logo
ИТ в экономике / учебник / Козырев_Информационные технологии в экономике и управлении_2000

Отличия Project Expert 5 и Project Expert 5 Professional.

Программа Project Expert 5 поставляется в двух модификациях: Base и Professional. Project Expert 5 Prof, предоставляет своим пользователям две дополнительные функции:

1. Актуализацию данных и контроль над реализацией проекта (плана). По мере реализации проекта пользователь имеет возможность вводить фактические данные по всем модулям проекта и рассчитывать актуализированные показатели реального движения денежных средств, а также контролировать рассогласование реального и планируемого Кэш-фло.

2. Работу с группой проектов.

Специальный модуль «Интегратор» (более подробно рассмотрен далее) – позволяет объединить несколько проектов (предприятий) в группу и рассчитать интегрированные показатели эффективности для группы в целом, а также сравнить между собой различные варианты одного проекта по любым показателям.

Про-Инвест-Консалтинг предлагает следующие возможности системы Project Expert 5 и Project Expert 5 Professional no разделам моделирования проекта (плана):

Раздел

Функциональные возможности системы

Общее описание

проекта

Длительность проекта: от 1 месяца до 50 лет. Валюта: свободно выбираемые валюты и их масштаб (единицы измерения) для внутреннего и внешнего рынков. Возможность расчета проекта одновременно в двух валютах. Инфляция: возможность редактирования прогноза инфляции на любые виды ресурсов по годам и по месяцам. Продукция (услуги): независимый ввод перечня товаров (услуг) - до 16000. Налоги: ввод налога, налогооблагаемой базы, ставки, регулярности выплат. Возможность изменения ставки налога по месяцам: выбор редактируемой (настраиваемой) налогооблагаемой базы: ввод формулы расчета налогооблагаемой базы: свободный выбор статьи, из которой выплачивается налог: независимая настройка выплаты НДС. Учетная ставка ЦБ (рефинансирование): ввод ставки для двух валют. Моделирование начального состояния предприятия (стартовый баланс): активы (средства на счете, счета к получению, запасы готовой продукции, запасы комплектующих, предоплаченные расходы, земля, здания, оборудование, нематериальные активы, инвестиции, ценные бумаги); пассивы (отсроченные налоги, счета к оплате, кредиты, акционерный капитал, резервы, нераспределенная прибыль). Защита проекта: три статуса доступа к проекту с паролем: редактирование, введение актуальных (фактических) данных и просмотр, только просмотр. Актуализация данных: ввод фактических данных по выплатам налогов.

Инвестиционный

план

Этапы проекта. Создание этапа с текущим порядковым номером. Удаление этапа. Перенос этапа в любую позицию. Группирование этапов. Построение вложенной, древовидной структуры сетевого графика. Вставка этапа в любое место сетевого графика. Связывание этапов на диаграмме GANTT c помощью мыши либо с помощью процедуры формальной логики (через меню). Ресурсы: неограниченный редактируемый список видов ресурсов. Расчет затрат через удельную стоимость ресурса. Активы: объединение сгруппированных подэтапов в актив. Амортизация: несколько способов начисления амортизации на активы (линейная, по остаточной стоимости, по объему производства, индивидуальная). Списание НДС: три типа (сразу, в течение задаваемого периода, пропорционально амортизации). Экспорт/Импорт данных: возможность полного обмена данными с системой Microsoft Project в международном формате *.трх: Календарь: реальный редактируемый календарь с учетом выходных и праздничных дней. Возможность использования нескольких календарей (для нескольких стран). Актуализация данных: определение статуса этапа; % от выполненных работ; фактические затраты; уровень приоритета этапа при дальнейшем финансировании проекта.

