Информационная грамотность
При изучении возможностей информационного обучения встает вопрос о возможностях студентов и преподавателей эффективно использовать различные информационные ресурсы.
Эффективность новых информационных ресурсов прямо зависит от уровня компьютерной грамотности как студентов, так и преподавателей. Но владение компьютерной грамотностью не является достаточным для эффективной работы с информационными ресурсами.
Для работы с информационными ресурсами, такими, как профессиональные базы, Интернет, необходимы специализированные знания и умения в этой области. Пользователи, не прошедшие соответствующего обучения, не могут полностью и эффективно использовать возможности информационного ресурса, базы данных. Это подтверждено исследованием, в результате которого были выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются пользователи при работе с информационными ресурсами. Эти трудности выражаются в следующем.
Использование ограниченного набора информационных ресурсов, несмотря на свободный доступ к другим ресурсам. Как правило, пользователи используют только хорошо знакомые им ресурсы.
При поиске информации в Интернете пользователи чаще опираются на веб-сайты, отражающие содержание печатных бумажных изданий, или на ссылки, найденные в книгах, библиотечных материалах.
Пользователи гораздо лучше справляются с поиском информации по хорошо знакомой области знаний и испытывают значительные трудности при поиске информации по малознакомой теме.
При решении задач пользователи пытаются получить информацию из вторичных источников информации и не прилагают никаких усилий, чтобы найти первоисточник информации.
Пользователи испытывают трудности с построением поискового запроса, недостаточно уделяют внимания вопросу выбора информационной системы, где может находиться нужная им информация, строят запрос слишком буквально, применяя поиск по ключевым словам, имеющимся в самом вопросе.
В итоге возникает неудовлетворенность пользователей от работы информационных ресурсов. На практике чаще всего отрицательный результат поиска необходимой информации не означает ее отсутствие в базе данных, а свидетельствует о неверно построенном запросе.
Перечисленные выше проблемы могут быть решены путем обучения пользователя информационной грамотности.
Понятие информационной грамотности появилось в результате быстро развивающейся информационной среды: новые технологии быстро сменяют друг друга, информация становится все более разнообразной и сложной.
Таким образом, для решения прикладных задач с использованием новых информационных ресурсов необходимо обучение информационной грамотности. Понятие информационной грамотности обсуждается в международном образовательном сообществе с начала 70-х годов прошлого века. В США, Австралии, странах Западной Европы и Южной Африки обучение информационной грамотности рассматривается как необходимое условие для обеспечения экономической стабильности общества. В связи с этим происходит пересмотр учебных планов, как на уровне профессионального образования, так и на уровне общего образования.
Компьютерная грамотность подразумевает наличие у пользователя знаний 0 компьютерном оборудовании, конкретных программных продуктах и умения работы с ними.
Информационная грамотность включает в себя не только изучение каких-либо конкретных информационных технологий и ресурсов, но и обучение навыкам работы с информацией.
Информационная грамотность предполагает знание структуры мировых информационных ресурсов, стоимости информации, владение технологиями доступа к необходимым сведениям, а также умение находить необходимую информацию, ее оценивать и использовать при решении конкретных задач.
Целью обучения информационной грамотности является приобретение пользователями знаний и навыков, позволяющих легко ориентироваться в современном потоке информации и технологий, самостоятельно обеспечивать свои информационные потребности.
Информационная грамотность становится обязательным условием для реализации возможностей непрерывного обучения человека, которое сейчас во многом зависит от использования новых информационных технологий. Информационная грамотность необходима студентам как эффективное средство профессионального развития.
Рассмотрим более детально основные требования зарубежных стандартов к знаниям в области информации:
знание требований к составу и содержанию информации при решении основных задач;
знание общего состояния мирового рынка деловой информации, профессиональных баз данных (структура спроса, поставщики информации, технологии доступа, цены на услуги);
знание деловых ресурсов Интернета, видов услуг, технологий доступа и оценки качества информации;
знание правовых основ информационной работы, авторских прав на интеллектуальную собственность и этических норм;
знание методов оценки эффективности поиск информации в мировых информационных ресурсах.
Основные требования зарубежных стандартов к умению в области информационной грамотности:
умение сформулировать информационные потребности для решения задач;
умение предварительно оценить возможные варианты получения информации, ее качество и стоимость и уметь обосновать принимаемое решение на приобретение информации;
умение работать с классификаторами видов деятельности, продукции и услуг, отраслевыми терминологическими словарями и тезаурусами;
умение составить запрос на получение необходимой информации к базам данных с учетом специфики работы конкретных профессиональных баз;
владеть навыками эффективного поиска информации в Интернете (владеть языками запросов, ведущих поисковых систем и каталогов Интернета);
умение проверять и сравнивать информацию, полученную из различных источников, оценивать ее достоверность, полноту и точность.
- 080801.65 «Прикладная информатика в экономике»
- Пояснительная записка
- 1. Место дисциплины в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования
- 2. Образовательные цели и задачи обучения
- 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 4. Роль дисциплины и ее место в системе подготовки специалиста
- 5. Организационно-методические указания к преподаванию курса
- 6. Контроль качества освоения материала дисциплины
- 7. Тематический план курса
- 1.7.1. Тематический план учебной дисциплины
- 1.7.2. Тематический план учебной дисциплины для студентов заочной формы обучения
- 8. Содержание дисциплины
- 8.1. Содержание лекционного курса
- Лекция №5. Мировые информационные ресурсы (2 часа)
- Характеристика Интернет. Принципы работы поисковых систем. Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях.
