Выбор информационных ресурсов
При решении информационной задачи встает вопрос выбора информационных ресурсов. Если имеется предметный каталог информационных ресурсов, то мы выбираем рубрику, к которой относится необходимая нам информация, и осуществляем поиск среди документов, относящихся к этой рубрике. Однако необходимая информация может содержаться не только среди документов, относящихся к данной рубрике, но и в других рубриках. Данную особенность информации принято называть "рассеиванием" информации.
Исследования в области информатики показали, что 50% информации будет содержаться не в той рубрике, которая выделена для документов определенного содержания, а в соседних рубриках. Из этой закономерности следует, что если вы будете искать только в одной рубрике предметного каталога, то потери информации составят 50%.
Процесс выбора информационных ресурсов должен основываться в первую очередь на работе с источниками метаинформации, такими, как каталоги, справочники, реферативные и библиографические издания. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Авторитетным справочником по периодическим изданиям является Ulrich's Periodicals Directory (http://ulrichsweb.com), подготавливаемый американской фирмой Bowker. В данном справочнике представлено наиболее полное описание периодических изданий со всего мира. Доступ к справочнику возможен через Интернет после подписки, а также на CD-ROM.
Метаинформация по профессиональным базам данных содержится в Gale Directory of Databases (www.gale.com). Gale Directory of Databases была создана в 1993 г. при слиянии трех справочных изданий, приобретенных компанией Gale Research: Computer-Readable Databases (основано в 1975 г. Редактором Marta Е. Williams, приобретено Gale в 1987 г.), Directory of Online Databases (основано ассоциацией Cuadra в 1979 г., приобретено Gale в 1992 г.), Directory of Portable Databases (основано Cuadra Elsevier в 1990 г. и также приобретено Gale в 1992 г.). Эти три справочных издания были объединены в единое издание Gale Directory of Databases, которое в виде двух томов публикуется дважды в год. В первом томе издания приводится список всех онлайновых баз данных. Там же можно найти статистические даннные об индустрии профессиональных баз данных, демонстрирующие рост числа баз данных, их производителей и продавцов, увеличение объемов баз данных — числа записей и ряд других сведений. Во второй том включена информация обо всех базах данных, распространяемых на CD-ROM.
Gale Directory of Databases (http://www.gale.com/pdf/facts/gdd.pdf) предоставляет детальную информацию о более чем 19 тыс. баз данных, доступных в режиме онлайн и на CD-ROM или в иной форме. Описание баз данных включает наименование и контактную информацию производителя баз данных, тематику представленной информации, ее язык и географию, частоту обновления, варианты подписки и ее стоимость и др.
Тематика описываемых баз включает в себя все отрасли науки и профессиональной деятельности. Отдельно выделены документы, содержащие подробные сведения о 3600 производителях баз данных и 2400 онлайновых службах и поставщиках баз данных, списки предлагаемых баз.
Метаинформация о российских информационных ресурсах подготавливается научно-техническим центром "Информрегистр" (www.inforeg.ru) в виде электронного каталога, по итогам добровольной регистрации российских баз данных. Работы по учету и регистрации баз и банков данных, а также по ведению Государственного регистра баз данных осуществляются "Информрегистром" в соответствии с постановлением Правительства РФ "О государственном учете и регистрации баз и банков данных" от 28 февраля 1996 г. № 226. На 2003 г. электронный каталог Государственного регистра баз данных содержал описания 8129 баз данных. Однако данный каталог не может дать полного представления о российский базах данных, так как регистрация добровольная и многие производители свои базы не регистрируют по различным причинам.
ООО "Международное бюро информации и телекоммуникаций" (МБИТ) (www.mbt.ru) выступает поставщиком метаинформации, предлагая на информационном рынке следующие услуги: российскую энциклопедию информации и телекоммуникаций (электронная версия находится на сайте "Инфопартнер" (http://reit.mbt.ru/rus/)), веб-каталог деловой информации, веб- каталог бизнес-ресурсов по рынку товаров и услуг, оказание информационно-поисковых, аналитических и консультационных услуг.