Операционный план

План сбыта: ввод гибкой стратегии продаж для каждого из 16000 товаров (услуг) (продажи по факту, с авансом, в кредит, со сложной схемой оплаты, отсрочки платежей, время сбыта и т.д.). Ценообразование. Ввод цены на внутреннем и внешнем рынках. Возможность помесячного учета инфляции. Ввод дополнительных налогов с возможностью выплаты из прибыли. Возможность ввода сезонных изменений цены, различных скидок. Возможность ввода скачкообразных изменений цены. Объем продаж. Возможность ввода объемов продаж по месяцам. Возможность ввода сезонных изменений объемов продаж. Расчет различных вариантов стратегии продаж. План производства. Независимый план объема производства, имеющий 3 статуса: 1) неограниченное производство; 2) равномерное производство; 3) ограниченный объем производства (квоты, лимиты). Материалы, сырье и комплектующие (стратегия управления запасами). Формирование склада материалов и комплектующих (страховой запас в процентах от объема и на количество рабочих дней). Объем закупок: по мере необходимости; по установленной минимальной партии; задание периодичности закупок; редактируемый график закупок по месяцам. Прямые производственные издержки: Возможность прямого ввода суммарных затрат прямых производственных издержек. Выбор статей затрат для каждого продукта из списка (общего склада). Персонал. Ввод данных о структуре и затратах на персонал. Возможность ввода сезонных изменений стоимости персонала. Общие издержки (накладные расходы). Гибкие процедуры ввода данных об общих издержках. Возможность ввода сезонных изменений стоимости общих издержек. Актуализация данных. Ввод актуальных данных об объемах продаж и ценах товаров. Возможность ввода фактических данных по закупкам материалов и комплектующих и определения тем самым реального состояния склада. Возможность ввода фактических данных о затратах на персонал, по общим издержкам.

Финансирование

Собственный капитал. Ввод данных об акционерном капитале, описание (моделирование) эмиссии акций с возможностью указания номинальной стоимости и количества акций. Возможность ввода данных о привилегированных акциях. Займы. Ввод данных о заемном капитале с возможностью описания детальных схем поступления, погашения займа и выплат процентов. Лизинг. Описание финансирования на основе лизинга. Инвестиции. Размещение свободных денежных средств в альтернативные проекты под проценты, в ценные бумаги, депозиты. Распределение прибыли: решение задачи поиска оптимального уровня и сроков выплаты дивидендов, формирования резервов. Льготы по налогу на прибыль. Описание и учет льгот по налогу на прибыль. Актуализация данных. Ввод фактических данных о поступлениях и выплатах.

Расчет

Режимы расчета: - Полный расчет проекта - 16 дополнительных режимов расчета, выбираемых пользователем.

Результаты

Отчетные финансовые документы: Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о движении денежных средств (Cash Flow), Отчет об использовании прибыли. Возможность генерации пользователем собственных отчетных документов. Отчет по проекту. Генератор отчета с возможностью детализации результатов по всем разделам бизнес-плана. Графика: широкие возможности получения графического изображения и печати входных данных и рассчитанных показателей проекта (плана), построения графиков пользователя с возможность задания формул их построения.

Анализ проекта

Показатели эффективности: срок окупаемости (РВР), индекс прибыльности (Р1), чистая приведенная величина дохода (NPV), внутренняя норма рентабельности (IRR). Финансовые показатели: расчет общепринятых в международной и российской практике показателей прибыльности и финансового состояния (30 показателей). Доходы участников. Возможность вычисления индивидуальных показателей эффективности для каждого участника финансирования проекта (акционеров, кредиторов). Анализ чувствительности: автоматический анализ чувствительности проекта (РВР, PI, NPV, IRR) к возможным изменениям исходных данных в заданном пользователем интервале (от -200% до +200%) (по 13 наиболее значимым параметрам) с различными вариантами ставки дисконтирования.

