3. Технология доступа к информации в электронных библиотеках
Электронные библиотеки в последнее десятилетие развиваются быстрыми темпами, однако их содержание во многом ограничено техническими возможностями и законодательными нормами. В Европе и России ведутся работы по объединению библиотек в единую информационную систему и созданию сводного каталога фондов библиотек. В 2001 г. в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2001—2005 годы") был создан интернет-портал "Библиотеки России" (www.libs.ru). Библиотечная сеть в России насчитывает 150 тыс. библиотек.
Организация учета изданий, их хранения, поиска и распространения в библиотеках отрабатывалась на протяжении веков. В настоящее время составление каталогов изданий и их описания во многом регламентируется общепризнанными стандартами. В России эта работа нормируется соответствующими ГОСТами, такими, как ГОСТ 7.52—85 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу". Организация работы электронных библиотек во многом опирается на опыт традиционных библиотек.
Главным достоинством электронной библиотеки для пользователя является обеспечение комплексного поиска и доступа к ресурсам знаний (книгам, учебникам) и информационным ресурсам на основе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. Таким образом, электронная библиотека способна в любой момент времени любому пользователю, независимо от его местонахождения, предоставить доступ к различным информационным ресурсам.
Работа с электронной библиотекой, так же как и с традиционной, начинается с поиска издания или публикации в электронном каталоге.
В настоящее время доступ к электронным каталогам открыт на сайтах всех федеральных, более половины российских универсальных, научных, вузовских и крупных научно-технических библиотек. Анализ динамики появления каталогов позволяет утверждать, что к концу 2010 года качественными электронными каталогами обзаведутся все российские библиотеки, информационный потенциал которых может представлять интерес для широкой читательской аудитории.
Особенность работы с фондами библиотек состоит в том, что полные тексты, как правило, недоступны для поиска информации. Поэтому поиск необходимых изданий должен строиться, исходя из библиографического описания.
В электронном каталоге читатель может осуществлять поиск по следующим параметрам:
тематический рубрикатор;
автор;
заглавие;
вид (тип) документа;
издательство и др.
Результаты поиска по электронному каталогу во многом зависят от качества библиографического описания изданий и других видов обработки, поступающих в библиотеки изданий.
Библиотеки проводят аналитико-синтетическую обработку своих фондов. Процессы аналитико-синтетической обработки всегда сопровождаются свертыванием, т.е. уменьшением физического объема исходных данных.
Тем не менее ассортимент услуг, предлагаемых читателям (пользователям), библиотеками достаточно разнообразен.
В табл. 15 приведена классификация информационных продуктов и услуг библиотек. Все эти услуги, направлены на повышение эффективности работы пользователя с фондами библиотеки.
Точное количество электронных библиотек сложно оценить, однако по оценкам специалистов оно составляет около 400. Среди них можно выделить наиболее крупные:
Центральная библиотека образовательных ресурсов Министерства образования и науки РФ - www.edulib.ru;
Национальная электронная библиотека - www.runeb.ru;
Научная электронная библиотека —www.elibrary.ru/defaultx.asp;
Электронная библиотека современных литературных изданий "Журнальный зал" - http://magazines.russ.ru;
Русская виртуальная библиотека - http://www.rvb.ru;
Научно-техническая библиотека - www.sciteclibrary.ru;
Библиотека по правам человека — www.hro.org/editions/;
Электронная библиотека Британского совета - www.british-council.ru/virtuallibrary/.
