диаграммы SENS(II).
Программа «Альт-Финансы» версии 1.4 фирмы «Альт» позволяет провести всесторонний анализ финансового состояния предприятия на момент исследования, определить точки возникновения финансовых диспропорций и возможности по улучшению параметров важнейших финансовых показателей. В программе анализируется структура баланса, чистый оборотный капитал и структура затрат, показатели прибыльности, ликвидности, финансовой устойчивости, оборачиваемости, рентабельности и эффективности труда. Программа состоит из двух файлов [142]:
• основного файла «afl4.xls», в котором происходит расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
• нулевого файла «nul_f 14.xls», в который заносятся исходные данные для анализа.
Рис. 114. Двухпараметрический анализ чувствительности
Для начала работы с программой следует запустить пакет MS Excel, а затем открыть файл «nul_fl4.xls». На экране появляется рабочее окно. Отметим, что в рабочем окне может появиться не нормально читаемый текст, а бессмысленные символы. В этом случае пользователю необходимо выделить весь рабочий лист, нажав кнопку на пересечении полос с номерами строк и наименованиями столбцов в левом верхнем углу рабочего поля, а затем выбрать русифицированный шрифт с помощью стандартных процедур MS Excel. В исходной версии программы «Альт-Финансы» вся текстовая информация оформлена шрифтом Pragmatica ТТ.
Файл «nul_fl4.xls» состоит из трех листов: «1996 год», «1997 год», «TOTAL». Внесение исходных данных осуществляется на листах «1996 год» и «1997 год». Каждый из листов содержит четыре табличные формы. Три из них «Баланс (актив)», «Баланс (пассив)», «Отчет о финансовых результатах» – полностью соответствуют формам бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о финансовых результатах и их использовании» (форма № 2), требования на которые установлены Министерством финансов РФ с января 1997 года. Вместе с тем, табличные формы пригодны и для занесения данных отчетности до 1997 года. В четвертую табличную форму «Дополнительные данные» вводятся значения показателей, которые отсутствуют в бухгалтерской отчетности, но необходимы для анализа финансового состояния предприятия. Таблица «Дополнительные данные» имеет вид (рис. 115).
Рис. 115. Дополнительные данные для анализа
Лист «TOTAL» заполняется автоматически на основании данных листов «1996 год» и «1997 год». Кроме того, на листе происходит автоматический перевод форм отчетности, принятых до 1997 года, в сопоставимый вид. В том случае, если анализируется отчетность по данным с января 1997 года, возможно внесение данных непосредственно на листе «TOTAL».
Пользователь может менять количество интервалов анализа на листах файла «nul_fl4.xls», увеличивая количество столбцов обычными средствами MS Excel. Завершив внесение данных, пользователь должен записать файл «nul_fl4.xls» на жесткий диск (винчестер) под новым именем, например, «nul_fl4a.xls». Это позволит сохранить начальную версию табличных форм. Во избежание повреждения начальной версии можно также рекомендовать для файла «nul_fl4.xls» установку защиты от записи.
Следующим этапом работы является открытие основного расчетного файла «af 14.xls». На экране появляется рабочее окно, которое имеет вид (рис. 116).
Рис. 116. Рабочее окно программы после открытия файла «af 14.xls»
В целях сохранения исходной версии системы рекомендуется сразу сохранить файл «afl4.xls» под новым именем, например, «afl4a.xls».
Файл «afl4.xls» представляет собой рабочую книгу, состоящую из 14 взаимосвязанных листов: лист «MAIN», на котором проводятся основные расчеты, лист «Bankruptcy indicators» (Показатели признания структуры баланса неудовлетворительной), лист «Express-analysis» (Экспресс-анализ финансового состояния предприятия), лист «MACRO», управляющий режимами работы с программой, десять листов диаграмм.