Программа Project Expert 5 Professional, помимо актуализации данных, предоставляет дополнительную возможность для финансового планирования и контроля над реализацией группы проектов. Для этого в программный комплекс включен дополнительный модуль – Project Integrator, позволяющий строить объединенное Cash Row для группы проектов (предприятий) и вычислять суммарные дисконтированные критерии эффективности. В программе предусмотрена возможность обмена данными с внешними файлами и базами данных в форматах *.dbf и *.txt., импорта данных из программ Audit Expert, Marketing Expert, Project Expert 4; имеется возможность создания шаблонов (налога, графики, издержки и др.) для использования при создании других проектов, вариантов проекта (плана). В программе имеется возможность непосредственного доступа к электронной почте.

Рис. 119. Раздел «Проект»

Раздел «Проект» (рис. 119) является первым в содержании Project Expert и изначально доступен после открытия или создания проекта. Он предназначен для ввода общей информации о проекте, настройки модулей расчета и отображения данных проекта.

В разделе «Компания» (рис. 120) можно осуществить ввод данных, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия на начало проекта. Раздел состоит из трех модулей: стартовый баланс; банк, система учета; текстовое описание.

Рис. 120. Раздел «Компания»

Раздел «Окружение» (рис. 121) активизируется выбором закладки «Окружение» в диалоговом окне «Содержание». Этот раздел предназначен для описания финансово-экономической среды, в которой планируется реализация проекта. Данный раздел состоит из пяти модулей: «Валюта», «Учетная ставка», «Текстовое описание», «Инфляция», «Налоги» (вводятся данные об основной (национальной) и дополнительной (экспортно-импортной) валютах проекта, ставке рефинансирования, а также инфляционном и налоговом окружении финансовых операций проекта).

Рис. 121. Раздел «Окружение»

Раздел «Инвестиционный план» (рис. 122) предназначен для составления календарного графика работ (проекта) с указанием отдельных этапов, необходимых финансовых ресурсов для выполнения этих этапов, установления взаимосвязей между этапами, формирования активов предприятия (проекта), описания способов и сроков амортизации созданных активов.

Раздел «Операционный план» (рис. 123) предназначен для ввода исходных данных по сбыту произведенной продукции и об издержках, которые могут быть отнесены к периоду производственной деятельности предприятия, реализующего проект. Раздел «Операционный план» содержит шесть модулей: «План сбыта»; «Материалы и комплектующие»; «План производства»; «План по персоналу»; «Общие издержки»; «Текстовое описание», диалоги которых позволяют описать запланированную стратегию операционной деятельности предприятия, реализующего проект.

Рис. 122. Раздел «Инвестиционный план»

Рис. 123. Раздел «Операционный план»

В раздел «Финансирование» вводятся данные, описывающие процедуры привлечения денежных средств для финансирования проекта в виде собственного (акционерного) и заемного капитала, а также данные, характеризующие деятельность предприятия по использованию и распределению свободных финансовых средств и прибыли проекта.

Рис. 124. Раздел «Финансирование»

Раздел (рис. 124) состоит из ряда модулей: «Акционерный капитал»; «Займы»; «Лизинг»; «Инвестиции»; «Другие поступления»; «Другие выплаты»; «Распределение прибыли»; «Льготы по налогу на прибыль»; «Текстовое описание».

Рис. 125. Раздел «Результаты»

Разделы «Результаты» (рис. 125), «Анализ проекта» (рис. 126) и «Актуализация» (рис. 127) являются завершающими пунктами в окне «Содержание». Главное меню Project Expert состоит из следующих пунктов:

• «Проект»;

• «Обмен»;

• «Результаты»;

• «Окно»;

• «Справка».

Рис. 126. Раздел «Анализ проекта»

Рис. 127. Раздел «Актуализация»

В пункте «Проект» содержатся следующие строки подменю:

• «Новый» – создать новый проект;

• «Открыть» – открыть проект;

• «Закрыть» – закрыть текущий проект (при закрытии производится запрос на сохранение введенных данных);

• «Сохранить» – сохранение внесенных изменений;

• «Сохранить как» – сохранение внесенных изменений в файле с новым именем.

