15.2. Корпоративные информационные порталы
Для повышения эффективности работы бизнес-системы необходимо реализовать определенную схему технологического решения задач создания единого информационного пространства, гибкой рабочей среды с возможностью организации удаленных рабочих мест для сотрудников предприятий, а также для доступа к корпоративным ресурсам (рекламной и справочной информации, услугам электронных магазинов и т.п.) на основе технологий Internet. Эти задачи решаются в рамках создания корпоративного портала, обеспечивающего единый механизм доступа к внутренним и внешним ресурсам через Internet.
Сегодня чаще всего речь идет о Web-порталах, через которые пользователи получают доступ ко всему миру Web-ресурсов. В данном случае фактически мы имеем дело с универсальными или тематическими поисковыми и рубрицирующими Web-серверами. Необходимость таких механизмов очевидна, но все же для создания корпоративных порталов их возможностей явно недостаточно. В этой связи стоит отметить проблемы доступа к данным сложной структуры (например, из разнообразных систем управления предприятием), оптимизации работы портала для конкретного пользователя, обеспечения безопасности и разграничения прав доступа.
Можно привести следующую классификацию порталов в соответствии с целевой пользовательской аудиторией.
– Портал публикаций информации ориентирован на большие сообщества пользователей с разнородными интересами. Такие порталы содержат не слишком много элементов персонификации и настройки содержимого и предлагают только базовые средства поиска и интерактивного взаимодействия, ориентированные на неискушенного пользователя Web.
– Коммерческие порталы обеспечивают предоставление узконаправленной информации определенной целевой аудитории.
– Корпоративные порталы координируют контент (содержание, наполнение) в рамках относительно узкого сообщества пользователей, объединенных общими целями и задачами.
– Персональные порталы обеспечивают доставку информации, отфильтрованной с учетом специфических потребностей конкретных пользователей.
Специалисты исследовательской компании IDC, говоря о корпоративных порталах, выделяют среди них четыре типа, отражающих эволюцию самой концепции. Эта классификация основана на типе контента и предоставляемых пользователям средств:
– Информационный портал – соединяет людей с информацией.
– Портал для совместной работы – обеспечивает все средства взаимодействия людей с использованием компьютерных технологий.
– Порталы экспертизы – соединяют людей с другими людьми на основе таких критериев, как опыт, область экспертизы и интересы.
– Порталы знаний – комбинируют все перечисленные выше типы и обеспечивают доставку персонифицированной информации с учетом конкретной работы, которую каждый пользователь выполняет в определенный момент времени.
– Вертикальные (специализированные) порталы – узкой тематической направленности, посвященные определенной тематике.
– Горизонтальные (универсальные) порталы – общего характера, обозревающие различные темы.
– Корпоративные порталы, предназначенные для организации единого информационного пространства внутри компании.
В более развернутом виде концепция корпоративного информационного портала (Enterprise Information Portal, EIP) была сформулирована аналитиками Delphi Group в 1999 г.
Корпоративный информационный портал (EIP) – это Web-ориентированное средство доступа к разнообразным структурированным и неструктурированным данным на предприятии и вне него, а также анализа и обработки полученной информации.
Полное решение EIP должно включать девять основных функций:
– Интеграция приложений и данных. Обеспечение возможности взаимодействия сотрудников предприятия со всеми приложениями и информационными ресурсами, используемыми в организации (в соответствии с установленными для них правами), через единый интерфейс.
– Категоризация. Упорядочивание данных для удобства навигации по информационным ресурсам. Автоматизированные процедуры категоризации результатов индивидуального поиска.
– Полнота и релевантность поиска. Реализация эффективных поисковых механизмов по всевозможным источникам данных (структурированные и неструктурированные данные, метаданные), просмотр всех ресурсов, которые могут включать нужные данные, оценка достоверности полученной информации.
– Публикация и распространение. Возможность опубликовать пользовательскую информацию, предоставив к ней общекорпоративный доступ.
– Управление бизнес-процессами. Пользователи должны иметь возможность не только следить за ходом выполнения деловых процессов, но и инициировать такие процессы и активно участвовать в них.
– Коллективная работа. Обеспечение режима командной работы как в традиционном варианте «сотрудник-сотрудник», так и в режимах «сотрудник-партнер» и «сотрудник-клиент».
– Персонализация рабочего пространства. Формирование среды работы сотрудника с учетом его персональных потребностей, привычек, собственных методов работы.
– Представление информации. Интеграция всех элементов информационных ресурсов в понятном и логичном виде.
