Глава 12. Основные понятия
Современный уровень развития общества вывел индустрию информационных технологий (ИТ) на одно из ведущих направлений, на котором сосредоточены огромные интеллектуальные и финансовые ресурсы. В современных условиях для успешного развития любое предприятие, любая организация обязаны использовать информационные технологии.
Введем основные понятия, используемые в данном разделе курса.
Под корпорацией (предприятием, или организацией) понимается любая бизнес-система коммерческой, производственной, государственной или финансовой сферы.
Под информационными ресурсами в настоящее время понимаются информация и инструменты управления информацией (программные продукты различного функционального назначения), а не только данные. Они образуют информационную среду предприятия.
Информационные ресурсы, объединенные определенным назначением, имеющие определенную организаций, концентрируются в информационных системах, которые могут принадлежать различным подразделениям предприятия.
Информационная система (ИС) выступает как комплекс информационных ресурсов, технологий получения и обработки данных, поддержания их в актуальном и непротиворечивом состоянии. Современные ИТ предполагают компьютеризированную обработку информации, поэтому ИС сегодня с точки зрения их реализации – это сложный комплекс управленческих и технологических решений, компьютерной аппаратуры и программного обеспечения, а также информационного содержания (наполнения).
Между различными информационными (под)системами предприятия устанавливается информационно-коммуникационное взаимодействие, определяемое функциями, выполняемыми этими подразделениями, существующими между ними связями. Таким образом, автоматизации одного отдела или подразделения предприятия явно недостаточно: ИТ должны пронизывать всю структуру предприятия.
Для успешного управления предприятием, поддержания его конкурентоспособности необходимо создание интегрированных систем автоматизации управления бизнесом. Это требование вплотную подводит к определению корпоративной информационной системы.
Под корпоративными информационными системами (КИС) в настоящее время обычно подразумеваются информационные системы для крупных, территориально распределенных предприятий, обычно имеющих несколько уровней управления. Эти системы называют еще «интегрированными системами масштаба предприятия».
Интегрированные системы управления (ИСУ) часто называют системами MRP (Material Resource Planning) – ERP (Enterprise Resource Planning). Такие системы в международной практике стали одним из главных средств, обеспечивающих выживание предприятия в современном бизнесе, когда резко возросла потребность в оперативности принятия решений, гибкости приспособления к изменениям условий внутри и вне предприятия. При этом все более важное значение приобретают прогнозы по сценариям «что – если», реализация которых требует внедрения в информационные системы специальных компонентов поддержки решений.
Базовым «технологическим» решением ИСУ является переход от «островов автоматизации» к «единому информационному пространству» предприятия, предусматривающий:
– полную «инвентаризацию» всех видов ресурсов предприятия в «едином информационном пространстве» с обеспечением автоматической поддержки «уникальных идентификаторов» для всех элементов и их использованием во всех подсистемах ИСУ;
– приближение всех видов операций к местам их осуществления с использованием общих данных, обеспечивающих единство информационного пространства;
– основные понятия в ИСУ обобщены и типизированы для любого предприятия и любых его подразделений;
– разработана типовая методология согласования планов и отчетов разных уровней от предприятия в целом до отдельных его подразделений.
В настоящее время осуществляется переход к единому информационному пространству, создаваемому между несколькими предприятиями, что обусловлено, в частности, развитием электронной коммерции (Virtual Enterprise, Electronic Commerce, Supply Chain Management).
Подводя итог сказанному, можно сущность рассматриваемой информационной технологии определить следующим образом:
– КИС – это информационная система, поддерживающая оперативный и управленческий учет на предприятии (в корпорации), поставляющая информацию для принятия управленческих решений.
– КИС – это управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию предприятия (с выстроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии. Центр тяжести при этом лежит на отработанной структуре управления, автоматизация выполняет второстепенную, инструментальную роль. Таким образом, КИС – это не только оборудование и сети, обученные пользователи и программы, но и прежде всего правильная организация бизнеса, которую информационная система должна всей своей мощью поддержать и усилить.
