17.1.1. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
Эффективный поиск и обработка информации требуют решения двух задач:
– классификации (упорядочения) информации,
– формализации (кодирования) информации с использованием построенной классификации.
Классификатор – это документ, с помощью которого осуществляется формализованное описание информации в информационных системах, содержащий наименования объектов, наименования классификационных группировок и их кодовые обозначения.
Информация существует в двух формах: показателей и документов. Показатели являются основной единицей информации.
Основными объектами классификации и кодирования являются реквизиты-признаки (справочные и группировочные). Они описывают процессы, место, время выполнения процессов, субъекты и объекты действия, отражаемые в различных показателях. К объектам классификации и кодирования относятся также наименования показателей и документов, используемых в ИС.
Помимо этого, при создании ИС разрабатывается и реализуется система классификации и кодирования наименований компонентов самого проекта ИС, в том числе файлов, задач (бизнес-функций, операций), подсистем, программных модулей и пр. Необходимость этого диктуется необходимостью формализации описания самой ИС на основе использования метаданных для реализации средств адаптации, настройки и конфигурирования системы, расширения ее функциональности.
Требования однократности ввода данных в рамках региона и отрасли и интегрируемости ИС с другими ИС ведут к необходимости реализации общих правил, стандартов классификации и кодирования информации в ИС.
При разработке классификаторов устанавливается соответствие между значениями справочных или описательных признаков какого-либо элемента или процесса и значениями группировочных признаков, например, между значениями «Наименование учреждения» и «Код по ОКПО».
Для кодирования объектов их необходимо упорядочить по некоторым признакам. Результат упорядоченного распределения объектов заданного множества и называется классификацией, а совокупность правил распределения объектов множества на подмножества – системой классификации. То свойство (или характеристика, атрибут) объекта классификации, которое позволяет установить его сходство или различие с другими объектами, называется признаком классификации. Множество или подмножество, объединяющее часть объектов классификации по одному или нескольким признакам, носит название классификационной группировки. Основанием классификации называется тот признак, по которому ведется разбиение множества на подмножества на определенной ступени классификации. Ступень классификации – это результат очередного распределения объектов одной классификационной группировки. Уровень классификации – это совокупность классификационных группировок, расположенных на одних и тех же ступенях классификации. Глубина системы классификации – это количество уровней классификации, допустимое в данной системе.
Каждая система классификации характеризуется
– степенью гибкости,
– емкостью,
– степенью заполненности системы.
Гибкость – это способность допускать включение новых признаков без разрушения структуры классификатора.
Емкость – наибольшее количество классификационных группировок, допускаемое в данной системе классификации.
Системы классификации являются основой для построения всех словарей и справочников ИС, обеспечивая единообразие представления информации, сопоставимость показателей при обработке и анализе данных.
В ИС используется два типа систем классификации: иерархическая и многоаспектная.
При построении иерархической системы классификации выделяется множество объектов, подлежащих классификации, для которого определяется полное множество M признаков классификации G и их соподчиненность друг другу, затем производится разбиение исходного множества объектов на классификационные группировки на каждой ступени классификации (рис. 3.17).
Иерархическая система характеризуется
– наличием неограниченного количества признаков квалификации;
– соподчиненностью признаков классификации, что выражается разбиением каждой классификационной группировки, образованной по одному признаку, на множество классификационных группировок по нижестоящему (подчиненному признаку.)
Ограничения иерархической системы:
– классификационные группировки каждого уровня должны составлять исходное множество объектов;
– классификационные группировки на каждой ступени не должны пересекаться;
– классификация на каждой ступени должна выполняться только по одному признаку.
Иерархическая система характеризуется жесткой структурой, не позволяющей вносить изменять последовательность классификации, вносить новые признаки.
Плюсы иерархической системы: простота реализации, удобство обработки.
В реляционных БД все множество объектов можно включить в одну таблицу. При этом код, соответствующий каждому объекту, четко структурируется: определенное количество разрядов кода отводится для кодирования классификационных группировок на каждой ступени (старшие разряды кода представляют коды классификационных группировок первой ступени, следующая группа разрядов – второй и т.д.). Каждому уровню классификации можно поставить в соответствие собственную таблицу, установив связь с таблицей предшествующего уровня. Свойства иерархической системы классификации определяют тип связей между таблицами – 1 : М (один ко многим).
Объекты, информация о которых должна быть размещена в БД ИС, характеризуются многообразием признаков, анализ показателей требует классификации их по множеству признаков одновременно (например, сотрудники образовательных учреждений и органов управления образованием по своей специальности по диплому попадают в одни классификационные группы, а по занимаемым должностям – в другие и т.д.). Степень гибкости пи использовании иерархических систем классификации можно повысить за счет ввода большой избыточности представления информации в БД.
Многоаспектная система – это система классификации, которая использует параллельно несколько независимых признаков (аспектов) в качестве основания классификации. Многоаспектные системы делятся на фасетные и дескрипторные.