– Обратная связь и развитие. Портал должен обеспечивать доступ к информационным ресурсам предприятия не только для сотрудников, но и для внешних лиц (партнеров, клиентов). Откликаться на нужды и пожелания всех пользователей портала – обязательное условие для обеспечения конкурентоспособности любой организации.
В более прагматическом виде можно дать еще и такое определение: «Портал – это приложение, которое обеспечивает персонифицированный и настраиваемый интерфейс, дающий возможность людям взаимодействовать с другими людьми, а также находить и использовать приложения и информацию в соответствии со своими интересами».
Привлекательность корпоративных порталов состоит в том, что они позволяют максимально приблизить информацию к пользователям, обеспечить пользователям персонализацию, «бесшовную» интеграцию информационной сущности системы и возможность устанавливать отношения внутри рабочих и информационных групп.
Можно сформулировать следующие основные требования, которые должны учитываться при разработке портала:
– Обслуживание большого числа пользователей.
– Широкий спектр информации (если первые два условия не удовлетворены, то компании придется создавать несколько более мелких порталов, что сопряжено с дополнительными затратами на разработку и дальнейшее содержание, и, в итоге, порталы не выполняют своей основной цели – организации единого информационного пространства).
– Поддержка основных сетевых форматов, платформ.
– Возможности персонализации (настройка рабочего места пользователя в соответствии с его индивидуальными запросами, привычками и требованиями).
– Возможности поиска. Реализация удобных и эффективных поисковых механизмов, используя в качестве источников различные информационные ресурсы (структурированные, неструктурированные, метаданные) и оценка достоверности и полноты полученных данных.
– Обеспечение защиты хранящейся информации, используя программные и физические способы обеспечения безопасности (установление подлинности, управление доступом, конфиденциальность и целостность данных и т.д.).
– Интеграция – обеспечение возможности взаимодействия сотрудников компании со всеми приложениями и информационными ресурсами (в соответствии с их приоритетом) через единый интерфейс.
– Разбивка хранимой информации на категории (т.н. процесс категоризации). Автоматизированные процедуры категоризации результатов индивидуального поиска.
– Приложения интеллектуального анализа (т.н. системы управления знаниями).
Таким образом, портал представляет собой технологические решение для реализации всех функций и требований к РРИСОН, интегрирующее все технологии и средства реализации системы.
Технологии XML, хранилищ данных и т.п. естественным образом составляют базовые компоненты порталов, так как речь идет о создании распределенных многоплатформенных систем, ориентированных на выполнение как оперативных задач, так и на аналитическую обработку информации, накопление знаний.
Портал (Portal) – сайт, организованный как системное многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов. Другими словами, портал – это «электронная библиотека», разделенная на различные тематические отделы, способные включать в себя количественные и качественные данные, анализы, графики и т.д., обновление которых происходит в реальном времени, а также средства обработки данных, выполнения бизнес-функций системы.
Корпоративный информационный портал разделен на две части:
– Внутренний портал (Intranet), в котором расположена приватная информация, предназначенная для использования ограниченным числом пользователей. Используется локальная сеть.
– Внешний портал, который доступен для общественного использования и в котором расположена публичная информация. Используется сеть Internet.
«Внутренний» портал должен обеспечивать функционирование подсистем документооборота и отчетности, поддержку принятия решений и выполнение типовых операций пользователей, получающих доступ к бизнес-функциям через Web-интерфейс.
Пользователи «внешнего» портала получают через него доступ к открытым информационным ресурсам корпорации.
Упрощенная структура корпоративного портала показана на рис. 3.11.
Функциональная структура корпоративного информационного портала может быть разбита на следующие составляющие:
– Приложения пользователя. В системе портала инструментом пользователя является браузер или навигатор, который обеспечивает ему доступ к страницам в необходимом формате.
– Система обеспечения безопасности. Включает в себя стандартные защитные меры, такие как криптографическое кодирование, задание пароля, присваивание идентификатора, электронная цифровая подпись и т.д.
– Приложения интеллектуального анализа или система управления знанием (Knowledge Management), или управления контентом, которые представляют собой средства, позволяющие структурировать и категоризировать неучтенные данные (например, затерянные в почтовых ящиках), сформировать удобные механизмы доступа к ним и, используя специальные аналитические методы, сконструировать отчеты о собранной информации. Их принцип работы заключается в аннотировании существующих документов, формировании на базе этих аннотаций, описывающих документы, метаданных и их размещении в информационном хранилище вместе со ссылками на исходный документ. При этом устанавливается язык документа, его тема, дата создания и принадлежность. Одновременно создаются специальные словари или базы данных встречающихся в документе имен, терминов и других атрибутов с указанием их источника. Результатом деятельности является разбиение текстового документа на связанные категории посредством эвристического анализа смысловой и терминологической близости распределяемых по иерархическим рубрикам текстов.