Над таблицами листа «MAIN» (см. рис. 116) расположены шесть функциональных кнопок. При нажатии кнопки «Перевод на английский язык» происходит смена языка оформления. При нажатии кнопки «Оглавление» на экране появляются наименования таблиц с порядковыми номерами и символами структуры документа. Данный вид предназначен для выбора и развертывания определенных таблиц и быстрого перехода между ними. Кнопка «Полный вид» представляет основной табличный файл в виде таблиц, расположенных последовательно. Символы структуры при этом исчезают. С помощью кнопки «Change Font» пользователь выбирает в диалоговом окне тип и размер шрифта.
Обращаем внимание, что пользователь должен настроить таблицы в соответствии с выбранным числом интервалов планирования (минимум – четыре) нажатием кнопки «Настройка таблиц» и заполнением в появившемся диалоговом окне позиции рядом с сообщением «Введите количество интервалов анализа».
Далее, в файл «afl4.xls» должны быть внесены исходные данные из файла «nul_fl4.xls» (в нашем примере вносятся данные из нулевого файла пользовательской версии «nul_fl4a.xls» в файл «afl4a.xls»). Нажатием кнопки «Смена данных» открываем окно диалога со списком файлов, в котором выбирается диск, каталог и имя нулевого файла, содержащего исходные данные (в нашем случае «nul_fl4a.xls»). После нажатия кнопки [ОК] на экране появляется диалоговое окно, предназначенное для выбора листа связывания файлов. Следует щелкнуть левой кнопкой мыши по имени листа «TOTAL» и кнопке [ОК].
После смены данных на листах рабочей книги файла «afl4.xls» автоматически происходит расчет показателей аналитических табличных форм и построение диаграмм.
Программа «Альт-План» версии 0.4, как и остальные программные продукты фирмы «Альт», разработана в формате электронных таблиц Excel и представляет собой универсальную систему для оперативного и среднесрочного финансового планирования и управления финансовыми ресурсами. Программа является эффективным средством для выработки оптимального финансового плана и позволяет оценить потребности в сырье и материалах для производственного процесса, рассчитать текущие и планируемые затраты, определить рациональную структуру и объем производства различных видов продукции, выработать принципы построения взаимоотношений с покупателями и поставщиками, исследовать влияние различных составляющих на финансовые показатели. Принцип взаимосвязанного планирования, реализованный в программе «Альт-План», позволяет управлять такими сферами деятельности предприятия, как формирование запасов, производство, сбыт, финансовая и инвестиционная политика.
Рис. 117. Рабочее окно программы «Альт-План»
Для начала работы с программой следует загрузить пакет MS Excel, а затем открыть файл afp405.xls. На экране появляется окно (рис. 117).
Файл afp405.xls представляет собой рабочую книгу, состоящую из листа «MAIN», на котором и проводятся все основные плановые расчеты. В левом верхнем углу рабочего поля, ниже строки формул находятся две кнопки [1][2], управляющие видом таблиц. Нажатие кнопки [1] определяет компактный вид, при котором скрыты некоторые строки и блок поясняющего текста. Нажатие кнопки [2] полностью открывает систему. Кроме того, по левому краю основного рабочего поля можно увидеть кнопки управления видом конкретных таблиц через режим сжатия / открытия строк. Кнопка [+] свидетельствует о наличии скрытых строк (сжатии таблицы), а кнопка [-] – об отсутствии скрытых строк (полном открытии таблицы).
Перед основными расчетными таблицами листа «MAIN» находится блок общих данных, в котором указывается наименование предприятия, где предусматривается оптимизация финансового плана, задается денежная единица расчета (при внесении с клавиатуры числа «1» – рубли, а числа «2» – доллары), вносится интервал планирования в днях (30, 90, 180, 360), указывается дата начала планирования и способ определения выручки от реализации (при внесении с клавиатуры числа «1» – по факту оплаты, а числа «2» – по факту отгрузки).
Заголовки таблиц и ячейки имеют различный цвет шрифта в зависимости от функционального назначения:
• зеленый (ввод плановых значений);
• синий (ввод начальных фактических значений и нормативных коэффициентов);
• черный (ячейки и таблицы автоматического расчета значений).
