Глава 1. Введение в информационные технологии Информационные технологии в экономических и управленческих учебных дисциплинах
Государственный Образовательный Стандарт, вступивший в силу в 2000 г., внес некоторые коррективы в процесс обучения студентов экономических специальностей. В частности, было введено преподавание дисциплины «Информационные технологии в экономике» по обширной специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Ранее эта дисциплина читалась только по направлению «Экономика» (специальности 060400 «Финансы, кредит и денежное обращение», 060600 «Экономика и социология труда», 060700 «Статистика», 060800 «Бухгалтерский учет») и направлению «Информационные системы в экономике» (специальность 061400 «Информационные системы в экономике» – в последнем случае дисциплина имела сугубо технологическую, не экономическую направленность).
Дисциплина «Информационные технологии в экономике» согласно ГОСТу предусматривает изучение следующих тем: «Информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация; информационная модель предприятия; технология баз информации; автоматизация операционных задач; электронная документация и ее защита; автоматизация текущего планирования; автоматизация стратегических задач управления; информационные системы на предприятии».
Массовая специальность 061100 «Менеджмент» практически не изменила свое наполнение: дисциплина «Информационные технологии управления» (ДС.09) осталась и не претерпела никаких изменений. Обязательный минимум содержания образовательной программы здесь следующий: «организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности; информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности; инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности; основы построения инструментальных средств информационных технологий; компьютерные технологии подготовки текстовых документов, обработки экономической информации на основе табличных процессоров, использования систем управления базами данных (СУБД), интегрированных программных пакетов; распределенной обработки информации; организация компьютерных информационных систем; компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений».
Можно отметить множество небольших неточностей в формулировках и структуре стандартов, однако соответствие учебника утвержденному стандарту должно выполняться неукоснительно. Анализируя два стандарта по родственным специальностям, можно отметить множество совпадений и пересекающихся областей изучения. Таким образом, включив в содержание учебника минимальные требования двух стандартов и дополнив явно недостающие моменты актуальной научной информацией, получаем единый, стабильный и универсальный учебник «Информационные технологии в экономике и управлении».
Аналогично можно было бы подойти и к другим дисциплинам. К их числу относится общепрофессиональная дисциплина «Компьютерные технологии в коммерческой деятельности» (ДН.14), читаемая обучающимся по специальности 061200 «Коммерция» (направления 522000 «Коммерция» и 521600 «Экономика»). По мнению разработчиков стандарта она должна содержать «общие сведения о компьютерных технологиях, их использование в коммерческой деятельности, основные принципы, методы и свойства компьютерно-информационных технологий, эффективность компьютерных технологий, автоматизированные рабочие места на основе компьютерных технологий, локальные сети; электронные таблицы и их использование в компьютерных системах коммерческого назначения; информационные системы: базы и банки данных, интегрированные информационные системы, проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ; компьютерно-информационные системы в экономическом планировании, бухучете и другой коммерческой деятельности, перспективные компьютерно-информационные технологии, экспертные системы и системы поддержки принятия решений в коммерческой деятельности». Данный учебник имеет полное соответствие процитированному стандарту и может быть рекомендован студентам обучающимся по специальности 061200 «Коммерция».
Дисциплина «Информационные технологии в маркетинге», читаемая маркетологам (СД.04) тоже имеет множество совпадений: общие сведения об информационной технологии; основные принципы, методы и свойства, эффективность информационных технологий, автоматизированные системы обработки данных, их возможности при решении задач маркетинга, функциональная архитектура автоматизированных систем обработки данных, их диалоговое взаимодействие с пользователем. Однако, специфическая направленность ряда других положений стандарта позволяет рекомендовать данный учебник маркетологам лишь в качестве вспомогательного материала.
Также, дисциплина «Автоматизированные информационные технологии в экономике», читаемая по направлению «Бухгалтерский учет», должна преподаваться в соответствии с минимальными требованиями, учтенными, в своем большинстве, в данном учебнике. Учтены даже сугубо специфические вещи, такие как автоматизация типовых проводок, переоценка основных средств, аналитический учет, формирование оборотно-сальдовых ведомостей, расчет амортизационных отчислений и многие другие.