Пункт «Обмен» открывает подменю:

• «Библиотеки» – активизировать диалог «Библиотеки»;

• «Импорт» – активизировать диалог «Импорт»;

• «Экспорт» – активизировать диалог «Экспорт»;

• «Audit Expert» – активизируется диалог обмена с Audit Expert;

• «Marketing Expert» – активизируется диалог обмена с Marketing Expert;

В пункте «Результаты» содержатся строки подменю:

• «Прибыли-убытки» – открытие отчета о Прибылях-убытках;

• «Кэш-фло» – открытие таблицы Cashe Flow;

• «Баланс» – открытие Балансового отчета;

• «Финансовые показатели» – открытие таблицы финансовых показателей;

• «Интегральные показатели» – отображение значений интегральных показателей;

• «Графики» – активизация опции построения графиков;

• «Детализация результатов»–активизировать диалог «Детализация результатов»;

• «Таблица пользователя» – активизировать диалог «Таблица пользователя»;

• «Пересчет [F9»] – пересчет проекта с учетом внесенных изменений.

В пункте «Окно» содержатся строки подменю:

• «Каскад» – выстраивание раскрытых окон каскадом;

• «Мозаика» – выстраивание раскрытых окон в мозаичном порядке;

• «Упорядочить значки» – упорядочивание значков открытых окон;

• «Закрыть все» – закрытие всех раскрытых окон программы.

В пункте Справка содержатся строки подменю:

• «Содержание» – открытие содержания справочного материала;

• «Использование» – вызов информации об использовании Справки;

• «О системе» – вызов информации о системе.

Кроме того, для команд можно использовать комбинации клавиш:

Alt+BkSp – отменить ранее введенные данные;

Shift+Del – копировать с удалением выделенной строки;

Ctrl+Ins – копировать выделенную строку;

Shift+Ins – вставить скопированную строку;

Shift+F2 – сохранить внесенные изменения;

F5 – открыть отчет о Прибылях-убытках;

F6 – открыть отчет о Движении денежных средств;

F7 – открыть Балансовый отчет;

F8 – отобразить значения интегральных показателей;

F9 – пересчитать проект с учетом внесенных изменений;

F11 – активизировать диалог «Детализация результатов»;

F12 – активизировать диалог «Таблица пользователя»;

Shift+F4 – разместить открытые окна в мозаичном порядке;

Shift+F5 – разместить открытые окна каскадом.

Рис. 128. Панель инструментов

Панель инструментов (рис. 128) содержит кнопки, с помощью которых можно выполнять некоторые из описанных выше действий, минуя выбор команд меню:

• создать новый проект,

• открыть проект,

• сохранить изменения,

• печатать отчет,

• закончить работу с приложением,

• отчет о прибылях-убытках,

• отчет о движении денежных средств,

• Баланс,

• финансовые показатели,

• графики,

• расчет проекта.

ProjectIntegrator

Как уже было отмечено, работой с объединением проектов занимается отдельное приложение – Project Integrator, которое запускается из группы «Project Expert». Про-Инвест-Консалтинг применяет два понятия, которые использует Project Integrator: группа проектов и список вариантов.

Под «группой проектов» (далее – группа) разработчик предлагает подразумевать некоторое множество проектов, которые каким-либо образом взаимосвязаны. Критерии, по которым проекты объединяются в группу, определяет пользователь. Существует минимальный технологический критерий, которому должны удовлетворять проекты, добавляемые в группу: проекты должны иметь одинаковую основную валюту и валюту для расчета на внешнем рынке.

Под «списком вариантов» (далее – список) подразумевается множество вариантов одного проекта. Добавление вариантов в список должно удовлетворять более жестким требованиям. Все варианты проекта должны:

• иметь одинаковое имя проекта;

• иметь одинаковые валюты (основную и вторую);

• одну и ту же дату начала;

• одинаковую длительность.

