logo
Kniga_Osnovy_informatiki_i_informatsionnyh_tehn

Глава 14. Классификация информационных систем

Специфика задач, решаемых с помощью ИС, различия инструментальных средств их создания, возможность модификации и интеграции с другими системами позволяют разделить ИС на следующие классы:

– малые информационные системы;

– средние информационные системы;

– крупные информационные системы (именно этот класс ИС обычно называют корпоративными информационными системами).

К классу малых ИС относятся системы уровня небольшого предприятия, основными свойствами которых являются:

– непродолжительный жизненный цикл;

– ориентация на массовое использование;

– невысокая цена;

– практическое отсутствие средств аналитической обработки данных, поддержки принятия решений;

– отсутствие возможностей модификации без участия разработчиков;

– использование для разработки настольных СУБД (MS FoxPro, MS Access и т.п.) и/или универсальных систем программирования (Delphi, Visual Basic, Visual C и т.п.);

– однородность аппаратного и системного ПО, широкое использование ПК;

– практическое отсутствие средств защиты информации, обеспечения безопасности.

Фактически малые системы представляют собой автономно работающие АРМ (автоматизированные рабочие места). В  настоящее время для таких систем стандартным требованием становится возможность интеграции с другими приложениями и информационными системами, в частности, с офисными приложениями, коммуникационными программами и т.д., что обеспечивает возможность расширения их функциональности, настройки на конкретных пользователей, их потребности.

Для ИС, относящихся к классу средних, характерны следующие черты:

– длительный жизненный цикл и возможность роста до крупных систем;

– возможность интеграции с другими системами;

– наличие средств аналитической обработки данных и поддержки принятия решений (средств Business Intelligence);

– наличие штата сотрудников, осуществляющих администрирование системы;

– тесное взаимодействие с разработчиками.

Эти системы представляют собой совокупность приложений, каждое из которых является рабочим местом пользователя, выполняющего определенные функции, ориентированным на автоматизацию определенного набора бизнес-операций (типовых операций). Эти приложения работают с общими данными, разделяя БД и обмениваясь информацией (в БД могут помещаться первичные данные, необходимые для выполнения бизнес-функций, может осуществляться обмен электронными документами и т.д.).

В основе систем этого класса – локальные сети, с помощью которых осуществляется оперативный обмен данными, организуется работа с разделяемыми (общими) ресурсами.

Для разработки используются как серверные СУБД (MS SQL Server, Oracle и т.п.), управляющие общими данными, размещаемыми в БД на серверах локальных сетей, так и универсальные системы программирования и настольные СУБД, которые используются для разработки клиентских частей приложений, устанавливаемых на рабочих местах пользователей и обеспечивающих функции представления (ввода/вывода) данных и формирования запросов к серверам ИС. Распределение функций между несколькими компонентами приложений и распределенная обработка данных – одна из отличительных особенностей этого класса ИС. Выбор модели взаимодействия клиентских и серверных частей приложения, распределения функций между ними осуществляется на основе критериев эффективного использования вычислительных ресурсов системы, баланса загрузки вычислительных узлов.

Основные принципы проектирования таких систем – это принципы открытых систем. Их соблюдение гарантирует масштабируемость системы, ее адаптируемость, возможность расширения функциональности. Требование интегрируемости можно обеспечить только на основе соблюдения промышленных стандартов и использования открытых технологий разработки ИС.

Крупным корпоративным системам присущи дополнительные свойства:

– длительный жизненный цикл;

– миграция унаследованных систем (разработанных ранее малых и средних ИС предприятия);

– разнообразие используемых аппаратных и программных средств (т.е. неоднородность (гетерогенность) среды);

– сложность решаемых задач, большие объемы обрабатываемых данных;

– пересечение множества предметных областей;

– ориентация на аналитическую обработку данных и поддержку принятия решений;

– территориальная распределенность.

В современных условиях при организации управления бизнесом уже невозможно обойтись без создания корпоративных информационных систем со сложной распределенной архитектурой на основе технологий глобальных сетей (Internet/Intranet).

Стандартный набор компонентов ИС, включающий приложения для автоматизации ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т.д.), автоматизации задач контроля и оперативного управления, дополняется в современных КИС средствами Business Intelligence, обеспечивающими возможность оперативного анализа данных, поддержки планирования (как оперативного, так и стратегического), принятия решений; средствами интеграции с ИС бизнес-партнеров; средствами электронной коммерции.