Значения, характеризующие уменьшение (сокращение) статей баланса и отчета о прибылях, показываются с отрицательными знаками. Результаты расчетов, проведенных в программе «Альт-План», автоматически группируются по разделам: 1) текущие затраты; 2) себестоимость продукции; 3) отчет о прибыли; 4) отчет о движении денежных средств; 5) текущие активы и текущие пассивы; 6) прогнозный баланс; 7) финансовые коэффициенты.
- А.А. Козырев информационные технологии
- Экономике и управлении
- Предисловие
- Глава 1. Введение в информационные технологии Информационные технологии в экономических и управленческих учебных дисциплинах
- История возникновения и развития информационных технологий
- Состав и сущность современных информационных технологий в экономике и управлении
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Аппаратные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности Классификация и структура аппаратных средств ит Классификация
- Карманные пк
- Блокнотные пк
- Персональные компьютеры сферы автоматизации домашнего хозяйства
- Базовые настольные персональные компьютеры
- Сетевые персональные компьютеры
- Высокопроизводительные настольные персональные компьютеры и серверы начального уровня
- Многопроцессорные рабочие станции и серверы высокого уровня
- Суперкомпьютеры
- Кластерные системы
- Классификация персональных компьютеровPc99
- Классификация по принципу архитектуры микропроцессоров
- Структура персонального компьютера
- Материнская плата
- Центральный процессор
- Процессоры класса 586
- Процессоры класса 686
- Процессоры класса 786
- Перспективные разработки процессоров
- Процессоры семейства Alpha
- Отечественные разработки перспективных процессоров
- Память на магнитных и оптических носителях
- Винчестер
- Оптимальная емкость винчестеров для настольных пк в 1992-2000 годах
- Дисковод флоппи-дисков
- Дисководы cd-rom
- Дисководы cd-r
- Дисководы dvd
- Магнитооптические накопители
- Накопители на магнитной ленте
- Оперативная память
- Графический контроллер
- Монитор
- Устропства мультимедиа
- Устройства ввода и вывода
- Источники бесперебойного питания
- Технические средства презентаций
- Слайд-проекторы
- Графопроекторы
- Видеопроекторы
- Проекторы с жидкокристаллическими дисплеями
- Проекционные экраны
- Устройства коммуникаций и сети
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Основы построения инструментальных средств информационных технологий Использование операционных систем
- История появленияwindows98
- Технология «горячиxклавиш»
- Применение технологии «окон»
- Размеры и положение окна на экране
- Организация диалоговых окон
- Использование справочной системы
- Технологии работы с файлами и папками
- Завершение работы с компьютером в системеWindows
- Использовлние технологий «Рабочего стола»Windows98
- Операции с папками в окне «Мой компьютер»
- Технологии «проводника»Windows
- Технология синхронизации документов
- Технологии удаления и восстановления информации
- Применение технологии «Панели задач»
- Работа с Главным меню
- Технология применения ярлыков
- Панель управления
- Настройка свойств экрана
- Вспомогательные программыWindows98
- Служебные программыWindows98
- ТехнологииMicrosoftNetMeeting
- ТехнологияMicrosoftСhat
- Технологии FrontPage Express
- Применение комплекса программ для связиWindows98
- Поиск информации в рамках компьютера, локальной или глобальной сети
- Специализированные операционные системыBeOs,MacOs,JavaOs
- Применение пользовательских оболочек
- Возможности Norton Commander
- Интерфейс Norton Commander
- Организация файлов
- Назначение функциональных клавиш
- Операции с файлами
- Технологии пакетов вспомогательных программ Комплекс программNortonUtilities
- Пакет утилит Norton System Works 2000
- Пакет утилитMcAfeeOffice2000
- Коммуникационные пакеты Обзор основных коммуникационных пакетов
- Технологии работы с обозревателем
- Функции защиты информации в браузерах
- Использование антивирусных программных продуктов Компьютерные вирусы, пути их распространения и методы борьбы с ними
- Антивирусные программные продукты
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Информационные технологии функциональной обработки информации
- Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