Анализ содержания экономических и управленческих дисциплин позволяет рекомендовать данный учебник в качестве основного по большинству из них, а для ряда специфических дисциплин – как ценный вспомогательный материал.
При подготовке управленческих кадров следует учитывать различный уровень глубины изучения информационных технологий. Можно отметить три группы пользователей информационных технологий (табл. 1): рядовые пользователи (руководители и экономисты на предприятиях и в организациях), оперативно-диспетчерский персонал (секретари, референты, делопроизводители), эксплуатационный персонал (администраторы сетей, баз данных, инженеры-программисты). Каждой группе присущи свои требования к глубине охвата экономических информационных технологий.
Таблица 1
Группа пользователей | Группа сотрудников | Требования и задачи |
рядовые пользователи | руководители и экономисты | повышение эффективности работы предприятия путем применения информационных технологий, обеспечение их окупаемости |
оперативно-диспетчерский персонал | секретари, референты, делопроизводители | знание всех тонкостей информационных технологий на уровне пользователя и умение применять его на практике |
эксплуатационный персонал | администраторы сетей, баз данных, инженеры-программисты | обеспечение работоспособности информационных технологий |
- А.А. Козырев информационные технологии
- Экономике и управлении
- Предисловие
- Глава 1. Введение в информационные технологии Информационные технологии в экономических и управленческих учебных дисциплинах
- История возникновения и развития информационных технологий
- Состав и сущность современных информационных технологий в экономике и управлении
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Аппаратные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности Классификация и структура аппаратных средств ит Классификация
- Карманные пк
- Блокнотные пк
- Персональные компьютеры сферы автоматизации домашнего хозяйства
- Базовые настольные персональные компьютеры
- Сетевые персональные компьютеры
- Высокопроизводительные настольные персональные компьютеры и серверы начального уровня
- Многопроцессорные рабочие станции и серверы высокого уровня
- Суперкомпьютеры
- Кластерные системы
- Классификация персональных компьютеровPc99
- Классификация по принципу архитектуры микропроцессоров
- Структура персонального компьютера
- Материнская плата
- Центральный процессор
- Процессоры класса 586
- Процессоры класса 686
- Процессоры класса 786
- Перспективные разработки процессоров
- Процессоры семейства Alpha
- Отечественные разработки перспективных процессоров
- Память на магнитных и оптических носителях
- Винчестер
- Оптимальная емкость винчестеров для настольных пк в 1992-2000 годах
- Дисковод флоппи-дисков
- Дисководы cd-rom
- Дисководы cd-r
- Дисководы dvd
- Магнитооптические накопители
- Накопители на магнитной ленте
- Оперативная память
- Графический контроллер
- Монитор
- Устропства мультимедиа
- Устройства ввода и вывода
- Источники бесперебойного питания
- Технические средства презентаций
- Слайд-проекторы
- Графопроекторы
- Видеопроекторы
- Проекторы с жидкокристаллическими дисплеями
- Проекционные экраны
- Устройства коммуникаций и сети
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Основы построения инструментальных средств информационных технологий Использование операционных систем
- История появленияwindows98
- Технология «горячиxклавиш»
- Применение технологии «окон»
- Размеры и положение окна на экране
- Организация диалоговых окон
- Использование справочной системы
- Технологии работы с файлами и папками
- Завершение работы с компьютером в системеWindows
- Использовлние технологий «Рабочего стола»Windows98
- Операции с папками в окне «Мой компьютер»
- Технологии «проводника»Windows
- Технология синхронизации документов
- Технологии удаления и восстановления информации
- Применение технологии «Панели задач»
- Работа с Главным меню
- Технология применения ярлыков
- Панель управления
- Настройка свойств экрана
- Вспомогательные программыWindows98
- Служебные программыWindows98
- ТехнологииMicrosoftNetMeeting
- ТехнологияMicrosoftСhat
- Технологии FrontPage Express
- Применение комплекса программ для связиWindows98
- Поиск информации в рамках компьютера, локальной или глобальной сети
- Специализированные операционные системыBeOs,MacOs,JavaOs
- Применение пользовательских оболочек
- Возможности Norton Commander
- Интерфейс Norton Commander
- Организация файлов
- Назначение функциональных клавиш
- Операции с файлами
- Технологии пакетов вспомогательных программ Комплекс программNortonUtilities
- Пакет утилит Norton System Works 2000
- Пакет утилитMcAfeeOffice2000
- Коммуникационные пакеты Обзор основных коммуникационных пакетов