Далее более подробно рассматриваются различные классы информационных систем и входящие в них компоненты.
- Основы информатики и информационных технологий
- Оглавление
- Глава 8. Сети и сетевые технологии 112
- Глава 9. Ащита информации 129
- Предисловие
- Раздел 1. Введение в информатику
- Глава 1. Информатика и предмет ее исследования
- Глава 2. Понятие информации
- 2.1. Определение и свойства информации
- 2.2. Особенности экономической информации
- Глава 3. Роль информации в управлении
- 3.1. Одноконтурная схема управления экономическими системами
- 3.2. Информация и информационные системы в управлении
- Глава 4. Кодирование и представление информации
- 4.1. Основные определения
- 4.2. Связь между системами счисления
- 4.3. Системы счисления, используемые в эвм
- 4.4. Внутреннее представление данных в памяти компьютера
- 4.4.1. Представление чисел
- 4.4.2. Представление текстовых данных
- 4.4.3. Представление мультимедийной информации
- 4.5. Представление данных во внешней памяти компьютера
- Глава 5. Основы алгоритмизации
- 5.1. Определение и свойства алгоритмов
- 5.2. Основные этапы и методы разработки алгоритмов
- 5.3. Основные способы описания алгоритмов
- Раздел 2. Основы информационных технологий
- Глава 6. Аппаратное обеспечение вычислительных систем
- 6.1. Понятие архитектуры и принципы устройства вычислительных систем
- 6.2. Устройство персонального компьютера
- 6.2.1. Конфигурация персонального компьютера
- 6.2.2. Характеристики процессора
- 6.2.3. Организация памяти персонального компьютера
- 6.2.4. Устройства ввода/вывода
- 6.2.5. Внешние запоминающие устройства
- 6.3. Тенденции совершенствования архитектуры
- Глава 7. Программное обеспечение
- 7.1. Понятие программы
- 7.2. Классификация программного обеспечения
- 7.3. Системное программное обеспечение
- 7.3.1. Операционные системы
- Определение и функции операционных систем
- Классификация операционных систем
- Функция управления процессами
- Управление основными ресурсами
- Управление данными. Файловая система
- Управление внешними устройствами и организация ввода/вывода
- Интерфейс с пользователем
- 7.3.2. Операционные оболочки
- 7.3.3. Средства контроля и диагностики
- 7.3.4. Системы программирования
- 7.4. Системы управления базами данных
- 7.4.1. Основные понятия
- 7.4.2. Реляционный подход к управлению бд
- «Магазины»
- «Владельцы»
- «Магазины-Владельцы»
- «Поставки»
- «Товар»
- «Поставки»
- 7.4.3. Назначение и классификация субд
- 7.4.4. Средства описания и манипулирования данными в субд
- 7.4.5. Объектно-ориентированные субд
- 7.4.6. Категории пользователей
- 7.5. Прикладное программное обеспечение
- Глава 8. Сети и сетевые технологии
- 8.1. Определение, назначение и классификация сетей
- 8.2. Способы передачи информации, коммутация и маршрутизация в сетях
- 8.3. Организация взаимодействия в сетях
- 8.4. Топология сетей и методы доступа
- 8.5. Глобальная сеть Internet
- 8.5.1. Идентификация компьютеров в сети
- 8.5.2. Услуги Internet
- 8.5.3. Всемирная паутина World Wide Web
- 8.5.4. Электронная почта
- 8.5.5. Навигационные средства для Internet
- 8.6. Корпоративные сети на основе технологий Internet
- Глава 9. Защита информации
- 9.1. Информация как продукт
- 9.2. Концепция защищенной вс
- 9.2.1. Основные понятия
- 9.2.2. Этапы разработки системы защиты
- 9.2.3. Общая классификация вторжений и характеристика угроз
- 9.2.4. Система защиты
- 9.2.5. Защита объектов на регистрационном уровне и контроль доступа
- 9.3. Криптографические средства защиты информации
- 9.3.1. Основные понятия
