logo
ИТ в экономике / учебник / Козырев_Информационные технологии в экономике и управлении_2000

Программные продукты создания бюджета

Как известно, существует два подхода к формированию бюджета. Согласно первому, бюджет создается «сверху вниз», руководством, без особого участия со стороны исполнителей. Согласно второму, бюджет формируется его исполнителями и согласуется с начальством.

Бюджетирование – процесс сложный и для его реализации используются специализированные программные продукты. На различных предприятиях существуют свои требования к созданию бюджета. Эти особенности учитываются создателями программных продуктов. Проведем рассмотрение ряда наиболее известных и распространенных программных продуктов сферы бюджетирования: Hyperion Pillar, Corporate Planner, Adaytum Planning, «Нефрит» и «Красный директор» [159].

Программный продукт Hyperion Pillar представляет собой крупную и развитую систему, которая полностью автоматизирует бюджетирование. Для начала работы вводятся запланированные затраты и прогнозируемые поступления. Результатом вычислений является динамическая модель компании с ответственными за каждый уровень моделями и простой технологией внесения изменений в нее. Программа Hyperion Pillar хорошо интегрирована с другими продуктами фирмы: Enterprise, Essbase OLAP Server и Reporting.

Программа бюджетирования Corporate Planner строит бюджет на основе структурного дерева затрат компании. Узлы дерева – плановые, фактические значения и отклонения между ними. Узлы связаны формулами. Файлы можно импортировать через ODBC. Corporate Planner применяется в небольших компаниях и не поддерживает возможность распределенной работы.

Программный продукт Adaytum Planning представляет собой трехмерную электронную таблицу с функциями построения различных срезов. Как и в рассмотренных программах, таблицы содержат различные данные (время, финансы и прочее) каждого подразделения компании. Существует функция сведения консолидированного бюджета на выбранную дату. Adaytum Planning – экономичный продукт, представленный в виде электронных таблиц, для создания небольшого бюджета путем применения ряда аналитических инструментов.

Другой программный продукт – «Нефрит» ориентирован на использование в больших корпорациях, имеющих холдинговую структуру. Продукт занимает промежуточное положение между компьютерной и бумажной обработкой документации и имеет удобную процедуру согласования бюджета. Программа работает даже с недостаточно подготовленными данными. Исходными данными для программы служат бюджеты подразделений холдинга, которые следует свести в один итоговый бюджет. «Нефрит» создан на базе электронных таблиц с характерными для них формулами и'связями между ячейками.

Система бюджетирования «Красный директор» предназначена для небольших и средних предприятий и имеет несложный интерфейс. Однако, другая характерная особенность простых интерфейсов – риск негибкости при работе. Основа работы программы – база данных, без возможности интеграции с другими программными продуктами.