Система патентной информации
В соответствии с "Положением о Государственной системе научно-технической информации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. № 950, Российское агентство по патентам и товарным знакам, ныне Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), относится к федеральным органам научно-технической информации.
Роспатент является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности, в области правовой охраны программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем.
Подведомственными организациями Роспатента являются:
Федеральное государственное учреждение Федеральный институт промышленной собственности (ФГУ ФИПС);
Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС);
Палата по патентным спорам.
Федеральный институт промышленной собственности выполняет свои задачи по охране изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, а также регистрации программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем в соответствии со следующими законами:
Патентным законом Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3517-1 (с послед, изм. и доп.).
Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.92 г. № 3520-1 (с послед, изм. и доп.).
Законом РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23.09.92 г. № 3523-1;
Законом РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем" от 23.09.92 г. № 3526-1.
Федеральный институт промышленной собственности комплектует государственный патентный фонд, являющийся частью Национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации, обеспечивает его сохранность и организует на его основе обслуживание заинтересованных организаций, должностных лиц и граждан.
Государственный патентный фонд комплектуется отечественной патентной документацией, а также зарубежными патентными документами за счет международного обмена с 58 странами мира и 6 международными организациями.
Количество действующих патентов Российской Федерации по состоянию на 31.12.2005 г. превысило 123 тыс. Зарегистрировано товарных знаков в 2005 г. - 29447, из них на имя российских заявителей - 14389, а на имя иностранных заявителей - 15058.
В табл. 14 представлено число зарубежных патентных документов, полученных Федеральным институтом промышленной собственности в 2004-2005 гг., и количество отечественных патентов, отправленных в зарубежные патентные системы в эти же годы.
Таблица 14
Взаимный обмен патентной документацией
Год | 2003 | 2004 | 2005 |
Получено зарубежных патентных документов - всего, тыс. экз. | 7316 | 6062 | 5848 |
В том числе на CD-ROM | 6686 | 5558 | 5562 |
Отправлено отечественных патентных документов, тыс.экз. | 1575 | 1713 | 1575 |
Фонд патентной экспертизы обслуживает только государственных экспертов в условиях открытого доступа. Официальными изданиями Роспатента являются:
• Промышленные образцы (ежемесячное издание);
• Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных схем (ежеквартальное издание).
В 2005 г. выпущены официальные издания на CD-ROM с поисковой системой:
• Изобретения. Полезные модели (36 дисков);
Изобретения. Полезные модели (с полными описаниями изобретений -36 дисков);
Товарные знаки. Знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров (24 диска).
Патентная информация является одним из главных элементов системы охраны промышленной собственности. На основе этой информации органы государственной патентной экспертизы устанавливают новизну заявляемого объекта и регистрируют его в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца или товарного знака, направляя сведения о них в мировой патентный фонд. Заявитель взамен на раскрытие в патентно-информационном сообщении существа изобретения или другого объекта получает исключительное право на его использование в течение установленного срока.
Анализ потребителей официальной информации Роспатента показывает, что самую значительную долю (60%) составляют организации, занимающиеся научно-техническими разработками и промышленным производством.
Содержащиеся в Роспатенте сведения используются специалистами организаций и предприятий страны для слежения за патентной ситуацией в своей области, принятия решения о целесообразности собственной разработки и оформления заявки на полученный результат либо приобретение лицензии на уже созданное изобретение или, напротив, оспаривание правомерности выдачи на него охранного документа другому лицу и т.п. В дополнение к этому патентные документы после их опубликования поступают в общие телекоммуникационные каналы, где они уже выполняют более широкие функции информационного обеспечения научно-технического и социально-экономического развития в целом. Разработчики получают через патентную информацию извещения о новых технических решениях, оценивают современный уровень и тенденции развития конкретной области техники. Предприниматели отбирают новые идеи для коммерческой реализации либо партнеров, способных поставлять уже готовую, основанную на изобретениях продукцию, комплектующие изделия и т.д.