- 9.3.2. Криптографические протоколы
- 9.3.3. Электронно-цифровые подписи и открытые сделки
- 9.3.4. Использование криптографической защиты в программных продуктах
- 9.3.5. Условия и ограничения использования криптографической защиты
- 9.4. Программные закладки и вирусы
- 9.5. Хакеры и проблема безопасности информационных систем
- 9.6. Защита информации от потери в результате сбоев
- 9.7. Правовая защита информации и программного обеспечения
- Глава 10. Интегрированные пакеты прикладных программ офисного назначения
- 10.1. Общая характеристика офисных пакетов
- 10.2. Основы редактирования текстовых документов
- 10.3. Использование электронных таблиц
- 10.4. Системы электронного перевода
- 10.5. Системы оптического распознавания текстов
- 10.6. Интеграция систем распознавания текстов, компьютерного перевода и офисных пакетов
- 10.7. Электронные презентации
- 10.8. Графические редакторы
- 10.9. Правовые системы
- 10.10. Учетные системы
- Глава 11. Системы аналитической обработки данных и искусственного интеллекта
- 11.1. Средства анализа данных математических пакетов
- 11.2. Введение в системы искусственного интеллекта
- 11.2.1. Основы экспертных систем
- 11.2.2. Представление и использование нечетких знаний
- 11.2.3. Нейронные системы и сети
- 11.2.4. Системы извлечения знаний
- 11.2.5. Инструментальные средства создания интеллектуальных приложений
- Раздел 3. Современные информационные технологии в экономике и управлении
- Глава 12. Основные понятия
- Глава 13. Эволюция информационных технологий
- Глава 14. Классификация информационных систем
- Глава 15. Корпоративные системы
- 15.1. Типовые технические решения
- 15.2. Корпоративные информационные порталы
- 15.3. Серверы BizTalk как основа средств интеграции информационных систем
- Глава 16. Методы и средства разработки информационных систем
- 16.1. Жизненный цикл информационных систем
- 16.1.1. Процессы жизненного цикла ис
- 16.1.2. Модели жизненного цикла
- 16.2. Методы и средства структурного анализа
- 16.3. Объектно-ориентированный подход к разработке информационных систем
- 16.4. Компонентно-ориентированные средства разработки ис
- Глава 17. Стандарты создания информационных систем
- 17.1. Стандарты кодирования и представления информации
- 17.1.1. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
- 17.1.2. Нормативная база системы классификации и кодирования
- 17.2. Унификация и стандартизация документов
- 17.3. Поддержка стандартов управления бизнес-системами
- 17.3.1. Информационные технологии и реинжиниринг
- 17.3.2 Описание стандарта mrp II
- Стратегическое планирование
- Бизнес-планирование
- Планирование объемов продаж и производства
- Планирование ресурсов
- Главный план-график производства
- Общее планирование мощностей
- Mrp, или планирование потребностей в материалах
- Crp, или планирование потребностей в мощностях
- Drp, или планирование потребностей в распределении
- Глава 18. Основы электронной коммерции
- 18.1. Этапы развития электронной коммерции
- 18.2. Секторы рынка электронной коммерции
- 18.3. Инструментарий электронной коммерции
- 18.4. Электронные платежные системы
- Глава 19. Введение в мобильный бизнес
- 19.1. Возможности мобильного бизнеса
- 19.2. Обзор существующих технологий мобильного бизнеса
- 19.2.1. Терминальные устройства
- 19.2.2. Современные технологии построения цифровых каналов связи
- 19.2.3. Стандарты мобильного Internet
- 19.2.4. Проблемы мобильного Internet
- 19.2.5. Операционные системы для мобильных устройств
- 19.2.6. Средства разработки приложений мобильного бизнеса
- Библиографический список