- Технологии подготовки текстовых документов Текстовый процессорWord2000
- Системы машинного перевода
- Технологии обработки экономической информации на основе табличного процессораExcel2000
- Требования к размеру видеопамяти
- Технологии использования систем управления базами данных (субд) Базы данных в экономических системах
- Организация системы управления базами данных
- Вопросы разработки и внедрения баз данных
- Офисные интегрированные программные пакеты Интегрированный программный продукт
- Интегрированный программный продукт
- Технологии обработки речи
- Программные продукты распознавания речи
- Программы синтеза речи
- Теоретические основы распределенной обработки информации
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Организация корпоративных информационных систем Понятие корпоративной информационной системы
- Стандарт методов управления производством и дистрибуцииMrpii
- Организация информационных систем в соответствии со стандартомMrpii
- Бизнес-планирование
- Система управленияErp
- Планирование разработки компьютерных информационных систем
- Этапы построения корпоративных информационных систем
- Требования к документации и стандартизации корпоративных информационных систем
- Защита информации
- Безопасность пользователя при эксплуатации компьютерных систем
- Отечественные нормы безопасности
- Зависимость между неблагоприятными факторами и отклонениями в состоянии здоровья
- Зарубежные нормы безопасности
- Требования тсо'92 по уменьшению электрических и магнитных полей
- Организация информационных систем обеспечения качества
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- Технологии исследования финансово-хозяйственной деятельности
- Бухгалтерские пакеты
- Программные продукты создания бюджета
- Технологии стратегического корпоративного планирования
- Программные продукты стратегического корпоративного планирования
- Компьютерная программаProjectexpert
- Основные функции программы
- Подготовка отчетных форм
- Связь с другими программами.
- Отличия Project Expert 5 и Project Expert 5 Professional.
- Компьютерная программаMarketingExpert
- Компьютерная программаBizplanner
- Компьютерная программаAuditexpert
- Переоценка баланса
- Автоматический ввод данных
- Графики и диаграммы
- Подготовка отчетных форм
- Настройка
- Обмен данными
- Компьютерная программаProjectQuestionnaire&Risk
- ПрограммаProjectRisk
- Компьютерная программаForecastExpert
- Технологии прогнозирования деятельности предприятия Прогнозирование с помощьюMicrosoftExcel
- Прогнозирование с помощью программного продукта «Альт-Прогноз»
- Исходные данные для описания инвестиционного проекта
- Технологии автоматизации аналитических исследований Офисный экспертный комплекс
- Технологии автоматизации управления в масштабах всего предприятия
- Комплексная автоматизация предприятия «босс-Компания»
- Комплексная автоматизация предприятия «Парус»
- Комплексная автоматизация предприятия «Галактика»
- Комплексная автоматизация предприятия «ns2000»
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Экономические аспекты повышения эффективности информационных технологий
- Определение производительности компьютерной техники
- Экономическая оценка совокупной стоимости владения
- Анализ расходов на информационные системы
- Экономия при переходе на 32-разрядную платформу*
- Снижение совокупной стоимости владения путем реформирования информационной системы
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Инновационные направления развития информационных технологий
- Обзор современного состояния рынка ит
- Пути развития традиционной индустрии ит
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Библиография
- Содержание
- Глава 1. Введение в информационные технологии 2
- Глава 2. Аппаратные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности 10
- Глава 3. Основы построения инструментальных средств информационных технологий 68
- Глава 4. Информационные технологии функциональной обработки информации 123
- Глава 5. Организация корпоративных информационных систем 162
- Глава 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений 177
- Глава 7. Экономические аспекты повышения эффективности информационных технологий 234
- Глава 8. Инновационные направления развития информационных технологий 243