Графический контроллер
Первый IBM PC не предусматривал возможности вывода графических изображений. Современный графический контроллер (видеокарта) позволяет выводить на экран двух- и трёхмерную графику и полноцветное видео.
Существует ряд графических режимов, среди которых наиболее распространены VGA и SVGA (они предложены ассоциацией Video Electronics Standards Association).
В зависимости от видеорежима (разрешение, количество оттенков цветов и частота регенерации экрана) необходим разный размер и тип видеопамяти. Количество оттенков определяется разрядностью представления цвета. Например, при самом простом SVGA-режиме с 16 цветами и разрешающей способностью 800 на 600 точек нужно 256 Кбайт памяти.
Минимально необходимый размер видеопамяти графического контроллера при соответствующем разрешении и количестве оттенков цветов (разрядности цвета) представлен в табл. 22.
Таблица 22
Количество оттенков цветов | Разряд-ность (бит) | Требования к размеру памяти (Мбайт) при стандартных режимах разрешения (пикселей) | |||||
640x480 | 800x600 | 1024x768 | 1280x1024 | 1600x1200 | 1800x1440 | ||
16 | 4 | 0,146 | 0,229 | 0,375 | 0,625 | 0,916 | 1,236 |
256 | 8 | 0,293 | 0,458 | 0,750 | 1 ,250 | 1,831 | 2,472 |
65536 | 16 | 0,586 | 0,916 | 1 ,500 | 2,500 | 3,662 | 4,944 |
16,7 млн. | 24 | 0,879 | 1 ,373 | 2,250 | 3,750 | 5,493 | 7,416 |
Подробный расчёт результатов, представленных в табл. 22, проведён нами в электронных таблицах Excel.
Современные графические контроллеры содержат от 1 до 32 Мбайт памяти различных типов. Наиболее часто применяемыми типами памяти для реализации фрейм-буферов являются:
• обычная память типа DRAM или EDO DRAM. Микросхемы EDO DRAM работают на 20% быстрее обычных DRAM [22;32];
• двухпортовая память VRAM (Video RAM). Применение микросхем двухпортовой памяти позволяет повысить производительность системы, так как VRAM выполняет чтение и запись информации одновременно;
• двухпортовая память WRAM (Window RAM). Такой тип видеопамяти разработала корпорация Samsung, которая утверждает, что WRAM немного быстрее VRAM;
• MDRAM (Multibank DRAM). Данный тип видеопамяти использует адресное пространство, разделяя его на 10 банков;
• SGRAM (Synchronous Graphics RAM). SGRAM представляет собой разновидность синхронной памяти SRAM;
• RDRAM (Rambus DRAM). RDRAM – видеопамять с тактовой частотой 133 МГц и скоростью передачи до 500 Мбайт/с.
Существуют видеокарты стандартов PCI, VL-Bus, ISA, EISA, AGP и MCA. Наиболее распространен стандарт PCI.
Производительность видеокарты в значительной степени влияет на общую производительность системы. Эксперты считают, что хорошая видеокарта позволяет сделать до 80% того, что сможет сделать остальное оборудование. Видеокарта – это не только графический адаптер, но и, в большинстве случаев, мультимедиа-акселератор. Применение акселератора (ускорителя) позволяет разгрузить CPU. Мультимедиа-функции видеокарты: цифровая фильтрация, масштабирование, цифровая компрессия и декомпрессия видео, ускорение трёхмерной (3D) графики.
Объективная оценка производительности в компьютерной графике сложна из-за совершенствования аппаратной поддержки и прогресса технологий программного обеспечения. Понятие производительности меняется от прорисовки простых векторов в секунду до сглаженных, от заливок областей в секунду до подсвеченных, тонированных, трансформированных, наложенных текстурами и альфа-смешанных заливок областей в секунду.
