logo
ИТ в экономике / учебник / Козырев_Информационные технологии в экономике и управлении_2000

Компьютерная программаMarketingExpert

Marketing Expert – система поддержки принятия решений на всех этапах разработки стратегического и тактического планов маркетинга и контроля над их реализацией.

Основные функции

Программа Marketing Expert предназначена для решения двух основных задач:

1. Проведения аудита маркетинга: оценки реального положения компании на рынке, сравнения с конкурентами, выявления сильных и слабых сторон сбытовой структуры, ценовой политики.

2. Планирования маркетинга: выработки оптимальной стратегии и тактики компании на рынке с использованием известных аналитических методик (GAP-анализ, сегментный анализ, SWOT-анализ, Portfolio-анализ и т.д.). В процессе реализации данных задач пользователь получает возможность решить следующие частные задачи:

• оценить рентабельность продукции по отдельным товарам и по товарным группам, а также доходность и прибыльность отдельных сегментов рынка;

• рассчитать общий объем рынка по товару и темпы его роста;

• рассчитать цены на товары, исходя из заданного уровня рентабельности предприятия;

• оптимально распределить продукцию по каналам сбыта.

Работа с программой

Центральным элементом программы служит «карта рынка», которую конструирует пользователь с помощью специального графического препроцессора. Карта рынка схематично отображает компанию, ее подразделения, территории, на которых она действует, товары, группы потребителей, конкурентов и т.д. Все объекты определенным образом увязываются и детально описываются (соответствующая информация может быть введена при активации объекта). Таким образом, Marketing Expert позволяет «прорабатывать» каждый существенный элемент в жизнедеятельности компании, удерживая перед глазами общую картину. Помимо количественных методик, Marketing Expert содержит средства качественного анализа (экспертные листы и средства их редактирования).

Результаты

Программа позволяет просматривать результаты в табличном или графическом виде, распечатывать их напрямую или экспортировать данные для дальнейшего редактирования в Microsoft Word.

Отличия Marketing Expert и Marketing Expert Professional.

1. В поставку версии Marketing Expert Prof, входит дополнительный модуль «Extrapolation», который предоставляет пользователям дополнительные возможности:

• построение прогноза продаж с учетом как контролируемых (расходы на рекламу, цена своей продукции, прибыль и т.д.), так и неконтролируемых факторов внешней среды (цены конкурентов, доходы населения, курс валют и т.д.);

• прогнозирование спроса на продукты и расчет коэффициента эластичности спроса.

2. Дополнительно к имеющимся объектам версия Prof, позволяет учитывать в качестве самостоятельных объектов карты рынка, набор мероприятий маркетинга (Marketing mix) и инвестиционные проекты компаний.

3. Версия Prof содержит функции передачи данных в программу Project Expert 5.

Связь с Project Expert 5.

Модуль обмена программы Project Expert 5 позволяет импортировать данные о продуктах, условиях их реализации и т.д., подготовленные в системе Marketing Expert Prof., в операционный план текущего проекта Project Expert 5. Таким образом, Marketing Expert, выступая как самостоятельная программа, может в то же время служить дополнением к Project Expert 5 в качестве средства детальной проработки плана маркетинга для инвестиционных проектов.

В меню программы Marketing Expert входят следующие пункты:

Файл

«Новый/Открыть проект» – по этой команде создается новый или открывается старый файл проекта с расширением *.mе. Проект состоит из нескольких файлов, хранящихся в базе данных. Эти файлы соответствуют различным стратегиям, рассчитываемым в Gap- анализе, результатам SWOT- анализа и Portfolio-анализа.

«Закрыть проект» – по этой команде текущий проект закрывается. «Открыть файл» – по этой команде открываются отдельные окна с матричными моделями (расширение *.mat) или результатами многокритериального анализа (расширение *.mka). «Сохранить файл» – сохраняются данные текущего окна.

Программа имеет окна трех типов. Первое – основное окно с Картой рынка. Каждый проект может содержать только одно такое окно. Второй тип окон -окна с матричными моделями. Они хранятся в файлах с расширением *.mat. Таких окон может быть открыто несколько. Третий тип окон – окна с результатами многокритериального анализа. Они хранятся в файлах с расширением *.mka.

«Сохранить файл как» – по этой команде происходит сохранение файла под новым названием.

«Параметры отчета» – по этой команде появляется диалоговая панель, с помощью которой можно установить параметры выходных таблиц.

«Выход» – выход из программы.

Модель

«Показать модель» – по этой команде появляется основное окно программы с Картой рынка. Повторение команды закрывает окно с Картой. Показать инструменты –по этой команде появляются три инструментальные панели, позволяющие редактировать Карту рынка. Повторение команды закрывает инструментальные панели.

«Горизонт» – по этой команде появляется панель «Задание временных интервалов», предназначенная для задания периодов отчета и планирования. Задать периоды рекомендуется в начале работы над проектом.

«Масштаб» – эта команда позволяет выбрать один из восьми масштабов отображения Карты рынка.

Аудит

«Эффективность маркетинга» – по этой команде появляется ряд панелей, позволяющих с помощью ряда вопросов предварительно оценить эффективность маркетинга на предприятии. Опрос носит вспомогательный характер и не связан функционально с другими частями программы.

Рис. 130. Панель «Выбор тем»

«Выбор тем» (рис. 130) – по этой команде появляется панель, в которой можно выбрать критерии для многокритериального анализа или для построения матричных моделей, созданные разработчиками по трудам Филипа Котлера. Выбрав название темы «Философия заказчика», пользователь активизирует соответствующую панель (рис. 131).

Выбор темы «Организация маркетинга» откроет панель, приведённую на рис. 132, «Информация маркетинга» – на рис. 133, «Стратегическая перспектива» – на рис. 134, «Операционная эффективность» – на рис. 135.

«Сравнительный анализ» – по этой команде появляется диалоговая панель, с помощью которой происходит процедура многокритериального анализа, загрузка результатов сегментного анализа и построение матричных моделей анализа портфеля.

«Упорядочить таблицу» – по этой команде происходит независимое ранжирование объектов сравнительного анализа по всем критериям в окнах *.mka.

«Критериальные ограничения» – по этой команде устанавливаются критериальные ограничения по всем критериям в окнах *.mka.

Рис. 131. Панель «Философия заказчика»

Рис. 132. Панель «Организация маркетинга»

«Таблица решений» – по этой команде происходит многокритериальный отбор объектов в сравнительном анализе.

Анализ

«Анализ риска» – по этой команде появляется панель анализа риска.

Оценка потенциала предприятия может быть проведена с помощью SWOT-анализа, который должен охватывать все сферы деятельности (управление, производство, маркетинг, финансы, исследования и разработки).

Рис. 133. Панель «Информация по маркетингу»;

Рис. 134. Панель «Стратегическая перспектива»

По команде «SWOT-анализ» появляется соответствующая панель. По команде «Просмотр операционных данных» появляется панель, с помощью которой можно удобно просмотреть и распечатать операционные данные по любому объекту Карты рынка.

«Операционный расчет» –по этой команде производится операционный расчет для выделенного сегмента Карты рынка. «Gap-анализ» по этой команде появляется панель Gap-анализа, с помощью которой можно выбрать стратегию и сравнить их результаты.

Рис. 135. Панель «Операционная эффективность»