Известно, что ни одна реферативная база данных, подготавливаемая зарубежными или отечественными производителями, не может претендовать на полноту тематического и видового охвата первоисточников, как бы она к этому ни стремилась. Только поданным Ulrich's Periodicals Directory, почти 66 тыс. наименований периодических и продолжающихся изданий (из них 49 тыс. являются периодическими) реферируется и индексируется для различных информационных продуктов.
Работа с метаинформацией позволяет подготовить обоснование выбора того или иного информационного ресурса в соответствии с требованиями пользователя.
При поиске основными критериями оценки информационного ресурса являются следующие:
источники информации, из которых формируются информационный ресурс, их количество;
периодичность обновления информации (ежедневное, еженедельное и т.п.);
возможные варианты подписки и стоимость доступа к информационному ресурсу;
пользовательский интерфейс, удобные поисковые инструменты;
• полнота поиска;
содержательное наполнение информационного ресурса, т.е. тематика представленной в нем информации, географическое покрытие, временной охват, глубина ретроспективы и т.д.;
возможности применять формализованный поиск информации.
Виды подписки на доступ к базам данных могут быть различными, так же как и способы оплаты доступа к информации. Среди основных вариантов подписки можно выделить:
разовое обращение к информационной системе. Оплата за документ предусмотрена в агентствах Интегрум Техно, LexisNexis и др.;
абонементный доступ к информационной системе на какой-либо период времени. Например, Reuters Business Briefing (www.factiva.com) - 750 долл. США в месяц за 20 ч работы и дополнительная плата за получение маркетинговой и аналитической информации.
- 080801.65 «Прикладная информатика в экономике»
- Пояснительная записка
- 1. Место дисциплины в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования
- 2. Образовательные цели и задачи обучения
- 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 4. Роль дисциплины и ее место в системе подготовки специалиста
- 5. Организационно-методические указания к преподаванию курса
- 6. Контроль качества освоения материала дисциплины
- 7. Тематический план курса
- 1.7.1. Тематический план учебной дисциплины
- 1.7.2. Тематический план учебной дисциплины для студентов заочной формы обучения
- 8. Содержание дисциплины
- 8.1. Содержание лекционного курса
- Лекция №5. Мировые информационные ресурсы (2 часа)
- Характеристика Интернет. Принципы работы поисковых систем. Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях.
- Модуль 4. Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами через специализированные сетевые структуры
- 8.2. Содержание практикума
- 8.2.1. Тематика семинарских занятий (18 часов)
- 8.2.2. Тематика лабораторных работ (18 часов)
- 8.3. Лекционный курс
- Тема 2. Рынок информации: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия
- 1. Первичная и тиражированная информация
- 2. Носители и проводники информации
- 3. Механизм функционирования рынка первичной информации
- 1. Государственные информационные ресурсы
- 2. Представление информации в государственные информационные ресурсы
- 3. Категории доступа к информации
- 4. Ограничения на содержимое средств массовой информации
- 5. Авторское право
- Тема 4. Управление информационными ресурсами на предприятии, фирме
- 2. Информационные потребности при планировании деятельности предприятия
- 3. Бизнес-план и выявление требований к информационному обеспечению
- 4. Внешнеэкономическая деятельность и выявление требований к информационному обеспечению
- Выводы по модулю 1
- Тема 5. Мировые информационные ресурсы
- 1. Классификация мировых информационных ресурсов
- 2. Структура информационного рынка
- 3 Основные источники информационных ресурсов
- Источники юридической информации
- Информация для специалистов
- Массовая, потребительская информация
- 1. Этапы развития мирового рынка информации
- 2. Профессиональные базы данных Информационная корпорация 'Dun and Bradstreet (d and в) Corp. ("Дан энд Брэдстрит")
- Информационная корпорация Dialog ("Диалог")
- Информационное агентство Data-Star
- Информационная корпорация QuestelOrbit
- База данных QuestelOrbit
- Информационное агентство LexisNexis
- 3. Деловые ресурсы Интернета
- 4. Виды информации в Интернете и профессиональных базах
- Тема 7. Состояние российского рынка информации. Справочная правовая информация
- 1. Государственные системы справочной правовой информации
- 2. Коммерческие системы справочной правовой информации
- Тема 8. Состояние российского рынка информации. Биржевая и финансовая информация
- 1. Основные зарубежные производители информационных продуктов и услуг на биржевом и финансовом рынках
- Агентство Рейтер
- Агентство Телерейт
- Агентство Тенфор
- Агентство "Блумберг"
- 2. Российские информационные агентства и службы в сфере биржевой и финансовой информации Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг
- Акционерное общество ак&м
- Информационное агентство "Финмаркет"
- Компания Парк.Ру
- Агентство экономической информации "прайм-тасс"
- Общество с ограниченной ответственностью мфд "ИнфоЦентр"
- Агентство "Интериндекс»"
- Агентство Интерфакс
- Отраслевая информация
- Аналитическая информация (профили компаний, обзоры рынков, индексы, рейтинги)
- Тема 9. Состояние российского рынка информации. Коммерческая информация
- 1. Понятие коммерческой информации.