- Модуль 4. Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами через специализированные сетевые структуры
- 8.2. Содержание практикума
- 8.2.1. Тематика семинарских занятий (18 часов)
- 8.2.2. Тематика лабораторных работ (18 часов)
- 8.3. Лекционный курс
- Тема 2. Рынок информации: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия
- 1. Первичная и тиражированная информация
- 2. Носители и проводники информации
- 3. Механизм функционирования рынка первичной информации
- 1. Государственные информационные ресурсы
- 2. Представление информации в государственные информационные ресурсы
- 3. Категории доступа к информации
- 4. Ограничения на содержимое средств массовой информации
- 5. Авторское право
- Тема 4. Управление информационными ресурсами на предприятии, фирме
- 2. Информационные потребности при планировании деятельности предприятия
- 3. Бизнес-план и выявление требований к информационному обеспечению
- 4. Внешнеэкономическая деятельность и выявление требований к информационному обеспечению
- Выводы по модулю 1
- Тема 5. Мировые информационные ресурсы
- 1. Классификация мировых информационных ресурсов
- 2. Структура информационного рынка
- 3 Основные источники информационных ресурсов
- Источники юридической информации
- Информация для специалистов
- Массовая, потребительская информация
- 1. Этапы развития мирового рынка информации
- 2. Профессиональные базы данных Информационная корпорация 'Dun and Bradstreet (d and в) Corp. ("Дан энд Брэдстрит")
- Информационная корпорация Dialog ("Диалог")
- Информационное агентство Data-Star
- Информационная корпорация QuestelOrbit
- База данных QuestelOrbit
- Информационное агентство LexisNexis
- 3. Деловые ресурсы Интернета
- 4. Виды информации в Интернете и профессиональных базах
- Тема 7. Состояние российского рынка информации. Справочная правовая информация
- 1. Государственные системы справочной правовой информации
- 2. Коммерческие системы справочной правовой информации
- Тема 8. Состояние российского рынка информации. Биржевая и финансовая информация
- 1. Основные зарубежные производители информационных продуктов и услуг на биржевом и финансовом рынках
- Агентство Рейтер
- Агентство Телерейт
- Агентство Тенфор
- Агентство "Блумберг"
- 2. Российские информационные агентства и службы в сфере биржевой и финансовой информации Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг
- Акционерное общество ак&м
- Информационное агентство "Финмаркет"
- Компания Парк.Ру
- Агентство экономической информации "прайм-тасс"
- Общество с ограниченной ответственностью мфд "ИнфоЦентр"
- Агентство "Интериндекс»"
- Агентство Интерфакс
- Отраслевая информация
- Аналитическая информация (профили компаний, обзоры рынков, индексы, рейтинги)
- Тема 9. Состояние российского рынка информации. Коммерческая информация
- 1. Понятие коммерческой информации.
- Агентство деловой информации (ади) Бизнес-Карта
- Агентство "асу-Импульс"
- "ИнформСистема"
- Инфогруппа Компас
- Институт промышленного развития (Информэлектро) Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
- Информационное агентство "Норма"
- Информационно-консультативный центр"Мосвнешинформ"
- Информационное агентство Вдохновение
- Агентство социум инфополис
- Тема 10. Информационные образовательные ресурсы
- 1. Виды информационных образовательных ресурсов
- 2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании
- 3. Использование цифровых информационных ресурсов в учебном процессе
- Информационная грамотность
- Обучение на базе мировых информационных ресурсов
- Тема 11. Зарубежный и российский рынки знаний
- 1. Зарубежный рынок знаний
- 2. Российский рынок знаний
- 2.1. Библиотечная сеть
- 2. Электронные библиотеки
- Система научно-технической информации
- Система патентной информации
- Тема 12-13. Международные и российские статистические ресурсы
- 1. Система международной статистики
- 2. Национальные системы статистики
- 4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
- Тема 14. Технология доступа к информационным ресурсам и ресурсам знаний
- 1. Какие информационные ресурсы выбрать?
- 2. Как извлечь из информационных ресурсов необходимые сведения?
- Выбор информационных ресурсов
- Поиск информации в профессиональных базах
- Тема 15. Структура представления информации в мировых информационных сетях
- Принципы работы поисковых систем
- Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях
- Тема 16. Технология доступа к деловым ресурсам Интернета
- 1. Поисковые машины
- Глубина индексирования веб-сайтов
- 2. Каталоги в Интернете
- 3. Технология доступа к информации в электронных библиотеках
- 4. Сравнительные характеристики эффективности поиска в различных системах и оценка достоверности
- 1. Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, агрегирующими информационные ресурсы
- Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, производящими информационные ресурсы
- Тема 18. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 1. Комплексная оценка эффективности использования мировых ресурсов
- 2. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 9. Учебно-методическое обеспечение курса
- 5. Мировые информационные ресурсы. Интернет: практикум/кол.Авторов; под общ.Ред. П.В.Акинина.- м.:кнорус, 2008.-356 с.
- 11. Холмогоров в. Поиск в Интернете и сервисы Яндекс.- сПб.:Питер, 2006.-123 с.
- 10. Материально-техническое, информационное и программное обеспечение курса
- 11. Вопросы для итогового контроля и самоанализа
- 12. Глоссарий
- 13. Тест для контроля и самоконтроля по темам курса
- 56. Кто является наиболее крупным поставщиком баз данных и справочников по производителям товаров и услуг в России?
- 58. Какая из российских фирм на регулярной основе обеспечивает потребителей информацией о зарубежных фирмах?
- 61. К какому источнику следует обратиться за метаинформацией о базах данных, представленных на мировом рынке информационных услуг?
- 62. Какие организации не являются источником официальной статистической информации?
- Автор-составитель:Елисеева е.В. «Мировые информационные ресурсы» Учебно-методический комплекс