Глава 14. Классификация информационных систем
Специфика задач, решаемых с помощью ИС, различия инструментальных средств их создания, возможность модификации и интеграции с другими системами позволяют разделить ИС на следующие классы:
– малые информационные системы;
– средние информационные системы;
– крупные информационные системы (именно этот класс ИС обычно называют корпоративными информационными системами).
К классу малых ИС относятся системы уровня небольшого предприятия, основными свойствами которых являются:
– непродолжительный жизненный цикл;
– ориентация на массовое использование;
– невысокая цена;
– практическое отсутствие средств аналитической обработки данных, поддержки принятия решений;
– отсутствие возможностей модификации без участия разработчиков;
– использование для разработки настольных СУБД (MS FoxPro, MS Access и т.п.) и/или универсальных систем программирования (Delphi, Visual Basic, Visual C и т.п.);
– однородность аппаратного и системного ПО, широкое использование ПК;
– практическое отсутствие средств защиты информации, обеспечения безопасности.
Фактически малые системы представляют собой автономно работающие АРМ (автоматизированные рабочие места). В настоящее время для таких систем стандартным требованием становится возможность интеграции с другими приложениями и информационными системами, в частности, с офисными приложениями, коммуникационными программами и т.д., что обеспечивает возможность расширения их функциональности, настройки на конкретных пользователей, их потребности.
Для ИС, относящихся к классу средних, характерны следующие черты:
– длительный жизненный цикл и возможность роста до крупных систем;
– возможность интеграции с другими системами;
– наличие средств аналитической обработки данных и поддержки принятия решений (средств Business Intelligence);
– наличие штата сотрудников, осуществляющих администрирование системы;
– тесное взаимодействие с разработчиками.
Эти системы представляют собой совокупность приложений, каждое из которых является рабочим местом пользователя, выполняющего определенные функции, ориентированным на автоматизацию определенного набора бизнес-операций (типовых операций). Эти приложения работают с общими данными, разделяя БД и обмениваясь информацией (в БД могут помещаться первичные данные, необходимые для выполнения бизнес-функций, может осуществляться обмен электронными документами и т.д.).
В основе систем этого класса – локальные сети, с помощью которых осуществляется оперативный обмен данными, организуется работа с разделяемыми (общими) ресурсами.
Для разработки используются как серверные СУБД (MS SQL Server, Oracle и т.п.), управляющие общими данными, размещаемыми в БД на серверах локальных сетей, так и универсальные системы программирования и настольные СУБД, которые используются для разработки клиентских частей приложений, устанавливаемых на рабочих местах пользователей и обеспечивающих функции представления (ввода/вывода) данных и формирования запросов к серверам ИС. Распределение функций между несколькими компонентами приложений и распределенная обработка данных – одна из отличительных особенностей этого класса ИС. Выбор модели взаимодействия клиентских и серверных частей приложения, распределения функций между ними осуществляется на основе критериев эффективного использования вычислительных ресурсов системы, баланса загрузки вычислительных узлов.
Основные принципы проектирования таких систем – это принципы открытых систем. Их соблюдение гарантирует масштабируемость системы, ее адаптируемость, возможность расширения функциональности. Требование интегрируемости можно обеспечить только на основе соблюдения промышленных стандартов и использования открытых технологий разработки ИС.
Крупным корпоративным системам присущи дополнительные свойства:
– длительный жизненный цикл;
– миграция унаследованных систем (разработанных ранее малых и средних ИС предприятия);
– разнообразие используемых аппаратных и программных средств (т.е. неоднородность (гетерогенность) среды);
– сложность решаемых задач, большие объемы обрабатываемых данных;
– пересечение множества предметных областей;
– ориентация на аналитическую обработку данных и поддержку принятия решений;
– территориальная распределенность.
В современных условиях при организации управления бизнесом уже невозможно обойтись без создания корпоративных информационных систем со сложной распределенной архитектурой на основе технологий глобальных сетей (Internet/Intranet).