– Репозитарий – хранилище метаданных об информационных объектах, пользователях, рабочих группах и т.д. Метаданные указывают тип объекта, раздел, к которому он принадлежит, формат документа и даже его содержание.
– Подсистема публикаций и подписки, которая позволяет пользователям публиковать свои документы и подписываться на получение необходимой информации и внешних источников.
– Механизмы анализа и планирования бизнес-процессов – набор интегрированных приложений, которые в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности системы.
Упрощенно процесс работы информационного портала можно разделить на несколько фаз:
– В портал из различных источников поступает информация.
– Портал производит первичное распознание информации и предоставляет ей доступ.
– При использовании систем управления знанием формируются метаданные.
– Метаданные проходят через «фильтр», установленный пользователем, при этом ненужные данные отбрасываются.
– После этого, отфильтрованные данные передаются пользователю. Пользователь также может настроить «фильтр» под свои личные требования.
- Основы информатики и информационных технологий
- Оглавление
- Глава 8. Сети и сетевые технологии 112
- Глава 9. Ащита информации 129
- Предисловие
- Раздел 1. Введение в информатику
- Глава 1. Информатика и предмет ее исследования
- Глава 2. Понятие информации
- 2.1. Определение и свойства информации
- 2.2. Особенности экономической информации
- Глава 3. Роль информации в управлении
- 3.1. Одноконтурная схема управления экономическими системами
- 3.2. Информация и информационные системы в управлении
- Глава 4. Кодирование и представление информации
- 4.1. Основные определения
- 4.2. Связь между системами счисления
- 4.3. Системы счисления, используемые в эвм
- 4.4. Внутреннее представление данных в памяти компьютера
- 4.4.1. Представление чисел
- 4.4.2. Представление текстовых данных
- 4.4.3. Представление мультимедийной информации
- 4.5. Представление данных во внешней памяти компьютера
- Глава 5. Основы алгоритмизации
- 5.1. Определение и свойства алгоритмов
- 5.2. Основные этапы и методы разработки алгоритмов
- 5.3. Основные способы описания алгоритмов
- Раздел 2. Основы информационных технологий
- Глава 6. Аппаратное обеспечение вычислительных систем
- 6.1. Понятие архитектуры и принципы устройства вычислительных систем
- 6.2. Устройство персонального компьютера
- 6.2.1. Конфигурация персонального компьютера
- 6.2.2. Характеристики процессора
- 6.2.3. Организация памяти персонального компьютера
- 6.2.4. Устройства ввода/вывода
- 6.2.5. Внешние запоминающие устройства
- 6.3. Тенденции совершенствования архитектуры
- Глава 7. Программное обеспечение
- 7.1. Понятие программы
- 7.2. Классификация программного обеспечения
- 7.3. Системное программное обеспечение
- 7.3.1. Операционные системы
- Определение и функции операционных систем
- Классификация операционных систем
- Функция управления процессами
- Управление основными ресурсами
- Управление данными. Файловая система
- Управление внешними устройствами и организация ввода/вывода
- Интерфейс с пользователем
- 7.3.2. Операционные оболочки
- 7.3.3. Средства контроля и диагностики
- 7.3.4. Системы программирования
- 7.4. Системы управления базами данных
- 7.4.1. Основные понятия
- 7.4.2. Реляционный подход к управлению бд
- «Магазины»
- «Владельцы»
- «Магазины-Владельцы»
- «Поставки»
- «Товар»
- «Поставки»
- 7.4.3. Назначение и классификация субд
- 7.4.4. Средства описания и манипулирования данными в субд
- 7.4.5. Объектно-ориентированные субд
- 7.4.6. Категории пользователей
- 7.5. Прикладное программное обеспечение
- Глава 8. Сети и сетевые технологии
- 8.1. Определение, назначение и классификация сетей
- 8.2. Способы передачи информации, коммутация и маршрутизация в сетях
- 8.3. Организация взаимодействия в сетях
- 8.4. Топология сетей и методы доступа
- 8.5. Глобальная сеть Internet
- 8.5.1. Идентификация компьютеров в сети
- 8.5.2. Услуги Internet
- 8.5.3. Всемирная паутина World Wide Web
- 8.5.4. Электронная почта
- 8.5.5. Навигационные средства для Internet
