logo search
ИТ в экономике / учебник / Козырев_Информационные технологии в экономике и управлении_2000

Глава 1. Введение в информационные технологии Информационные технологии в экономических и управленческих учебных дисциплинах

Государственный Образовательный Стандарт, вступивший в силу в 2000 г., внес некоторые коррективы в процесс обучения студентов экономических специальностей. В частности, было введено преподавание дисциплины «Информационные технологии в экономике» по обширной специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Ранее эта дисциплина читалась только по направлению «Экономика» (специальности 060400 «Финансы, кредит и денежное обращение», 060600 «Экономика и социология труда», 060700 «Статистика», 060800 «Бухгалтерский учет») и направлению «Информационные системы в экономике» (специальность 061400 «Информационные системы в экономике» – в последнем случае дисциплина имела сугубо технологическую, не экономическую направленность).

Дисциплина «Информационные технологии в экономике» согласно ГОСТу предусматривает изучение следующих тем: «Информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация; информационная модель предприятия; технология баз информации; автоматизация операционных задач; электронная документация и ее защита; автоматизация текущего планирования; автоматизация стратегических задач управления; информационные системы на предприятии».

Массовая специальность 061100 «Менеджмент» практически не изменила свое наполнение: дисциплина «Информационные технологии управления» (ДС.09) осталась и не претерпела никаких изменений. Обязательный минимум содержания образовательной программы здесь следующий: «организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности; информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности; инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности; основы построения инструментальных средств информационных технологий; компьютерные технологии подготовки текстовых документов, обработки экономической информации на основе табличных процессоров, использования систем управления базами данных (СУБД), интегрированных программных пакетов; распределенной обработки информации; организация компьютерных информационных систем; компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений».

Можно отметить множество небольших неточностей в формулировках и структуре стандартов, однако соответствие учебника утвержденному стандарту должно выполняться неукоснительно. Анализируя два стандарта по родственным специальностям, можно отметить множество совпадений и пересекающихся областей изучения. Таким образом, включив в содержание учебника минимальные требования двух стандартов и дополнив явно недостающие моменты актуальной научной информацией, получаем единый, стабильный и универсальный учебник «Информационные технологии в экономике и управлении».

Аналогично можно было бы подойти и к другим дисциплинам. К их числу относится общепрофессиональная дисциплина «Компьютерные технологии в коммерческой деятельности» (ДН.14), читаемая обучающимся по специальности 061200 «Коммерция» (направления 522000 «Коммерция» и 521600 «Экономика»). По мнению разработчиков стандарта она должна содержать «общие сведения о компьютерных технологиях, их использование в коммерческой деятельности, основные принципы, методы и свойства компьютерно-информационных технологий, эффективность компьютерных технологий, автоматизированные рабочие места на основе компьютерных технологий, локальные сети; электронные таблицы и их использование в компьютерных системах коммерческого назначения; информационные системы: базы и банки данных, интегрированные информационные системы, проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ; компьютерно-информационные системы в экономическом планировании, бухучете и другой коммерческой деятельности, перспективные компьютерно-информационные технологии, экспертные системы и системы поддержки принятия решений в коммерческой деятельности». Данный учебник имеет полное соответствие процитированному стандарту и может быть рекомендован студентам обучающимся по специальности 061200 «Коммерция».

Дисциплина «Информационные технологии в маркетинге», читаемая маркетологам (СД.04) тоже имеет множество совпадений: общие сведения об информационной технологии; основные принципы, методы и свойства, эффективность информационных технологий, автоматизированные системы обработки данных, их возможности при решении задач маркетинга, функциональная архитектура автоматизированных систем обработки данных, их диалоговое взаимодействие с пользователем. Однако, специфическая направленность ряда других положений стандарта позволяет рекомендовать данный учебник маркетологам лишь в качестве вспомогательного материала.

Также, дисциплина «Автоматизированные информационные технологии в экономике», читаемая по направлению «Бухгалтерский учет», должна преподаваться в соответствии с минимальными требованиями, учтенными, в своем большинстве, в данном учебнике. Учтены даже сугубо специфические вещи, такие как автоматизация типовых проводок, переоценка основных средств, аналитический учет, формирование оборотно-сальдовых ведомостей, расчет амортизационных отчислений и многие другие.

Анализ содержания экономических и управленческих дисциплин позволяет рекомендовать данный учебник в качестве основного по большинству из них, а для ряда специфических дисциплин – как ценный вспомогательный материал.

При подготовке управленческих кадров следует учитывать различный уровень глубины изучения информационных технологий. Можно отметить три группы пользователей информационных технологий (табл. 1): рядовые пользователи (руководители и экономисты на предприятиях и в организациях), оперативно-диспетчерский персонал (секретари, референты, делопроизводители), эксплуатационный персонал (администраторы сетей, баз данных, инженеры-программисты). Каждой группе присущи свои требования к глубине охвата экономических информационных технологий.

Таблица 1

Группа пользователей

Группа сотрудников

Требования и задачи

рядовые пользователи

руководители и экономисты

повышение эффективности работы предприятия путем применения информационных технологий, обеспечение их окупаемости

оперативно-диспетчерский персонал

секретари, референты, делопроизводители

знание всех тонкостей информационных технологий на уровне пользователя и умение применять его на практике

эксплуатационный персонал

администраторы сетей, баз данных, инженеры-программисты

обеспечение работоспособности информационных технологий