Как «проекту» или «шаблону» Project Expert 5, так и «группе проектов» и «списку вариантов» также соответствует один файл. Файлы группы имеют расширение «*.pgr», списки вариантов – расширение «*.pvn». В один момент времени Project Integrator может работать либо с одной группой проектов, либо с одним списком вариантов.

Создание файла группа/список. Приступая к работе с программой необходимо уже иметь несколько файлов проектов. После запуска программа предоставляет лишь возможность открытия существующих групп/списков или же создания новых. Остановимся на создании нового файла. После того, как пользователь выберет пункт меню – «Проект/Новый», появится стандартный диалог выбора файла (рис. 129). В окне «Список файлов типа:» выберите тип файла (группу или список) и выберите местоположение на диске файла группы/списка, нажмите «ОК».

В зависимости от типа выбранного файла перед пользователем откроется либо диалог «Группа проектов», либо диалог «Список вариантов», появятся также новые разделы главного меню приложения.

Работа с группой проектов. Для работы необходимо добавить проекты Project Expert 5 в группу. Для этого нажмите кнопку «Добавить». В открывшемся стандартном диалоге «Добавить проект в группу» выберите один или несколько файлов проектов. После закрытия диалога в список проектов добавятся названия проектов. Первый добавленный проект будет определять валюты группы, если валюты последующих проектов не будут совпадать с валютами группы – система выдаст сообщение об ошибке. Длительность группы определяется длительностью входящих в нее проектов. Начало группы совпадает с началом самого раннего проекта, соответственно, окончание группы – с окончанием последнего. В диалоге группы пользователь может задать название группы, ставки дисконтирования по основной, второй валютах группы. Так как начальный курс валют и курсовая инфляция во всех проектах группы могут отличаться, то за начальный курс и курсовую инфляцию группы принимаются значения из наиболее раннего проекта. После изменений в диалоге (название, состав группы, ставки дисконтирования), в главном меню приложения становится доступной команда «Файл/Сохранить». После создания или открытия группы в главном меню приложения появился новый раздел – «Группа». Команды из этого раздела:

• «Расчет» – производит последовательный расчет всех проектов, входящих в группу, суммирует Cashe Flow рассчитанных проектов с Cashe Flow группы, рассчитывает интегральные показатели группы.

• «Кэш-фло» – выводит в табличном виде Cashe Flow группы.

• «Интегральные показатели» – показывает интегральные показатели группы.

Рис. 129. Создание файла группа/список

Разработчики отмечают одну особенность системы: как только изменяется состав группы (были добавлены/удалены проекты группы) – результаты расчета обнуляются. Аналогично – при прерывании расчета.

Работа со списком проектов. На первом этапе необходимо добавить в список проекты Project Expert 5. Если выбранные пользователем файлы проектов удовлетворяют всем выше перечисленным критериям – они будут добавлены в список вариантов, или же появится сообщение об ошибке. После создания или открытия списка вариантов в главном меню приложения появился новый раздел – «Варианты». Команды из этого раздела:

• «Расчет» – производит последовательный расчет всех проектов, входящих в список;

• «Графики» – вызывает диалог «Графики».

Разработчики отмечают, что в отличие от Project Expert диалог «Графики» Project Integrator выводит график, рассчитанный по одной формуле для всех вариантов (одна линия – один вариант).

Минимальные требования к аппаратному и программному обеспечению:

• процессор i386 (рекомендуется i486);

• объем оперативной памяти 8 Мб;

• свободное дисковое пространство – не менее 10 Мб (не считая объема, необходимого для хранения архивов ваших проектов);

• видеоадаптер VGA или совместимый с ним;

• операционная система MS DOS версии 5.0 или более поздней;

• операционная среда MS Windows версии 3.1 или более поздней, с установленным драйвером русификации;

• желательно использование манипулятора «мышь».