logo
ИТ в экономике / учебник / Козырев_Информационные технологии в экономике и управлении_2000

Состав и сущность современных информационных технологий в экономике и управлении

Информационные технологии в экономике и управлении базируются на основе аппаратных средств и программных продуктов. Аппаратные средства (глава 2) относятся к числу опорных технологий. Опорные технологии – это такие информационные технологии, которые могут применяться в любой сфере человеческой деятельности.

Программные продукты подразделяются на операционные системы, пользовательские оболочки, вспомогательные программы, коммуникационные программы, антивирусные программы (глава 3). С точки зрения управленческой деятельности, опорными здесь будут все программные продукты.

В меньшей степени можно отнести к опорным технологиям, так называемые пакеты функциональной обработки информации (глава 4). К ним относятся текстовые и табличные редакторы, системы управления базами данных, офисные интегрированные пакеты, программы синтеза и распознавания речи и программные продукты обеспечения распределенной обработки информации.

Рассматривая программные продукты интеллектуальной поддержки управленческих решений, следует отметить их четкую проблемную ориентированность. К ним относятся бухгалтерские пакеты, финансовые пакеты, программные продукты планирования и прогнозирования деятельности предприятия и другие (глава 6).

Даже проблемно ориентированные информационные технологии могут иметь широкое распространение. К примеру, финансовые и бухгалтерские пакеты, имея узкую область профессионального применения, распространены на всех предприятиях л организациях. Опорные и проблемно-ориентированные программные продукты, взаимодействуя между собой, образуют информационную систему, которая может функционировать па уровне фирмы или большого предприятия. В последнем случае мы имеем дело с корпоративными информационными системами (глава 5).

Грамотно примененные экономические и управленческие информационные технологии могут дать существенный прирост прибыли любому предприятию, а могут стать источником огромных расходов. Поэтому вопросы повышения экономической эффективности информационных технологий приобретают большое значение (глава 7).

Как в любой новой, еще только зарождающейся науке, важное место занимает ориентация на применение инновации. Об этом идет речь в главе 8.

Рассмотрим основные определения, понятия, термины в области информационных технологий, на которых строится изучение дисциплины.

Информация это отчужденное знание (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления), которое может быть записано на материальный носитель для того, чтобы быть доступным кому-либо.

Информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий с целью удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов посредством современных информационных технологий и развитой инфраструктуры. Информатизация ведется путем тесного взаимодействия между собой процессов совершенствования создания документированной информации, методов улучшения порядка и технологии ее сбора, накопления и хранения, процессов потребления обработки, поиска и распространения информации; механизмов создания и развития средств обеспечения (программных, технических, лингвистических, правовых, организационных по документированию информации, организационных по выполнению информационных процессов).

Информационные технологии (ИТ) – совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационные технологии в сфере экономики и управления, как уже говорилось, это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Документированная информация – информация, зафиксированная на материальном носителе и имеющая реквизиты для ее идентификации.

Информационные ресурсыотдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Пользователь – субъект, обращающийся к собственнику или владельцу за получением необходимых ему информационных ресурсов или информационных технологий.

Информационная система –упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий. Проектирование и эксплуатация информационных систем обеспечиваются следующими средствами: программными (программы для компьютеров различного назначения); техническими (средства вычислительной техники и связи, обеспечивающие размещение и обработку информационных ресурсов на персональных компьютерах, в локальной (ведомственной) сети, в региональной сети, в сети международного информационного обмена); лингвистическими (словари, классификаторы, тезаурусы); правовыми (положения, уставы, должностные инструкции); организационными (инструкции, методики, схемы, описания и другая эксплуатационная документация).

Все виды информационных систем и сетей, технологий и средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы можно сформулировать из четырех этапов: разработки (техническое задание, технический проект, рабочая документация), ввода в эксплуатацию (предэксплуатационное накопление данных, испытания информационных технологий, сертификация, установка на объекте), эксплуатации (эксплуатационное накопление данных и ситуационное изменение данных, использование на объекте, услуги заказчикам), списания.

Информационные технологииявляются функциональными компонентами других видов технологий (к примеру, производственные, организационные, социальные) и выполняют роль их интеллектуального ядра. Использование информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность этих технологий, сокращая затраты других видов ресурсов общества.

Как уже подчеркивалось, существенная роль информационных технологий в развитии общества состоит в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии повышают качество жизни.