С учетом изложенных обстоятельств Роспатент концентрирует свои усилия, прежде всего, на обслуживании широкого круга потребителей патентной информации. С этой целью осуществляются две функции: во-первых, готовятся и распространяются официальные и иные патентно-информационные издания и базы данных - для формирования (в дополнение к государственному фонду и поисковому массиву экспертизы) распределенных по стране патентно-информационных ресурсов; во-вторых, осуществляется непосредственное патентно-информационное обслуживание конечных пользователей - специалистов организаций и предприятий страны. Указанные информационные продукты и услуги Роспатента доступны также и заинтересованным зарубежным пользователям.
Рыночные отношения требуют непрерывного совершенствования применяемых технологий и оборудования. В этих условиях высока роль патентной информации в развитии фирмы, организации. Перед фирмой стоят две противоречивые задачи. С одной стороны, хотелось бы применить все новое в технологиях и оборудовании, что есть в мире. С другой стороны, нужно ограничить использование запатентованных технологий, учитывая их стоимость, чтобы получить необходимый доход от перехода на новые технологии. Мировые информационные ресурсы предоставляют достаточно полную информацию об интеллектуальной собственности. Так, в системе QuestelOrbit содержится 36 баз по патентам, 50 - по науке и технологиям и 14 баз по торговым маркам. Для того чтобы зарубежному производителю выйти на российский рынок, необходимо заранее (за 1 — 1,5 года) подать заявку на регистрацию патента и торговой марки в Роспатенте. Аналогичная процедура проводится и в отношении других стран. По этой информации аналитик может определить возможный срок выхода конкурента на российский рынок и учесть эту информацию в стратегии своего предприятия.
Выводы
Исследования зарубежного опыта в области рынка знаний дают основание полагать, что библиотеки в развитых странах эффективно функционируют, пользуются всесторонней поддержкой государства, своевременно пополняясь за его счет. В большинстве случаев плата за пользование библиотечными фондами не взимается. В дополнение к традиционным библиотекам для удобства пользователя в крупнейших агентствах—поставщиках информации создаются базы по периодическим изданиям с доступом к ним в режиме он-лайн. Так, например, в базах Диалога содержится около 10 тыс. периодических изданий с возможностями поиска по самым современным информационным технологиям. Но подобные услуги предоставляются только на платной основе.
В России библиотечная сеть и система НТИ являются основными источниками знаний. Библиотечная система России включает более 150 тыс. библиотек, лишь треть из которых являются общедоступными. Остальные считаются открытыми лишь для определенных групп пользователей либо переведены на платную основу. Система же НТИ полностью платная, и это с учетом того, что система является государственной и содержится за счет бюджета.
Ранее актуальная система межбиблиотечного абонемента (МБА) практически полностью прекратила свое существование по причине отсутствия финансовой поддержки государства и постоянного роста цен на закупку и доставку книг.
Основное требование, предъявляемое мировым рынком к ресурсам знаний, — использование самых новейших достижений мирового сообщества. Чтобы обеспечить это требование, российские ресурсы знаний должны постоянно пополняться как за счет отечественных, так и за счет зарубежных источников. Приведенные данные показывают, что за последние годы в Россию зарубежная информация практически не поступает. Из-за организационных недоработок отсутствует доступ к зарубежным диссертациям, пополнение библиотечных фондов сократилось до недопустимых размеров.
Попытка решить проблему обеспечения массового доступа к новейшим ресурсам знаний в России с помощью создания электронных библиотек не может быть реализована в настоящий момент по причине нарушения их владельцами основных положений закона об авторских правах.
Не предпринимается практических шагов по обеспечению доступа российских граждан и организаций к мировым информационным ресурсам и ресурсам знаний (профессиональным базам), работающим на коммерческой основе.
Трудности финансового характера, возникшие в период реформ, нанесли тяжелый урон системе научно-технической информации. Имеются серьезные проблемы и в получении государственной системой статистики достоверной экономической информации в сфере услуг, в первую очередь в торговле, системе малого бизнеса, фермерства и крестьянских хозяйств. Объемы товаров, ввозимых "челноками", практически трудно проконтролировать.