Фасет – это аспект классификации, который используется для образования независимых классификационных группировок. Фасетные системы характеризуются следующими особенностями:
– имеется некоторое множество классифицируемых объектов M, которое можно рассматривать в нескольких аспеках, каждый из которых характеризуется одним или несколькими признаками, образующими фасет (Ф);
– устанавливается определенный порядок следования фасетов с помощью фасетной формулы (порядок следования фасетов определяется по частоте обращения к ним на некотором множестве задач): F = (Ф1, Ф2, …, Фr, …, ФR);
– определяется количество подмножеств классификационных группировок, число которых определяется числом задач, обращающихся при своем решении к тем или иным фасетам (рис. 3.18);
– внутри фасета значения признаков могут просто перечисляться или образовывать сложную иерархическую структуру, если существует соподчиненность выделенных признаков.
При необходимости можно вводить дополнительные фасеты и менять их порядок.
Описанные системы классификации используются в ИС для организации поиска и последующей обработки и анализа информации (вычисления числовых показателей), для реализации содержательного поиска информации при принятии управленческих решений, формировании документов реализуются системы классификации, основанные на информационных языках дескрипторного типа.
Язык дескрипторного типа характеризуется совокупностью терминов, дескрипторов или лексикой и набором отношений между терминами. Отношения могут быть двух типов:
– парадигматические отношения – постоянные логические отношения между терминами, вытекающие из отношений между отображаемыми объектами;
– синтагматические отношения – переменные отношения между понятиями, возникающие в процессе построения конкретного высказывания, например, показателя.
Парадигматические отношения отражают статику языка. Отношения этого типа отражаются в классификаторах.
Синтагматические отношения составляют грамматику языка, т.е. правила построения высказываний из набора терминов или понятий. Эти отношения используются в динамике, при вводе данных и формулировании запросов в ИС.
Способ представления информации в БД ИС определяется общероссийскими стандартами и классификаторами, разработанными и утвержденными на федеральном уровне. Эти классификаторы дополнены в соответствии с требованиями разрабатываемой системы и правилами, определяющими процедуру использования общероссийских классификаторов.
- Основы информатики и информационных технологий
- Оглавление
- Глава 8. Сети и сетевые технологии 112
- Глава 9. Ащита информации 129
- Предисловие
- Раздел 1. Введение в информатику
- Глава 1. Информатика и предмет ее исследования
- Глава 2. Понятие информации
- 2.1. Определение и свойства информации
- 2.2. Особенности экономической информации
- Глава 3. Роль информации в управлении
- 3.1. Одноконтурная схема управления экономическими системами
- 3.2. Информация и информационные системы в управлении
- Глава 4. Кодирование и представление информации
- 4.1. Основные определения
- 4.2. Связь между системами счисления
- 4.3. Системы счисления, используемые в эвм
- 4.4. Внутреннее представление данных в памяти компьютера
- 4.4.1. Представление чисел
- 4.4.2. Представление текстовых данных
- 4.4.3. Представление мультимедийной информации
- 4.5. Представление данных во внешней памяти компьютера
- Глава 5. Основы алгоритмизации
- 5.1. Определение и свойства алгоритмов
- 5.2. Основные этапы и методы разработки алгоритмов
- 5.3. Основные способы описания алгоритмов
- Раздел 2. Основы информационных технологий
- Глава 6. Аппаратное обеспечение вычислительных систем
- 6.1. Понятие архитектуры и принципы устройства вычислительных систем
- 6.2. Устройство персонального компьютера
- 6.2.1. Конфигурация персонального компьютера
- 6.2.2. Характеристики процессора
- 6.2.3. Организация памяти персонального компьютера
- 6.2.4. Устройства ввода/вывода
- 6.2.5. Внешние запоминающие устройства
- 6.3. Тенденции совершенствования архитектуры
- Глава 7. Программное обеспечение
- 7.1. Понятие программы
- 7.2. Классификация программного обеспечения
- 7.3. Системное программное обеспечение
- 7.3.1. Операционные системы
- Определение и функции операционных систем
- Классификация операционных систем
- Функция управления процессами
- Управление основными ресурсами
- Управление данными. Файловая система
- Управление внешними устройствами и организация ввода/вывода
- Интерфейс с пользователем
- 7.3.2. Операционные оболочки
- 7.3.3. Средства контроля и диагностики
- 7.3.4. Системы программирования
- 7.4. Системы управления базами данных
- 7.4.1. Основные понятия
- 7.4.2. Реляционный подход к управлению бд
- «Магазины»
- «Владельцы»
- «Магазины-Владельцы»