Таблица 15. Классификация информационных продуктов и услуг библиотек
Характер предоставляемых сведений | Виды информационных продуктов и услуг |
Библиографическая информация | Полный текст документа (документальное обслуживание) |
| Библиографическая информация (библиографическое обслуживание) |
| Фактографическая информация (фактографическое обслуживание) |
| Аналитическая информация (результаты информационных исследований) |
| Консультации по самостоятельному поиску информации (консультационное обслуживание) |
Ресурсная база | Фонд и СПА учреждения, предоставляющего услугу (собственный фонд) |
| Фонд и СПА ряда учреждений, привлеченных к подготовке информационной продукции |
| Совокупные информационные ресурсы региона и страны |
| Личностное знание специалистов-экспертов, привлеченных к созданию информационной продукции |
Особенности поиска информации и критерии ее отбора | Соответствие тематике и хронологическим границам, заданным пользователем |
| Использование родовидовых и ассоциативных связей |
| Качественный отбор на основании сведений о предшествующей значимости |
| Качественный отбор специалистами-экспертами |
Основание для осуществления обслуживания | Индивидуальные запросы пользователей |
| Повторяющиеся запросы |
| Типовые запросы |
| Инициативное обслуживание |
Периодичность обслуживания | Разовый (режим запрос—ответ) |
| Продолжающийся (передача информации по мере ее накопления) |
| Текущий (обслуживание с определенной периодичностью) |
Режим обслуживания | Обслуживание в режиме офлайн |
| Обслуживание в режиме онлайн |
Место и способ предоставления информации | Помещение информационного учреждения, место работы или проживания абонента |
| Телефон, факс, e-mail, телекоммуникационные сети |
| Печатная и электронные копии |
- 080801.65 «Прикладная информатика в экономике»
- Пояснительная записка
- 1. Место дисциплины в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования
- 2. Образовательные цели и задачи обучения
- 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 4. Роль дисциплины и ее место в системе подготовки специалиста
- 5. Организационно-методические указания к преподаванию курса
- 6. Контроль качества освоения материала дисциплины
- 7. Тематический план курса
- 1.7.1. Тематический план учебной дисциплины
- 1.7.2. Тематический план учебной дисциплины для студентов заочной формы обучения
- 8. Содержание дисциплины
- 8.1. Содержание лекционного курса
- Лекция №5. Мировые информационные ресурсы (2 часа)
- Характеристика Интернет. Принципы работы поисковых систем. Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях.
- Модуль 4. Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами через специализированные сетевые структуры
- 8.2. Содержание практикума
- 8.2.1. Тематика семинарских занятий (18 часов)
- 8.2.2. Тематика лабораторных работ (18 часов)
- 8.3. Лекционный курс
- Тема 2. Рынок информации: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия
- 1. Первичная и тиражированная информация
- 2. Носители и проводники информации
- 3. Механизм функционирования рынка первичной информации
- 1. Государственные информационные ресурсы
- 2. Представление информации в государственные информационные ресурсы
- 3. Категории доступа к информации
- 4. Ограничения на содержимое средств массовой информации
- 5. Авторское право
- Тема 4. Управление информационными ресурсами на предприятии, фирме
- 2. Информационные потребности при планировании деятельности предприятия
- 3. Бизнес-план и выявление требований к информационному обеспечению
- 4. Внешнеэкономическая деятельность и выявление требований к информационному обеспечению
- Выводы по модулю 1
- Тема 5. Мировые информационные ресурсы
- 1. Классификация мировых информационных ресурсов
- 2. Структура информационного рынка
- 3 Основные источники информационных ресурсов
- Источники юридической информации
- Информация для специалистов
- Массовая, потребительская информация
- 1. Этапы развития мирового рынка информации
- 2. Профессиональные базы данных Информационная корпорация 'Dun and Bradstreet (d and в) Corp. ("Дан энд Брэдстрит")
- Информационная корпорация Dialog ("Диалог")
- Информационное агентство Data-Star
- Информационная корпорация QuestelOrbit
- База данных QuestelOrbit
- Информационное агентство LexisNexis
- 3. Деловые ресурсы Интернета
- 4. Виды информации в Интернете и профессиональных базах
- Тема 7. Состояние российского рынка информации. Справочная правовая информация
- 1. Государственные системы справочной правовой информации
- 2. Коммерческие системы справочной правовой информации
- Тема 8. Состояние российского рынка информации. Биржевая и финансовая информация
- 1. Основные зарубежные производители информационных продуктов и услуг на биржевом и финансовом рынках
- Агентство Рейтер
- Агентство Телерейт
- Агентство Тенфор
- Агентство "Блумберг"
- 2. Российские информационные агентства и службы в сфере биржевой и финансовой информации Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг
- Акционерное общество ак&м
- Информационное агентство "Финмаркет"
- Компания Парк.Ру
- Агентство экономической информации "прайм-тасс"
- Общество с ограниченной ответственностью мфд "ИнфоЦентр"
- Агентство "Интериндекс»"
- Агентство Интерфакс
- Отраслевая информация
- Аналитическая информация (профили компаний, обзоры рынков, индексы, рейтинги)
- Тема 9. Состояние российского рынка информации. Коммерческая информация
- 1. Понятие коммерческой информации.