Вопросы для самопроверки по модулю 2
Какие изменения произошли в информационном обеспечении российских предприятий в условиях перехода к рыночной экономике, где информация стала товаром?
Какие основные тенденции в развитии мирового рынка информации могут быть отмечены?
В какой степени мировой информационный рынок соответствует требованиям государственных и коммерческих структур?
Сравните содержание информационных ресурсов профессиональных баз и деловых ресурсов Интернета.
Как влияет рост объема текстовой информации в общем объеме мировых информационных ресурсов на автоматизированную обработку информации
Сравните состояние зарубежных и отечественных информационных ресурсов по параметрам: полнота представления информации, оперативность представления и предлагаемые технологии доступа.
По каким видам информации обслуживание российских потребителей находится на мировом уровне?
Какую действенную помощь по развитию информационного рынка России могло бы оказать государство?
Какие технологии доступа к электронной информации являются основными в России?
Какие особенности российской экономики определяют недостаточную достоверность сведений о финансовом состоянии предприятий?
Что относится к ресурсам знаний?
Как используются ресурсы знаний при управлении экономикой и предприятием?
Состояние российского рынка знаний, проблемы и пути их устранения.
Состояние зарубежного рынка знаний.
- 080801.65 «Прикладная информатика в экономике»
- Пояснительная записка
- 1. Место дисциплины в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования
- 2. Образовательные цели и задачи обучения
- 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 4. Роль дисциплины и ее место в системе подготовки специалиста
- 5. Организационно-методические указания к преподаванию курса
- 6. Контроль качества освоения материала дисциплины
- 7. Тематический план курса
- 1.7.1. Тематический план учебной дисциплины
- 1.7.2. Тематический план учебной дисциплины для студентов заочной формы обучения
- 8. Содержание дисциплины
- 8.1. Содержание лекционного курса
- Лекция №5. Мировые информационные ресурсы (2 часа)
- Характеристика Интернет. Принципы работы поисковых систем. Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях.
- Модуль 4. Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами через специализированные сетевые структуры
- 8.2. Содержание практикума
- 8.2.1. Тематика семинарских занятий (18 часов)
- 8.2.2. Тематика лабораторных работ (18 часов)
- 8.3. Лекционный курс
- Тема 2. Рынок информации: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия
- 1. Первичная и тиражированная информация
- 2. Носители и проводники информации
- 3. Механизм функционирования рынка первичной информации
- 1. Государственные информационные ресурсы
- 2. Представление информации в государственные информационные ресурсы
- 3. Категории доступа к информации
- 4. Ограничения на содержимое средств массовой информации
- 5. Авторское право
- Тема 4. Управление информационными ресурсами на предприятии, фирме
- 2. Информационные потребности при планировании деятельности предприятия
- 3. Бизнес-план и выявление требований к информационному обеспечению
- 4. Внешнеэкономическая деятельность и выявление требований к информационному обеспечению
- Выводы по модулю 1
- Тема 5. Мировые информационные ресурсы
- 1. Классификация мировых информационных ресурсов
- 2. Структура информационного рынка
- 3 Основные источники информационных ресурсов
- Источники юридической информации
- Информация для специалистов
- Массовая, потребительская информация
- 1. Этапы развития мирового рынка информации
- 2. Профессиональные базы данных Информационная корпорация 'Dun and Bradstreet (d and в) Corp. ("Дан энд Брэдстрит")
- Информационная корпорация Dialog ("Диалог")
- Информационное агентство Data-Star
- Информационная корпорация QuestelOrbit
- База данных QuestelOrbit
- Информационное агентство LexisNexis
- 3. Деловые ресурсы Интернета
- 4. Виды информации в Интернете и профессиональных базах
- Тема 7. Состояние российского рынка информации. Справочная правовая информация
- 1. Государственные системы справочной правовой информации
- 2. Коммерческие системы справочной правовой информации
- Тема 8. Состояние российского рынка информации. Биржевая и финансовая информация
- 1. Основные зарубежные производители информационных продуктов и услуг на биржевом и финансовом рынках
- Агентство Рейтер
- Агентство Телерейт
- Агентство Тенфор
- Агентство "Блумберг"
- 2. Российские информационные агентства и службы в сфере биржевой и финансовой информации Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг
- Акционерное общество ак&м
- Информационное агентство "Финмаркет"
- Компания Парк.Ру
- Агентство экономической информации "прайм-тасс"
- Общество с ограниченной ответственностью мфд "ИнфоЦентр"
- Агентство "Интериндекс»"
- Агентство Интерфакс
- Отраслевая информация
- Аналитическая информация (профили компаний, обзоры рынков, индексы, рейтинги)
- Тема 9. Состояние российского рынка информации. Коммерческая информация
- 1. Понятие коммерческой информации.