- «Поставки»
- «Товар»
- «Поставки»
- 7.4.3. Назначение и классификация субд
- 7.4.4. Средства описания и манипулирования данными в субд
- 7.4.5. Объектно-ориентированные субд
- 7.4.6. Категории пользователей
- 7.5. Прикладное программное обеспечение
- Глава 8. Сети и сетевые технологии
- 8.1. Определение, назначение и классификация сетей
- 8.2. Способы передачи информации, коммутация и маршрутизация в сетях
- 8.3. Организация взаимодействия в сетях
- 8.4. Топология сетей и методы доступа
- 8.5. Глобальная сеть Internet
- 8.5.1. Идентификация компьютеров в сети
- 8.5.2. Услуги Internet
- 8.5.3. Всемирная паутина World Wide Web
- 8.5.4. Электронная почта
- 8.5.5. Навигационные средства для Internet
- 8.6. Корпоративные сети на основе технологий Internet
- Глава 9. Защита информации
- 9.1. Информация как продукт
- 9.2. Концепция защищенной вс
- 9.2.1. Основные понятия
- 9.2.2. Этапы разработки системы защиты
- 9.2.3. Общая классификация вторжений и характеристика угроз
- 9.2.4. Система защиты
- 9.2.5. Защита объектов на регистрационном уровне и контроль доступа
- 9.3. Криптографические средства защиты информации
- 9.3.1. Основные понятия
- 9.3.2. Криптографические протоколы
- 9.3.3. Электронно-цифровые подписи и открытые сделки
- 9.3.4. Использование криптографической защиты в программных продуктах
- 9.3.5. Условия и ограничения использования криптографической защиты
- 9.4. Программные закладки и вирусы
- 9.5. Хакеры и проблема безопасности информационных систем
- 9.6. Защита информации от потери в результате сбоев
- 9.7. Правовая защита информации и программного обеспечения
- Глава 10. Интегрированные пакеты прикладных программ офисного назначения
- 10.1. Общая характеристика офисных пакетов
- 10.2. Основы редактирования текстовых документов
- 10.3. Использование электронных таблиц
- 10.4. Системы электронного перевода
- 10.5. Системы оптического распознавания текстов
- 10.6. Интеграция систем распознавания текстов, компьютерного перевода и офисных пакетов
- 10.7. Электронные презентации
- 10.8. Графические редакторы
- 10.9. Правовые системы
- 10.10. Учетные системы
- Глава 11. Системы аналитической обработки данных и искусственного интеллекта
- 11.1. Средства анализа данных математических пакетов
- 11.2. Введение в системы искусственного интеллекта
- 11.2.1. Основы экспертных систем
- 11.2.2. Представление и использование нечетких знаний
- 11.2.3. Нейронные системы и сети
- 11.2.4. Системы извлечения знаний
- 11.2.5. Инструментальные средства создания интеллектуальных приложений
- Раздел 3. Современные информационные технологии в экономике и управлении
- Глава 12. Основные понятия
- Глава 13. Эволюция информационных технологий
- Глава 14. Классификация информационных систем
- Глава 15. Корпоративные системы
- 15.1. Типовые технические решения
- 15.2. Корпоративные информационные порталы
- 15.3. Серверы BizTalk как основа средств интеграции информационных систем
- Глава 16. Методы и средства разработки информационных систем
- 16.1. Жизненный цикл информационных систем
- 16.1.1. Процессы жизненного цикла ис
- 16.1.2. Модели жизненного цикла
- 16.2. Методы и средства структурного анализа
- 16.3. Объектно-ориентированный подход к разработке информационных систем
- 16.4. Компонентно-ориентированные средства разработки ис
- Глава 17. Стандарты создания информационных систем
- 17.1. Стандарты кодирования и представления информации
- 17.1.1. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
- 17.1.2. Нормативная база системы классификации и кодирования
- 17.2. Унификация и стандартизация документов
- 17.3. Поддержка стандартов управления бизнес-системами
- 17.3.1. Информационные технологии и реинжиниринг
- 17.3.2 Описание стандарта mrp II
- Стратегическое планирование
- Бизнес-планирование
- Планирование объемов продаж и производства
- Планирование ресурсов
- Главный план-график производства
- Общее планирование мощностей
- Mrp, или планирование потребностей в материалах
- Crp, или планирование потребностей в мощностях
- Drp, или планирование потребностей в распределении
- Глава 18. Основы электронной коммерции
- 18.1. Этапы развития электронной коммерции
- 18.2. Секторы рынка электронной коммерции
- 18.3. Инструментарий электронной коммерции
- 18.4. Электронные платежные системы
- Глава 19. Введение в мобильный бизнес
- 19.1. Возможности мобильного бизнеса
- 19.2. Обзор существующих технологий мобильного бизнеса
- 19.2.1. Терминальные устройства
- 19.2.2. Современные технологии построения цифровых каналов связи
- 19.2.3. Стандарты мобильного Internet
- 19.2.4. Проблемы мобильного Internet
- 19.2.5. Операционные системы для мобильных устройств
- 19.2.6. Средства разработки приложений мобильного бизнеса
- Библиографический список