7.4.5. Объектно-ориентированные субд
Требования, предъявляемые при использовании реляционных СУБД, были рассмотрены выше. Реляционная технология хранения и обработки информации мало пригодна для работы со сложными объектами, встречающимися в приложениях мультимедиа, геоинформационных системах, системах управления большими компьютерными сетями и корпоративными информационными системами, предназначенными для хранения и обработки разнородной информации, постоянно развивающимися.
Попыткой преодолеть ограничения, связанные с использованием традиционной (реляционной) технологии разработки БД, стал объектно-ориентированный подход к созданию БД.
Объектный подход в настоящее время присутствует в самых разнообразных областях информатики, практически во всех разработках (начиная от операционных систем и кончая текстовыми процессорами и электронными таблицами).
В рамках объектной идеологии окружающий мир представляется как совокупность взаимодействующих объектов.
Объект в программировании объединяет в себе данные, представляющие атрибуты (свойства, характеристики), и функции, процедуры (методы), использующие и обрабатывающие эти данные. Объекту присущи следующие свойства:
– Инкапсуляция – объекты наделяются некоторой структурой и обладают определенным набором операций (методов), определяющих его поведение. Внутренняя структура объекта скрыта от пользователя, манипуляция объектом, изменение его состояния возможны только посредством соответствующих методов. Объекты «самостоятельны». Чтобы объект произвел некоторое действие, ему необходимо послать «сообщение», инициирующее это действие, вызывающее нужный метод.
– Наследование – возможность создания новых объектов из имеющихся объектов. Причем новые объекты наследуют структуру и поведение своих предшественников, дополняя их новыми свойствами и методами, отражающими их «индивидуальность».
– Полиморфизм – различные объекты могут получать одинаковые сообщения, но «реагировать» на них они могут по-разному, в в зависимости от того, как реализованы у них соответствующие методы.
Например: при разработке некоторой системы документооборота можно создать объект «Документ», обладающий некоторыми наиболее общими свойствами (название, формат страницы и размеры полей и т.п.) и методами (создание нового документа с заданными свойствами, поиск и открытие созданного ранее документа с заданными свойствами, печать, уничтожение и т.п.). На основе этого объекта можно создать новые документы, наследующие все свойства исходного объекта «Документ» и дополняющие их (например, объект «Приказ», представляющий собой определенный тип документа, для которого заданы дополнительные характеристики, такие как его печатная форма, номер приказа и т.п.) и дополнительные методы (например, регистрация приказа в БД).
Объектно-ориентированная СУБД – это система, позволяющая создавать, хранить и использовать информацию в форме объектов. Полностью объектно-ориентированная СУБД обеспечивает также объектно-ориентированный интерфейс взаимодействия с пользователем.
При построении реляционной БД модель данных, созданная на этапе концептуального конструирования, не находит непосредственного выражения в структуре БД, как это было показано выше. Объектно-ориентированная технология предоставляет разработчикам более естественные и совершенные средства моделирования предметной области.
На рынке программных продуктов предлагаются многочисленные объектно-ориентированные СУБД (POET компании BKS Software, Jasmine и др.).
В настоящее время фирмам приходится обрабатывать информацию, которую невозможно хранить в традиционных базах данных. К такой информации относятся видео, звук и анимация. Поэтому фирмы нуждаются в создании мощных мультимедийных приложений следующего поколения, которые можно разместить в Internet, корпоративных Intranet и в системах клиент/сервер.
Jasmine ориентирована на удовлетворение этих потребности. Это первая промышленная объектно-ориентированная база данных, предоставившая систему разработки мультимедиа-приложений, ориентированных на Internet/Intranet.
Но наиболее перспективным, возможно, является подход, связанный с интеграцией реляционного и объектно-ориентированного подходов.
