logo search
мир_умк_самый последний

3. Технология доступа к информации в электронных библиотеках

Электронные библиотеки в последнее десятилетие развиваются быстрыми темпами, однако их содержание во многом ограничено техническими возможностями и законодательными нормами. В Европе и России ведутся работы по объединению библиотек в единую информационную систему и созданию сводного каталога фондов библиотек. В 2001 г. в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2001—2005 годы") был создан интернет-портал "Библиотеки России" (www.libs.ru). Библиотечная сеть в России насчитывает 150 тыс. библиотек.

Организация учета изданий, их хранения, поиска и распространения в библиотеках отрабатывалась на протяжении веков. В настоящее время составление каталогов изданий и их описания во многом регламентируется общепризнанными стандартами. В России эта работа нормируется соответствующими ГОСТами, такими, как ГОСТ 7.52—85 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу". Организация работы электронных библиотек во многом опирается на опыт традиционных библиотек.

Главным достоинством электронной библиотеки для пользователя является обеспечение комплексного поиска и доступа к ресурсам знаний (книгам, учебникам) и информационным ресурсам на основе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. Таким образом, электронная библиотека способна в любой момент времени любому пользователю, независимо от его местонахождения, предоставить доступ к различным информационным ресурсам.

Работа с электронной библиотекой, так же как и с традиционной, начинается с поиска издания или публикации в электронном каталоге.

В настоящее время доступ к электронным каталогам открыт на сайтах всех федеральных, более половины российских универсальных, научных, вузовских и крупных научно-технических библиотек. Анализ динамики появления каталогов позволяет утверждать, что к концу 2010 года качественными электронными каталогами обзаведутся все российские библиотеки, информационный потенциал которых может представлять интерес для широкой читательской аудитории.

Особенность работы с фондами библиотек состоит в том, что полные тексты, как правило, недоступны для поиска информации. Поэтому поиск необходимых изданий должен строиться, исходя из библиографического описания.

В электронном каталоге читатель может осуществлять поиск по следующим параметрам:

Результаты поиска по электронному каталогу во многом зависят от качества библиографического описания изданий и других видов обработки, поступающих в библиотеки изданий.

Библиотеки проводят аналитико-синтетическую обработку своих фондов. Процессы аналитико-синтетической обработки всегда сопровождаются свертыванием, т.е. уменьшением физического объема исходных данных.

Тем не менее ассортимент услуг, предлагаемых читателям (пользователям), библиотеками достаточно разнообразен.

В табл. 15 приведена классификация информационных продуктов и услуг библиотек. Все эти услуги, направлены на повышение эффективности работы пользователя с фондами библиотеки.

Точное количество электронных библиотек сложно оценить, однако по оценкам специалистов оно составляет около 400. Среди них можно выделить наиболее крупные:

Таблица 15. Классификация информационных продуктов и услуг библиотек

Характер предоставляемых сведений

Виды информационных продуктов и услуг

Библиографическая информация

Полный текст документа (документальное обслуживание)

Библиографическая информация (библиографическое обслуживание)

Фактографическая информация (фактографическое обслуживание)

Аналитическая информация (результаты информационных исследований)

Консультации по самостоятельному поиску информации (консультационное обслуживание)

Ресурсная база

Фонд и СПА учреждения, предоставляющего услугу (собственный фонд)

Фонд и СПА ряда учреждений, привлеченных к подготовке информационной продукции

Совокупные информационные ресурсы региона и страны

Личностное знание специалистов-экспертов, привлеченных к созданию информационной продукции

Особенности поиска информации и критерии ее отбора

Соответствие тематике и хронологическим границам, заданным пользователем

Использование родовидовых и ассоциативных связей

Качественный отбор на основании сведений о предшествующей значимости

Качественный отбор специалистами-экспертами

Основание для осуществления обслуживания

Индивидуальные запросы пользователей

Повторяющиеся запросы

Типовые запросы

Инициативное обслуживание

Периодичность обслуживания

Разовый (режим запрос—ответ)

Продолжающийся (передача информации по мере ее накопления)

Текущий (обслуживание с определенной периодичностью)

Режим обслуживания

Обслуживание в режиме офлайн

Обслуживание в режиме онлайн

Место и способ предоставления информации

Помещение информационного учреждения, место работы или проживания абонента

Телефон, факс, e-mail, телекоммуникационные сети

Печатная и электронные копии