- Агентство деловой информации (ади) Бизнес-Карта
- Агентство "асу-Импульс"
- "ИнформСистема"
- Инфогруппа Компас
- Институт промышленного развития (Информэлектро) Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
- Информационное агентство "Норма"
- Информационно-консультативный центр"Мосвнешинформ"
- Информационное агентство Вдохновение
- Агентство социум инфополис
- Тема 10. Информационные образовательные ресурсы
- 1. Виды информационных образовательных ресурсов
- 2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании
- 3. Использование цифровых информационных ресурсов в учебном процессе
- Информационная грамотность
- Обучение на базе мировых информационных ресурсов
- Тема 11. Зарубежный и российский рынки знаний
- 1. Зарубежный рынок знаний
- 2. Российский рынок знаний
- 2.1. Библиотечная сеть
- 2. Электронные библиотеки
- Система научно-технической информации
- Система патентной информации
- Тема 12-13. Международные и российские статистические ресурсы
- 1. Система международной статистики
- 2. Национальные системы статистики
- 4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
- Тема 14. Технология доступа к информационным ресурсам и ресурсам знаний
- 1. Какие информационные ресурсы выбрать?
- 2. Как извлечь из информационных ресурсов необходимые сведения?
- Выбор информационных ресурсов
- Поиск информации в профессиональных базах
- Тема 15. Структура представления информации в мировых информационных сетях
- Принципы работы поисковых систем
- Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях
- Тема 16. Технология доступа к деловым ресурсам Интернета
- 1. Поисковые машины
- Глубина индексирования веб-сайтов
- 2. Каталоги в Интернете
- 3. Технология доступа к информации в электронных библиотеках
- 4. Сравнительные характеристики эффективности поиска в различных системах и оценка достоверности
- 1. Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, агрегирующими информационные ресурсы
- Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, производящими информационные ресурсы
- Тема 18. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 1. Комплексная оценка эффективности использования мировых ресурсов
- 2. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 9. Учебно-методическое обеспечение курса
- 5. Мировые информационные ресурсы. Интернет: практикум/кол.Авторов; под общ.Ред. П.В.Акинина.- м.:кнорус, 2008.-356 с.
- 11. Холмогоров в. Поиск в Интернете и сервисы Яндекс.- сПб.:Питер, 2006.-123 с.
- 10. Материально-техническое, информационное и программное обеспечение курса
- 11. Вопросы для итогового контроля и самоанализа
- 12. Глоссарий
- 13. Тест для контроля и самоконтроля по темам курса
- 56. Кто является наиболее крупным поставщиком баз данных и справочников по производителям товаров и услуг в России?
- 58. Какая из российских фирм на регулярной основе обеспечивает потребителей информацией о зарубежных фирмах?
- 61. К какому источнику следует обратиться за метаинформацией о базах данных, представленных на мировом рынке информационных услуг?
- 62. Какие организации не являются источником официальной статистической информации?
- Автор-составитель:Елисеева е.В. «Мировые информационные ресурсы» Учебно-методический комплекс