logo
Kniga_Osnovy_informatiki_i_informatsionnyh_tehn

6.2.4. Устройства ввода/вывода

Программы для выполнения, а также данные, подлежащие обработке, должны быть загружены в оперативную память компьютера. Полученные результаты необходимо вывести в удобной для пользователя форме на экран или на печать или же сохранить в файлах. Для решения этих задач пред­назна­чены устройства ввода/вывода.

Компьютер принимает данные, программы или команды при помощи устройств ввода. Наиболее часто для ввода информации используются следующие устройства:

Клавиатура (предназначена для ввода в компьютер команд и данных в виде строк символов; при нажатии клавиши или комбинации клавиш, соответствующих некоторому символу, автоматически происходит формирование соответствующего этому символу двоичного кода, который записывается в специальный буфер клавиатуры для последующей обработки программой, выполняющейся процессором).

Мышь (координатный манипулятор, приемы работы с которым зависят от программного обеспечения, использующего мышь).

Джойстик (манипулятор, используемый в игровых программах и тренажерах).

Сканер – устройство для считывания текстовой или графической информации. Считанная информация представляется как рисунок, но с помощью программного обеспечения в этом рисунке можно распознать прочитанный текст. Сканеры отличаются друг от друга разрешающей способностью, количеством распознаваемых цветов, назначением и режимами работы (настольные и ручные, с автоподачей и без и т.д.).

Микрофоны и средства распознавания речи.

Основное назначение устройств ввода – преобразование вводимой информации в цифровую форму, в двоичный код, который может быть размещен в оперативной памяти в формате, соответствующем типу данных.

Устройства вывода преобразуют данные из внутреннего их представления в оперативной памяти компьютера в какую-либо форму, в которой они могут существовать вне компьютера. Наиболее распространенными устройствами вывода для ПК являются следующие устройства:

Дисплеи (мониторы), предназначенные для визуализации графической и текстовой информации на экране (характеристики мониторов рассматриваются ниже).

Принтеры – печатающие устройства, предназначенные для вывода текстовой или графической информации на бумагу или специальную пленку. Принтеры могут быть черно-белыми и цветными. По способу печати различают матричные принтеры (печать осуществляется с помощью тонких металлических стержней (иголок), содержащихся в головке), струйные принтеры (изображение формируется микрокаплями специальных чернил), лазерные принтеры (используется принцип ксерографии, обеспечивается максимальная скорость и качество печати), термопринтеры (принцип работы факса, используются для печати на бумаге больших форматов – до А1).

Динамик и колонки используются для вывода звуковой информации. Для воспроизведения звуковых файлов (MIDI или WAV, например) через колонки необходимо наличие звуковой карты, реализующей синтез звука. Без установки такой карты невозможна работа с мультимедиа.

Проекционные системы позволяют динамично и профессионально провести презентацию и в учебном компьютерном классе, и в конференц-зале. В зависимости от характеристик используемой компьютерной техники набор презентационных средств может включать жидкокристаллические панели, проекторы, экраны, микрофонные системы, демонстрационные доски и т.п.

Монитор (дисплей) предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации. Мониторы бывают монохромные и цветные. Они отличаются своими размерами (в настоящее время в основном используются мониторы с диагональю 15 и 17 дюймов (15” и 17”)). Мониторы могут работать в различных режимах. В текстовом режиме на экран обычно выводится 25 строк по 80 символов (букв, цифр, знаков препинания, символов псевдографики и т.п.) в каждой. Большинство современных систем работает в графическом режиме. В этом режиме информация на экране монитора отображается точками, количество которых по горизонтали и по вертикали называют разрешающей способностью монитора. Еще одна важная характеристика монитора – размер точки (Dot Pitch). От нее зависит четкость изображения, особенно при использовании высоких разрешений. Все современные мониторы имеют размер точки 0.28 или ниже. Кроме того, монитор должен обеспечивать оптимальную частоту кадровой развертки. Эта частота должна быть как минимум 75 гц (желательно выше).

На экране монитора отображается изображение, формируемое процессором в видеобуфере (видеопамяти). Видеопамять размещается на видеокарте. Видеокарта – это контроллер монитора, через который компьютер производит вывод изображения на монитор. Видеокарта либо вставляется в AGP-слот (или один из слотов PCI) на материнской плате, либо монтируется на материнской плате (такой вариант усложняет обновление).

Видеокарты различаются скоростью работы, определяющейся типом набора микросхем (chipset), на котором они основаны. Одной из самых важных характеристик видеокарты является объем установленной на ней видеопамяти. Чем больше объем видеобуфера, тем большее разрешение экрана и количество цветов доступно для использования (для каждой точки (пиксела, pixel – picture element) нужно хранить цвет, которым она будет отображаться на экране; чем больше цветов можно задать, тем больше места требуется для хранения их кодов). В современных видеокартах минимальное количество видеопамяти составляет 4 Мб. При таком объеме видеопамяти для монитора с диагональю 17 дюймов оптимален видеорежим 12801024 при использовании цветовой палитры High Color.

Для объединения компьютеров в сеть, организации передачи информации по сети в компьютер устанавливаются специальные устройства – сетевые карты или модемы.

Модемы используются для установления связи по телефонной линии. Главная характеристика модема – скорость передачи. Она зависит как от качества телефонной связи, так и от стандартов передачи данных, поддерживаемых модемами. Все модемы подключаются к последовательным портам компьютера (COM). Модемы могут быть как внешними (подключаются через разъем на корпусе), так и внутренними (устанавливаются в компьютер в виде платы расширения).

Выбор сетевой карты для подключения ПК к локальной сети осуществляется в зависимости от топологии сети и метода доступа.