logo
Kniga_Osnovy_informatiki_i_informatsionnyh_tehn

Глава 12. Основные понятия

Современный уровень развития общества вывел индустрию информационных технологий (ИТ) на одно из ведущих направлений, на котором сосредоточены огромные интеллектуальные и финансовые ресурсы. В современных условиях для успешного развития любое предприятие, любая организация обязаны использовать информационные технологии.

Введем основные понятия, используемые в данном разделе курса.

Под корпорацией (предприятием, или организацией) понимается любая бизнес-система коммерческой, производственной, государственной или финансовой сферы.

Под информационными ресурсами в настоящее время понимаются информация и инструменты управления информацией (программные продукты различного функционального назначения), а не только данные. Они образуют информационную среду предприятия.

Информационные ресурсы, объединенные определенным назначением, имеющие определенную организаций, концентрируются в информационных системах, которые могут принадлежать различным подразделениям предприятия.

Информационная система (ИС) выступает как комплекс информационных ресурсов, технологий получения и обработки данных, поддержания их в актуальном и непротиворечивом состоянии. Современные ИТ предполагают компьютеризированную обработку информа­ции, поэтому ИС сегодня с точки зрения их реализации – это сложный комплекс управленческих и технологических решений, компьютерной аппаратуры и программного обеспечения, а также информационного содержания (наполнения).

Между различными информационными (под)системами предприятия устанавливается информационно-ком­му­ни­ка­ци­он­ное взаимодействие, определяемое функциями, выполняемыми этими подразделениями, существующими между ними связями. Таким образом, автоматизации одного отдела или подразделения предприятия явно недостаточно: ИТ должны пронизывать всю структуру предприятия.

Для успешного управления предприятием, поддержания его конкурентоспособности необходимо создание интегрированных систем автоматизации управления бизнесом. Это требование вплотную подводит к определению корпоративной информационной системы.

Под корпоративными информационными системами (КИС) в настоящее время обычно подразумеваются информационные системы для крупных, территориально распределенных предприятий, обычно имеющих несколько уровней управления. Эти системы называют еще «интегрированными системами масштаба предприятия».

Интегрированные системы управления (ИСУ) часто называют системами MRP (Material Resource Planning) – ERP (Enterprise Resource Planning). Такие системы в международной практике стали одним из главных средств, обеспечивающих выживание предприятия в современном бизнесе, когда резко возросла потребность в оперативности принятия решений, гибкости приспособления к изменениям условий внутри и вне предприятия. При этом все более важное значение приобретают прогнозы по сценариям «что – если», реализация которых требует внедрения в информационные системы специальных компонентов поддержки решений.

Базовым «технологическим» решением ИСУ является переход от «островов автоматизации» к «единому информационному пространству» предприятия, предусматривающий:

– полную «инвентаризацию» всех видов ресурсов предприятия в «едином информационном пространстве» с обеспечением автоматической поддержки «уникальных идентификаторов» для всех элементов и их использованием во всех подсистемах ИСУ;

– приближение всех видов операций к местам их осуществления с использованием общих данных, обеспечивающих единство информационного пространства;

– основные понятия в ИСУ обобщены и типизированы для любого предприятия и любых его подразделений;

– разработана типовая методология согласования планов и отчетов разных уровней от предприятия в целом до отдельных его подразделений.

В настоящее время осуществляется переход к единому информационному пространству, создаваемому между несколькими предприятиями, что обусловлено, в частности, развитием электронной коммерции (Virtual Enterprise, Electronic Commerce, Supply Chain Management).

Подводя итог сказанному, можно сущность рассматриваемой информационной технологии определить следующим образом:

– КИС – это информационная система, поддерживающая оперативный и управленческий учет на предприятии (в корпорации), поставляющая информацию для принятия управленческих решений.

– КИС – это управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию предприятия (с выстроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии. Центр тяжести при этом лежит на отработанной структуре управления, автоматизация выполняет второстепенную, инструментальную роль. Таким образом, КИС – это не только оборудование и сети, обученные пользователи и программы, но и прежде всего правильная организация бизнеса, которую информационная система должна всей своей мощью поддержать и усилить.

Далее более подробно рассматриваются различные классы информационных систем и входящие в них компоненты.