Стандартный набор компонентов ИС, включающий приложения для автоматизации ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т.д.), автоматизации задач контроля и оперативного управления, дополняется в современных КИС средствами Business Intelligence, обеспечивающими возможность оперативного анализа данных, поддержки планирования (как оперативного, так и стратегического), принятия решений; средствами интеграции с ИС бизнес-партнеров; средствами электронной коммерции.
- Основы информатики и информационных технологий
- Оглавление
- Глава 8. Сети и сетевые технологии 112
- Глава 9. Ащита информации 129
- Предисловие
- Раздел 1. Введение в информатику
- Глава 1. Информатика и предмет ее исследования
- Глава 2. Понятие информации
- 2.1. Определение и свойства информации
- 2.2. Особенности экономической информации
- Глава 3. Роль информации в управлении
- 3.1. Одноконтурная схема управления экономическими системами
- 3.2. Информация и информационные системы в управлении
- Глава 4. Кодирование и представление информации
- 4.1. Основные определения
- 4.2. Связь между системами счисления
- 4.3. Системы счисления, используемые в эвм
- 4.4. Внутреннее представление данных в памяти компьютера
- 4.4.1. Представление чисел
- 4.4.2. Представление текстовых данных
- 4.4.3. Представление мультимедийной информации
- 4.5. Представление данных во внешней памяти компьютера
- Глава 5. Основы алгоритмизации
- 5.1. Определение и свойства алгоритмов
- 5.2. Основные этапы и методы разработки алгоритмов
- 5.3. Основные способы описания алгоритмов
- Раздел 2. Основы информационных технологий
- Глава 6. Аппаратное обеспечение вычислительных систем
- 6.1. Понятие архитектуры и принципы устройства вычислительных систем
- 6.2. Устройство персонального компьютера
- 6.2.1. Конфигурация персонального компьютера
- 6.2.2. Характеристики процессора
- 6.2.3. Организация памяти персонального компьютера
- 6.2.4. Устройства ввода/вывода
- 6.2.5. Внешние запоминающие устройства
- 6.3. Тенденции совершенствования архитектуры
- Глава 7. Программное обеспечение
- 7.1. Понятие программы
- 7.2. Классификация программного обеспечения
- 7.3. Системное программное обеспечение
- 7.3.1. Операционные системы
- Определение и функции операционных систем
- Классификация операционных систем
- Функция управления процессами
- Управление основными ресурсами
- Управление данными. Файловая система
- Управление внешними устройствами и организация ввода/вывода
- Интерфейс с пользователем
- 7.3.2. Операционные оболочки
- 7.3.3. Средства контроля и диагностики
- 7.3.4. Системы программирования
- 7.4. Системы управления базами данных
- 7.4.1. Основные понятия
- 7.4.2. Реляционный подход к управлению бд
- «Магазины»
- «Владельцы»
- «Магазины-Владельцы»
- «Поставки»
- «Товар»
- «Поставки»
- 7.4.3. Назначение и классификация субд
- 7.4.4. Средства описания и манипулирования данными в субд
- 7.4.5. Объектно-ориентированные субд
- 7.4.6. Категории пользователей
- 7.5. Прикладное программное обеспечение
- Глава 8. Сети и сетевые технологии
- 8.1. Определение, назначение и классификация сетей
- 8.2. Способы передачи информации, коммутация и маршрутизация в сетях
- 8.3. Организация взаимодействия в сетях
- 8.4. Топология сетей и методы доступа
- 8.5. Глобальная сеть Internet
- 8.5.1. Идентификация компьютеров в сети
- 8.5.2. Услуги Internet
- 8.5.3. Всемирная паутина World Wide Web
- 8.5.4. Электронная почта
- 8.5.5. Навигационные средства для Internet
- 8.6. Корпоративные сети на основе технологий Internet
- Глава 9. Защита информации
- 9.1. Информация как продукт
- 9.2. Концепция защищенной вс
- 9.2.1. Основные понятия
- 9.2.2. Этапы разработки системы защиты
- 9.2.3. Общая классификация вторжений и характеристика угроз