- Агентство деловой информации (ади) Бизнес-Карта
- Агентство "асу-Импульс"
- "ИнформСистема"
- Инфогруппа Компас
- Институт промышленного развития (Информэлектро) Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
- Информационное агентство "Норма"
- Информационно-консультативный центр"Мосвнешинформ"
- Информационное агентство Вдохновение
- Агентство социум инфополис
- Тема 10. Информационные образовательные ресурсы
- 1. Виды информационных образовательных ресурсов
- 2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании
- 3. Использование цифровых информационных ресурсов в учебном процессе
- Информационная грамотность
- Обучение на базе мировых информационных ресурсов
- Тема 11. Зарубежный и российский рынки знаний
- 1. Зарубежный рынок знаний
- 2. Российский рынок знаний
- 2.1. Библиотечная сеть
- 2. Электронные библиотеки
- Система научно-технической информации
- Система патентной информации
- Тема 12-13. Международные и российские статистические ресурсы
- 1. Система международной статистики
- 2. Национальные системы статистики
- 4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
- Тема 14. Технология доступа к информационным ресурсам и ресурсам знаний
- 1. Какие информационные ресурсы выбрать?
- 2. Как извлечь из информационных ресурсов необходимые сведения?
- Выбор информационных ресурсов
- Поиск информации в профессиональных базах
- Тема 15. Структура представления информации в мировых информационных сетях
- Принципы работы поисковых систем
- Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях
- Тема 16. Технология доступа к деловым ресурсам Интернета
- 1. Поисковые машины
- Глубина индексирования веб-сайтов
- 2. Каталоги в Интернете
- 3. Технология доступа к информации в электронных библиотеках
- 4. Сравнительные характеристики эффективности поиска в различных системах и оценка достоверности
- 1. Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, агрегирующими информационные ресурсы
- Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, производящими информационные ресурсы
- Тема 18. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 1. Комплексная оценка эффективности использования мировых ресурсов
- 2. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 9. Учебно-методическое обеспечение курса
- 5. Мировые информационные ресурсы. Интернет: практикум/кол.Авторов; под общ.Ред. П.В.Акинина.- м.:кнорус, 2008.-356 с.
- 11. Холмогоров в. Поиск в Интернете и сервисы Яндекс.- сПб.:Питер, 2006.-123 с.
- 10. Материально-техническое, информационное и программное обеспечение курса
- 11. Вопросы для итогового контроля и самоанализа
- 12. Глоссарий
- 13. Тест для контроля и самоконтроля по темам курса
- 56. Кто является наиболее крупным поставщиком баз данных и справочников по производителям товаров и услуг в России?
- 58. Какая из российских фирм на регулярной основе обеспечивает потребителей информацией о зарубежных фирмах?
- 61. К какому источнику следует обратиться за метаинформацией о базах данных, представленных на мировом рынке информационных услуг?
- 62. Какие организации не являются источником официальной статистической информации?
- Автор-составитель:Елисеева е.В. «Мировые информационные ресурсы» Учебно-методический комплекс