Графический контроллер устанавливается на материнской плате в разъём PCI или AGP. Так как видеокарта на специализированной шине AGP позволяет повысить пропускную способность до 528 Мбайт/с, она рассчитана прежде всего на приложения с трёхмерной графикой, которые требуют большого объёма передаваемых данных. AGP лучше PCI подходит для работы с текстурами, так как они обычно только считываются и остаются в памяти на всё время манипулирования соответствующим объектом. Графические акселераторы берут данные из своего локального буфера, но если эти данные хранятся в системной памяти, то они могут быть размещены динамически. Для доступа к ним AGP-контроллер должен локальным адресам поставить в соответствие адреса системной памяти. Для этого создаётся таблица GART (Graphics Addrass Remapping Table) –таблица переназначения адресов [71;38].
Для игровых программ специально в 1997 году были разработаны 3-D ускорители. Наиболее удачными разработками в этом направлении можно считать наборы микросхем Voodoo и Voodoo2 фирмы 3Dfx, реализованные в ускорителях трёхмерной графики Diamond Monster 3D. Этот ускоритель выполнен в виде дополнительной платы, которая соединяется с обычной видеоплатой с помощью аналогового кабеля. Максимальное разрешение с поддержкой буферизации составляет 800x600 точек. Monster 3D II может работать в поддерживаемом Voodoo2 режиме SLI (ScanLine Interleave, чередование линий развертки), таким образом возможна совместная работа двух ускорителей через соединяющий их ленточный шлейф (фирма Diamond назвала такой вариант MEGAMonster). При этом скорость работы может возрасти в два раза, а максимальное разрешение в режиме с Z-буферизацией достигнет 1024x768 точек. Monster 3D II поставляется со следующим программным обеспечением: драйвер для Microsoft Direct3D, драйвер для OpenGL-игр, Glide-драйвер (интерфейс, разработанный фирмой 3Dfx для своих ускорителей). Один из традиционных показателей производительности – скорость воспроизведения записанной игры в Quake2 на плате Monster 3D II составила 64 кадра в секунду [40; 18].
Следует отметить ряд современных видеокарт стоимостью до 250 USD, основные характеристики которых приведены в табл. 23 [39;22].
Таблица 23
Модель | Микросхема | ОЗУ уста-новлено / (максимум) | Тип ОЗУ | Частота RAM-DAC, МГц | Макси-мальная частота регенера-ции, Гц (1024x768) | ТВ- выход |
ATI 3D Pro Turbo PC2TV | ATI Rage II | 8/8 | SGRAM | 220 | 150 | Да |
Diamond Stealth 3D 3000 | S3 Virge/VX | 4/4 | VRAM | 220 | 120 | Нет |
Hercules Stingray 128/3D | Alliance Pro-Motion-AT3D | 4/4 | EDO RAM | 180 | 120 | Нет |
Matrox Mystique 220 | Matrox MGA 1164SG | 4/8 | SGRAM | 220 | 140 | Нет |
STB Velocity 3D | S3 Virge/VX | 4/8 | VRAM | 220 | 120 | Нет |
Number NineFX Reality 772 | S3 Virge/VX | 4/4 | VRAM | 220 | 150 | Нет |
Специалисты PC World пришли к выводу, что из множества протестированных ими графических контроллеров стоимостью до 400 USD можно отметить как «лучший выбор» платы ATI 3D Pro Turbo PC2TV и Diamond Stealth 3D 3000. Возможности платы ATI 3D Pro Turbo PC2TV проявляются при интенсивном использовании графики в мультимедийных и 3D-программax. Этот адаптер подойдёт тем, кто работает с настольными издательскими системами или пакетами редактирования изображений в режиме с высоким разрешением экрана. Плата Diamond Stealth 3D 3000 отлично прошла тесты PC WorldBench, легко справилась с задачей пакета Macromedia Director и обеспечила великолепное качество изображения в 3D-играх. Так как в плате применено двухпортовое ОЗУ, она легко работает при высоком разрешении и высокой кадровой частоте и выводит без пропусков 30 кадров в секунду [39;25].