- 9.2.4. Система защиты
- 9.2.5. Защита объектов на регистрационном уровне и контроль доступа
- 9.3. Криптографические средства защиты информации
- 9.3.1. Основные понятия
- 9.3.2. Криптографические протоколы
- 9.3.3. Электронно-цифровые подписи и открытые сделки
- 9.3.4. Использование криптографической защиты в программных продуктах
- 9.3.5. Условия и ограничения использования криптографической защиты
- 9.4. Программные закладки и вирусы
- 9.5. Хакеры и проблема безопасности информационных систем
- 9.6. Защита информации от потери в результате сбоев
- 9.7. Правовая защита информации и программного обеспечения
- Глава 10. Интегрированные пакеты прикладных программ офисного назначения
- 10.1. Общая характеристика офисных пакетов
- 10.2. Основы редактирования текстовых документов
- 10.3. Использование электронных таблиц
- 10.4. Системы электронного перевода
- 10.5. Системы оптического распознавания текстов
- 10.6. Интеграция систем распознавания текстов, компьютерного перевода и офисных пакетов
- 10.7. Электронные презентации
- 10.8. Графические редакторы
- 10.9. Правовые системы
- 10.10. Учетные системы
- Глава 11. Системы аналитической обработки данных и искусственного интеллекта
- 11.1. Средства анализа данных математических пакетов
- 11.2. Введение в системы искусственного интеллекта
- 11.2.1. Основы экспертных систем
- 11.2.2. Представление и использование нечетких знаний
- 11.2.3. Нейронные системы и сети
- 11.2.4. Системы извлечения знаний
- 11.2.5. Инструментальные средства создания интеллектуальных приложений
- Раздел 3. Современные информационные технологии в экономике и управлении
- Глава 12. Основные понятия
- Глава 13. Эволюция информационных технологий
- Глава 14. Классификация информационных систем
- Глава 15. Корпоративные системы
- 15.1. Типовые технические решения
- 15.2. Корпоративные информационные порталы
- 15.3. Серверы BizTalk как основа средств интеграции информационных систем
- Глава 16. Методы и средства разработки информационных систем
- 16.1. Жизненный цикл информационных систем
- 16.1.1. Процессы жизненного цикла ис
- 16.1.2. Модели жизненного цикла
- 16.2. Методы и средства структурного анализа
- 16.3. Объектно-ориентированный подход к разработке информационных систем
- 16.4. Компонентно-ориентированные средства разработки ис
- Глава 17. Стандарты создания информационных систем
- 17.1. Стандарты кодирования и представления информации
- 17.1.1. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
- 17.1.2. Нормативная база системы классификации и кодирования
- 17.2. Унификация и стандартизация документов
- 17.3. Поддержка стандартов управления бизнес-системами
- 17.3.1. Информационные технологии и реинжиниринг
- 17.3.2 Описание стандарта mrp II
- Стратегическое планирование
- Бизнес-планирование
- Планирование объемов продаж и производства
- Планирование ресурсов
- Главный план-график производства
- Общее планирование мощностей
- Mrp, или планирование потребностей в материалах
- Crp, или планирование потребностей в мощностях
- Drp, или планирование потребностей в распределении
- Глава 18. Основы электронной коммерции
- 18.1. Этапы развития электронной коммерции
- 18.2. Секторы рынка электронной коммерции
- 18.3. Инструментарий электронной коммерции
- 18.4. Электронные платежные системы
- Глава 19. Введение в мобильный бизнес
- 19.1. Возможности мобильного бизнеса
- 19.2. Обзор существующих технологий мобильного бизнеса
- 19.2.1. Терминальные устройства
- 19.2.2. Современные технологии построения цифровых каналов связи
- 19.2.3. Стандарты мобильного Internet
- 19.2.4. Проблемы мобильного Internet
- 19.2.5. Операционные системы для мобильных устройств
- 19.2.6. Средства разработки приложений мобильного бизнеса
- Библиографический список