- 8.6. Корпоративные сети на основе технологий Internet
- Глава 9. Защита информации
- 9.1. Информация как продукт
- 9.2. Концепция защищенной вс
- 9.2.1. Основные понятия
- 9.2.2. Этапы разработки системы защиты
- 9.2.3. Общая классификация вторжений и характеристика угроз
- 9.2.4. Система защиты
- 9.2.5. Защита объектов на регистрационном уровне и контроль доступа
- 9.3. Криптографические средства защиты информации
- 9.3.1. Основные понятия
- 9.3.2. Криптографические протоколы
- 9.3.3. Электронно-цифровые подписи и открытые сделки
- 9.3.4. Использование криптографической защиты в программных продуктах
- 9.3.5. Условия и ограничения использования криптографической защиты
- 9.4. Программные закладки и вирусы
- 9.5. Хакеры и проблема безопасности информационных систем
- 9.6. Защита информации от потери в результате сбоев
- 9.7. Правовая защита информации и программного обеспечения
- Глава 10. Интегрированные пакеты прикладных программ офисного назначения
- 10.1. Общая характеристика офисных пакетов
- 10.2. Основы редактирования текстовых документов
- 10.3. Использование электронных таблиц
- 10.4. Системы электронного перевода
- 10.5. Системы оптического распознавания текстов
- 10.6. Интеграция систем распознавания текстов, компьютерного перевода и офисных пакетов
- 10.7. Электронные презентации
- 10.8. Графические редакторы
- 10.9. Правовые системы
- 10.10. Учетные системы
- Глава 11. Системы аналитической обработки данных и искусственного интеллекта
- 11.1. Средства анализа данных математических пакетов
- 11.2. Введение в системы искусственного интеллекта
- 11.2.1. Основы экспертных систем
- 11.2.2. Представление и использование нечетких знаний
- 11.2.3. Нейронные системы и сети
- 11.2.4. Системы извлечения знаний
- 11.2.5. Инструментальные средства создания интеллектуальных приложений
- Раздел 3. Современные информационные технологии в экономике и управлении
- Глава 12. Основные понятия
- Глава 13. Эволюция информационных технологий
- Глава 14. Классификация информационных систем
- Глава 15. Корпоративные системы
- 15.1. Типовые технические решения
- 15.2. Корпоративные информационные порталы
- 15.3. Серверы BizTalk как основа средств интеграции информационных систем
- Глава 16. Методы и средства разработки информационных систем
- 16.1. Жизненный цикл информационных систем
- 16.1.1. Процессы жизненного цикла ис
- 16.1.2. Модели жизненного цикла
- 16.2. Методы и средства структурного анализа
- 16.3. Объектно-ориентированный подход к разработке информационных систем
- 16.4. Компонентно-ориентированные средства разработки ис
- Глава 17. Стандарты создания информационных систем
- 17.1. Стандарты кодирования и представления информации
- 17.1.1. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
- 17.1.2. Нормативная база системы классификации и кодирования
- 17.2. Унификация и стандартизация документов
- 17.3. Поддержка стандартов управления бизнес-системами
- 17.3.1. Информационные технологии и реинжиниринг
- 17.3.2 Описание стандарта mrp II
- Стратегическое планирование
- Бизнес-планирование
- Планирование объемов продаж и производства
- Планирование ресурсов
- Главный план-график производства
- Общее планирование мощностей
- Mrp, или планирование потребностей в материалах
- Crp, или планирование потребностей в мощностях
- Drp, или планирование потребностей в распределении
- Глава 18. Основы электронной коммерции
- 18.1. Этапы развития электронной коммерции
- 18.2. Секторы рынка электронной коммерции
- 18.3. Инструментарий электронной коммерции
- 18.4. Электронные платежные системы
- Глава 19. Введение в мобильный бизнес
- 19.1. Возможности мобильного бизнеса
- 19.2. Обзор существующих технологий мобильного бизнеса
- 19.2.1. Терминальные устройства
- 19.2.2. Современные технологии построения цифровых каналов связи
- 19.2.3. Стандарты мобильного Internet
- 19.2.4. Проблемы мобильного Internet
- 19.2.5. Операционные системы для мобильных устройств
- 19.2.6. Средства разработки приложений мобильного бизнеса
- Библиографический список