- Технологии работы с обозревателем
- Функции защиты информации в браузерах
- Использование антивирусных программных продуктов Компьютерные вирусы, пути их распространения и методы борьбы с ними
- Антивирусные программные продукты
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Информационные технологии функциональной обработки информации
- Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности
- Технологии подготовки текстовых документов Текстовый процессорWord2000
- Системы машинного перевода
- Технологии обработки экономической информации на основе табличного процессораExcel2000
- Требования к размеру видеопамяти
- Технологии использования систем управления базами данных (субд) Базы данных в экономических системах
- Организация системы управления базами данных
- Вопросы разработки и внедрения баз данных
- Офисные интегрированные программные пакеты Интегрированный программный продукт
- Интегрированный программный продукт
- Технологии обработки речи
- Программные продукты распознавания речи
- Программы синтеза речи
- Теоретические основы распределенной обработки информации
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Организация корпоративных информационных систем Понятие корпоративной информационной системы
- Стандарт методов управления производством и дистрибуцииMrpii
- Организация информационных систем в соответствии со стандартомMrpii
- Бизнес-планирование
- Система управленияErp
- Планирование разработки компьютерных информационных систем
- Этапы построения корпоративных информационных систем
- Требования к документации и стандартизации корпоративных информационных систем
- Защита информации
- Безопасность пользователя при эксплуатации компьютерных систем
- Отечественные нормы безопасности
- Зависимость между неблагоприятными факторами и отклонениями в состоянии здоровья
- Зарубежные нормы безопасности
- Требования тсо'92 по уменьшению электрических и магнитных полей
- Организация информационных систем обеспечения качества
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- Технологии исследования финансово-хозяйственной деятельности
- Бухгалтерские пакеты
- Программные продукты создания бюджета
- Технологии стратегического корпоративного планирования
- Программные продукты стратегического корпоративного планирования
- Компьютерная программаProjectexpert
- Основные функции программы
- Подготовка отчетных форм
- Связь с другими программами.
- Отличия Project Expert 5 и Project Expert 5 Professional.
- Компьютерная программаMarketingExpert
- Компьютерная программаBizplanner
- Компьютерная программаAuditexpert
- Переоценка баланса
- Автоматический ввод данных
- Графики и диаграммы
- Подготовка отчетных форм
- Настройка
- Обмен данными
- Компьютерная программаProjectQuestionnaire&Risk
- ПрограммаProjectRisk
- Компьютерная программаForecastExpert
- Технологии прогнозирования деятельности предприятия Прогнозирование с помощьюMicrosoftExcel
- Прогнозирование с помощью программного продукта «Альт-Прогноз»
- Исходные данные для описания инвестиционного проекта
- Технологии автоматизации аналитических исследований Офисный экспертный комплекс
- Технологии автоматизации управления в масштабах всего предприятия
- Комплексная автоматизация предприятия «босс-Компания»
- Комплексная автоматизация предприятия «Парус»
- Комплексная автоматизация предприятия «Галактика»
- Комплексная автоматизация предприятия «ns2000»
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Экономические аспекты повышения эффективности информационных технологий
- Определение производительности компьютерной техники
- Экономическая оценка совокупной стоимости владения
- Анализ расходов на информационные системы
- Экономия при переходе на 32-разрядную платформу*
- Снижение совокупной стоимости владения путем реформирования информационной системы
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Инновационные направления развития информационных технологий
- Обзор современного состояния рынка ит
- Пути развития традиционной индустрии ит
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Библиография
- Содержание
- Глава 1. Введение в информационные технологии 2
- Глава 2. Аппаратные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности 10
- Глава 3. Основы построения инструментальных средств информационных технологий 68
- Глава 4. Информационные технологии функциональной обработки информации 123
- Глава 5. Организация корпоративных информационных систем 162
- Глава 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений 177
- Глава 7. Экономические аспекты повышения эффективности информационных технологий 234
- Глава 8. Инновационные направления развития информационных технологий 243