Jasmine предусматривает интегрированную поддержку дополнительных СУБД, в том числе реляционных систем, подобных CA‑OpenIngres, Oracle, Sybase, Informix, SQLServer, а также СУБД для больших ЭВМ, таких как CA-IDMS, CA-Datacom, DB2. Благодаря представлению данных в виде объектов такая интеграция позволяет применять методы, разработанные для объектов Jasmine, ко всем данным, хранящимся в разработанных ранее приложениях. Причем новые приложения, разработанные с помощью Jasmine, могут быть установлены и подключены к общей информационной системе «незаметно для пользователя», без изменения структуры существующих компонентов информационной системы предприятия.
- Основы информатики и информационных технологий
- Оглавление
- Глава 8. Сети и сетевые технологии 112
- Глава 9. Ащита информации 129
- Предисловие
- Раздел 1. Введение в информатику
- Глава 1. Информатика и предмет ее исследования
- Глава 2. Понятие информации
- 2.1. Определение и свойства информации
- 2.2. Особенности экономической информации
- Глава 3. Роль информации в управлении
- 3.1. Одноконтурная схема управления экономическими системами
- 3.2. Информация и информационные системы в управлении
- Глава 4. Кодирование и представление информации
- 4.1. Основные определения
- 4.2. Связь между системами счисления
- 4.3. Системы счисления, используемые в эвм
- 4.4. Внутреннее представление данных в памяти компьютера
- 4.4.1. Представление чисел
- 4.4.2. Представление текстовых данных
- 4.4.3. Представление мультимедийной информации
- 4.5. Представление данных во внешней памяти компьютера
- Глава 5. Основы алгоритмизации
- 5.1. Определение и свойства алгоритмов
- 5.2. Основные этапы и методы разработки алгоритмов
- 5.3. Основные способы описания алгоритмов
- Раздел 2. Основы информационных технологий
- Глава 6. Аппаратное обеспечение вычислительных систем
- 6.1. Понятие архитектуры и принципы устройства вычислительных систем
- 6.2. Устройство персонального компьютера
- 6.2.1. Конфигурация персонального компьютера
- 6.2.2. Характеристики процессора
- 6.2.3. Организация памяти персонального компьютера
- 6.2.4. Устройства ввода/вывода
- 6.2.5. Внешние запоминающие устройства
- 6.3. Тенденции совершенствования архитектуры
- Глава 7. Программное обеспечение
- 7.1. Понятие программы
- 7.2. Классификация программного обеспечения
- 7.3. Системное программное обеспечение
- 7.3.1. Операционные системы
- Определение и функции операционных систем
- Классификация операционных систем
- Функция управления процессами
- Управление основными ресурсами
- Управление данными. Файловая система
- Управление внешними устройствами и организация ввода/вывода
- Интерфейс с пользователем
- 7.3.2. Операционные оболочки
- 7.3.3. Средства контроля и диагностики
- 7.3.4. Системы программирования
- 7.4. Системы управления базами данных
- 7.4.1. Основные понятия
- 7.4.2. Реляционный подход к управлению бд
- «Магазины»
- «Владельцы»
- «Магазины-Владельцы»
- «Поставки»
- «Товар»
- «Поставки»
- 7.4.3. Назначение и классификация субд
- 7.4.4. Средства описания и манипулирования данными в субд
- 7.4.5. Объектно-ориентированные субд
- 7.4.6. Категории пользователей
- 7.5. Прикладное программное обеспечение
- Глава 8. Сети и сетевые технологии
- 8.1. Определение, назначение и классификация сетей
- 8.2. Способы передачи информации, коммутация и маршрутизация в сетях
- 8.3. Организация взаимодействия в сетях
- 8.4. Топология сетей и методы доступа
- 8.5. Глобальная сеть Internet
- 8.5.1. Идентификация компьютеров в сети
- 8.5.2. Услуги Internet
- 8.5.3. Всемирная паутина World Wide Web
- 8.5.4. Электронная почта
- 8.5.5. Навигационные средства для Internet
- 8.6. Корпоративные сети на основе технологий Internet
- Глава 9. Защита информации
- 9.1. Информация как продукт
- 9.2. Концепция защищенной вс
- 9.2.1. Основные понятия