- Агентство деловой информации (ади) Бизнес-Карта
- Агентство "асу-Импульс"
- "ИнформСистема"
- Инфогруппа Компас
- Институт промышленного развития (Информэлектро) Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
- Информационное агентство "Норма"
- Информационно-консультативный центр"Мосвнешинформ"
- Информационное агентство Вдохновение
- Агентство социум инфополис
- Тема 10. Информационные образовательные ресурсы
- 1. Виды информационных образовательных ресурсов
- 2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании
- 3. Использование цифровых информационных ресурсов в учебном процессе
- Информационная грамотность
- Обучение на базе мировых информационных ресурсов
- Тема 11. Зарубежный и российский рынки знаний
- 1. Зарубежный рынок знаний
- 2. Российский рынок знаний
- 2.1. Библиотечная сеть
- 2. Электронные библиотеки
- Система научно-технической информации
- Система патентной информации
- Тема 12-13. Международные и российские статистические ресурсы
- 1. Система международной статистики
- 2. Национальные системы статистики
- 4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
- Тема 14. Технология доступа к информационным ресурсам и ресурсам знаний
- 1. Какие информационные ресурсы выбрать?
- 2. Как извлечь из информационных ресурсов необходимые сведения?
- Выбор информационных ресурсов
- Поиск информации в профессиональных базах
- Тема 15. Структура представления информации в мировых информационных сетях
- Принципы работы поисковых систем
- Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях
- Тема 16. Технология доступа к деловым ресурсам Интернета
- 1. Поисковые машины
- Глубина индексирования веб-сайтов
- 2. Каталоги в Интернете
- 3. Технология доступа к информации в электронных библиотеках
- 4. Сравнительные характеристики эффективности поиска в различных системах и оценка достоверности
- 1. Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, агрегирующими информационные ресурсы
- Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, производящими информационные ресурсы
- Тема 18. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 1. Комплексная оценка эффективности использования мировых ресурсов
- 2. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 9. Учебно-методическое обеспечение курса
- 5. Мировые информационные ресурсы. Интернет: практикум/кол.Авторов; под общ.Ред. П.В.Акинина.- м.:кнорус, 2008.-356 с.
- 11. Холмогоров в. Поиск в Интернете и сервисы Яндекс.- сПб.:Питер, 2006.-123 с.
- 10. Материально-техническое, информационное и программное обеспечение курса
- 11. Вопросы для итогового контроля и самоанализа
- 12. Глоссарий
- 13. Тест для контроля и самоконтроля по темам курса
- 56. Кто является наиболее крупным поставщиком баз данных и справочников по производителям товаров и услуг в России?
- 58. Какая из российских фирм на регулярной основе обеспечивает потребителей информацией о зарубежных фирмах?
- 61. К какому источнику следует обратиться за метаинформацией о базах данных, представленных на мировом рынке информационных услуг?
- 62. Какие организации не являются источником официальной статистической информации?
- Автор-составитель:Елисеева е.В. «Мировые информационные ресурсы» Учебно-методический комплекс