Кроме дорогостоящих графических контроллеров, предназначеных для мониторов большого размера, можно отметить плату ImageAccel4 фирмы Cornerstone Imaging. Данная видеокарта позволяет более полно использовать возможности 19- и 21-дюймовых мониторов, поддерживая разрешение до 1800x1440 пикселей. Кроме того, плата обладает функциями ускорителя двух- и трёхмерной графики и выпускается с 4 и 8 Мбайт видеопамяти.
Любая видеокарта базируется на центральных микросхемах, производителями которых являются S3, ATi, Cirrus Logic, Diamond Multimedia, Trident, Matrox, Tseng Labs, Western Digital и 3Dfx.
- А.А. Козырев информационные технологии
- Экономике и управлении
- Предисловие
- Глава 1. Введение в информационные технологии Информационные технологии в экономических и управленческих учебных дисциплинах
- История возникновения и развития информационных технологий
- Состав и сущность современных информационных технологий в экономике и управлении
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Аппаратные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности Классификация и структура аппаратных средств ит Классификация
- Карманные пк
- Блокнотные пк
- Персональные компьютеры сферы автоматизации домашнего хозяйства
- Базовые настольные персональные компьютеры
- Сетевые персональные компьютеры
- Высокопроизводительные настольные персональные компьютеры и серверы начального уровня
- Многопроцессорные рабочие станции и серверы высокого уровня
- Суперкомпьютеры
- Кластерные системы
- Классификация персональных компьютеровPc99
- Классификация по принципу архитектуры микропроцессоров
- Структура персонального компьютера
- Материнская плата
- Центральный процессор
- Процессоры класса 586
- Процессоры класса 686
- Процессоры класса 786
- Перспективные разработки процессоров
- Процессоры семейства Alpha
- Отечественные разработки перспективных процессоров
- Память на магнитных и оптических носителях
- Винчестер
- Оптимальная емкость винчестеров для настольных пк в 1992-2000 годах
- Дисковод флоппи-дисков
- Дисководы cd-rom
- Дисководы cd-r
- Дисководы dvd
- Магнитооптические накопители
- Накопители на магнитной ленте
- Оперативная память
- Графический контроллер
- Монитор
- Устропства мультимедиа
- Устройства ввода и вывода
- Источники бесперебойного питания
- Технические средства презентаций
- Слайд-проекторы
- Графопроекторы
- Видеопроекторы
- Проекторы с жидкокристаллическими дисплеями
- Проекционные экраны
- Устройства коммуникаций и сети
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Основы построения инструментальных средств информационных технологий Использование операционных систем
- История появленияwindows98
- Технология «горячиxклавиш»
- Применение технологии «окон»
- Размеры и положение окна на экране
- Организация диалоговых окон
- Использование справочной системы
- Технологии работы с файлами и папками
- Завершение работы с компьютером в системеWindows
- Использовлние технологий «Рабочего стола»Windows98
- Операции с папками в окне «Мой компьютер»
- Технологии «проводника»Windows
- Технология синхронизации документов
- Технологии удаления и восстановления информации
- Применение технологии «Панели задач»
- Работа с Главным меню
- Технология применения ярлыков
- Панель управления
- Настройка свойств экрана
- Вспомогательные программыWindows98
- Служебные программыWindows98
- ТехнологииMicrosoftNetMeeting
- ТехнологияMicrosoftСhat
- Технологии FrontPage Express
- Применение комплекса программ для связиWindows98
- Поиск информации в рамках компьютера, локальной или глобальной сети
- Специализированные операционные системыBeOs,MacOs,JavaOs
- Применение пользовательских оболочек
- Возможности Norton Commander
- Интерфейс Norton Commander
- Организация файлов
- Назначение функциональных клавиш
- Операции с файлами
- Технологии пакетов вспомогательных программ Комплекс программNortonUtilities
- Пакет утилит Norton System Works 2000
- Пакет утилитMcAfeeOffice2000
- Коммуникационные пакеты Обзор основных коммуникационных пакетов
- Технологии работы с обозревателем
- Функции защиты информации в браузерах
- Использование антивирусных программных продуктов Компьютерные вирусы, пути их распространения и методы борьбы с ними
- Антивирусные программные продукты
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Информационные технологии функциональной обработки информации
- Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
- Технологии подготовки текстовых документов Текстовый процессорWord2000
- Системы машинного перевода
- Технологии обработки экономической информации на основе табличного процессораExcel2000
- Требования к размеру видеопамяти
- Технологии использования систем управления базами данных (субд) Базы данных в экономических системах
- Организация системы управления базами данных
- Вопросы разработки и внедрения баз данных
- Офисные интегрированные программные пакеты Интегрированный программный продукт
- Интегрированный программный продукт
- Технологии обработки речи
- Программные продукты распознавания речи
- Программы синтеза речи
- Теоретические основы распределенной обработки информации
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Организация корпоративных информационных систем Понятие корпоративной информационной системы
- Стандарт методов управления производством и дистрибуцииMrpii
- Организация информационных систем в соответствии со стандартомMrpii
- Бизнес-планирование
- Система управленияErp
- Планирование разработки компьютерных информационных систем
- Этапы построения корпоративных информационных систем
- Требования к документации и стандартизации корпоративных информационных систем
- Защита информации
- Безопасность пользователя при эксплуатации компьютерных систем
- Отечественные нормы безопасности
- Зависимость между неблагоприятными факторами и отклонениями в состоянии здоровья
- Зарубежные нормы безопасности
- Требования тсо'92 по уменьшению электрических и магнитных полей
- Организация информационных систем обеспечения качества
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- Технологии исследования финансово-хозяйственной деятельности
- Бухгалтерские пакеты
- Программные продукты создания бюджета
- Технологии стратегического корпоративного планирования
- Программные продукты стратегического корпоративного планирования
- Компьютерная программаProjectexpert
- Основные функции программы
- Подготовка отчетных форм
- Связь с другими программами.
- Отличия Project Expert 5 и Project Expert 5 Professional.
- Компьютерная программаMarketingExpert
- Компьютерная программаBizplanner
- Компьютерная программаAuditexpert
- Переоценка баланса
- Автоматический ввод данных
- Графики и диаграммы
- Подготовка отчетных форм
- Настройка
- Обмен данными
- Компьютерная программаProjectQuestionnaire&Risk
- ПрограммаProjectRisk
- Компьютерная программаForecastExpert
- Технологии прогнозирования деятельности предприятия Прогнозирование с помощьюMicrosoftExcel
- Прогнозирование с помощью программного продукта «Альт-Прогноз»
- Исходные данные для описания инвестиционного проекта
- Технологии автоматизации аналитических исследований Офисный экспертный комплекс
- Технологии автоматизации управления в масштабах всего предприятия
- Комплексная автоматизация предприятия «босс-Компания»
- Комплексная автоматизация предприятия «Парус»
- Комплексная автоматизация предприятия «Галактика»
- Комплексная автоматизация предприятия «ns2000»
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Экономические аспекты повышения эффективности информационных технологий
- Определение производительности компьютерной техники
- Экономическая оценка совокупной стоимости владения
- Анализ расходов на информационные системы
- Экономия при переходе на 32-разрядную платформу*
- Снижение совокупной стоимости владения путем реформирования информационной системы
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Инновационные направления развития информационных технологий
- Обзор современного состояния рынка ит
- Пути развития традиционной индустрии ит
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Библиография
- Содержание
- Глава 1. Введение в информационные технологии 2
- Глава 2. Аппаратные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности 10
- Глава 3. Основы построения инструментальных средств информационных технологий 68
- Глава 4. Информационные технологии функциональной обработки информации 123
- Глава 5. Организация корпоративных информационных систем 162
- Глава 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений 177
- Глава 7. Экономические аспекты повышения эффективности информационных технологий 234
- Глава 8. Инновационные направления развития информационных технологий 243