- 9.2.2. Этапы разработки системы защиты
- 9.2.3. Общая классификация вторжений и характеристика угроз
- 9.2.4. Система защиты
- 9.2.5. Защита объектов на регистрационном уровне и контроль доступа
- 9.3. Криптографические средства защиты информации
- 9.3.1. Основные понятия
- 9.3.2. Криптографические протоколы
- 9.3.3. Электронно-цифровые подписи и открытые сделки
- 9.3.4. Использование криптографической защиты в программных продуктах
- 9.3.5. Условия и ограничения использования криптографической защиты
- 9.4. Программные закладки и вирусы
- 9.5. Хакеры и проблема безопасности информационных систем
- 9.6. Защита информации от потери в результате сбоев
- 9.7. Правовая защита информации и программного обеспечения
- Глава 10. Интегрированные пакеты прикладных программ офисного назначения
- 10.1. Общая характеристика офисных пакетов
- 10.2. Основы редактирования текстовых документов
- 10.3. Использование электронных таблиц
- 10.4. Системы электронного перевода
- 10.5. Системы оптического распознавания текстов
- 10.6. Интеграция систем распознавания текстов, компьютерного перевода и офисных пакетов
- 10.7. Электронные презентации
- 10.8. Графические редакторы
- 10.9. Правовые системы
- 10.10. Учетные системы
- Глава 11. Системы аналитической обработки данных и искусственного интеллекта
- 11.1. Средства анализа данных математических пакетов
- 11.2. Введение в системы искусственного интеллекта
- 11.2.1. Основы экспертных систем
- 11.2.2. Представление и использование нечетких знаний
- 11.2.3. Нейронные системы и сети
- 11.2.4. Системы извлечения знаний
- 11.2.5. Инструментальные средства создания интеллектуальных приложений
- Раздел 3. Современные информационные технологии в экономике и управлении
- Глава 12. Основные понятия
- Глава 13. Эволюция информационных технологий
- Глава 14. Классификация информационных систем
- Глава 15. Корпоративные системы
- 15.1. Типовые технические решения
- 15.2. Корпоративные информационные порталы
- 15.3. Серверы BizTalk как основа средств интеграции информационных систем
- Глава 16. Методы и средства разработки информационных систем
- 16.1. Жизненный цикл информационных систем
- 16.1.1. Процессы жизненного цикла ис
- 16.1.2. Модели жизненного цикла
- 16.2. Методы и средства структурного анализа
- 16.3. Объектно-ориентированный подход к разработке информационных систем
- 16.4. Компонентно-ориентированные средства разработки ис
- Глава 17. Стандарты создания информационных систем
- 17.1. Стандарты кодирования и представления информации
- 17.1.1. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
- 17.1.2. Нормативная база системы классификации и кодирования
- 17.2. Унификация и стандартизация документов
- 17.3. Поддержка стандартов управления бизнес-системами
- 17.3.1. Информационные технологии и реинжиниринг
- 17.3.2 Описание стандарта mrp II
- Стратегическое планирование
- Бизнес-планирование
- Планирование объемов продаж и производства
- Планирование ресурсов
- Главный план-график производства
- Общее планирование мощностей
- Mrp, или планирование потребностей в материалах
- Crp, или планирование потребностей в мощностях
- Drp, или планирование потребностей в распределении
- Глава 18. Основы электронной коммерции
- 18.1. Этапы развития электронной коммерции
- 18.2. Секторы рынка электронной коммерции
- 18.3. Инструментарий электронной коммерции
- 18.4. Электронные платежные системы
- Глава 19. Введение в мобильный бизнес
- 19.1. Возможности мобильного бизнеса
- 19.2. Обзор существующих технологий мобильного бизнеса
- 19.2.1. Терминальные устройства
- 19.2.2. Современные технологии построения цифровых каналов связи
- 19.2.3. Стандарты мобильного Internet
- 19.2.4. Проблемы мобильного Internet
- 19.2.5. Операционные системы для мобильных устройств
- 19.2.6. Средства разработки приложений мобильного бизнеса
- Библиографический список