2. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
Перспективы развития мирового рынка информации и знаний можно рассматривать с позиций прогноза его составляющих. Однако для конкретной страны эти перспективы будут различны в зависимости от состояния экономики, отношения правительства и общества к вопросам информатизации страны, от инвестиций, которые получает эта отрасль для своего развития. В связи с этим при анализе составляющих, влияющих на мировой рынок знаний, будем проводить параллели между отдельными странами.
Объем мирового рынка информации и знаний удваивается каждые три года, таким образом, объем рынка знаний растет по геометрической профессии. Отметим, что из-за отсутствия действенного механизма сопоставления публикаций с целью определения тех из них, которые содержат уже известную информацию, в мировых ресурсах знаний имеется колоссальная избыточность. По мнению многих специалистов в этой области, избыточность десятикратная. Эта избыточность существенно осложняет поиск информации, возлагая на потребителя работу по просмотру повторяющейся информации, полученной из разных источников. В перспективе мировое сообщество обязано решить эту проблему или мы получим крайне низкую эффективность использования мировых информационных ресурсов и ресурсов знаний.
Опыт у человечества в этом направлении имеется — работа патентных служб. Скорее всего это будет человеко-машинная система, опирающаяся на возможности доступа в реальном времени к мировым информационным ресурсам.
Обычные библиотеки скорее всего сохранятся, автоматизация в таких библиотеках коснется совершенствования технологий поиска нужного издания. Изменится контингент пользователей. Пользователи, использующие библиотечную сеть в интересах своей профессиональной деятельности, уйдут в электронные библиотеки на коммерческой основе, функционирующие в рамках профессиональных баз. Поставщики информации, ведущие профессиональные базы, заранее отбирают наиболее надежные источники информации, структурируют эти источники, т.е. распределяют их по отдельным библиотекам (разделам) и файлам, и выделяют в формализованном виде отдельные фрагменты содержания хранящейся в произвольных текстах информации, что существенно облегчает поиск информации для профессионала-потребителя.
Потребитель в профессиональных базах ищет не во всем поле знаний нужную ему информацию, а в локализованной заранее в его интересах зоне. Следует ожидать, что поисковые возможности профессиональных баз должны развиваться по направлению более глубокого формализованного описания основного содержания документа при сохранении произвольного текста, содержащего дополнения к этому содержанию.
В ресурсах знаний, содержащихся в профессиональных базах, появятся и другие формы представления знаний, например мультимедиа, но основой ресурсов знаний в профессиональных базах по-прежнему останется текстовая информация и формализованная часть, отражающая основное содержание документа.
Сложнее всего говорить о перспективах применительно к развитию деловых ресурсов Интернета, который создавался как телесеть для соединения компьютеров, находящихся в разных точках Земли. Затем появилась идея создавать сайты в интересах рекламы и электронного бизнеса. В последующем были созданы поисковые машины и каталоги, и в совокупности с сайтами это образование стали называть деловыми ресурсами Интернета и отождествлять с глобальной информационной системой. Однако эту систему никто не проектировал, следовательно, не предъявлено к ней никаких требований с позиции пользователя. Какие- либо требования к Интернету, как к информационной системе, отвергались изначально в связи с его демократичностью.
Одним из важнейших направлений использования Интернета является реклама на сайте выпускаемой продукции и услуг. Для эффективной рекламы необходимо, чтобы адрес сайта, где содержится рекламная информация, легко было найти. Для этого Интернет как информационная система должен иметь высокие показатели по основным критериям поиска: полноте и точности.
Полнота и точность поиска обеспечиваются в информационных системах двумя путями: либо создается структура, где специалисты описывают основное содержание исходной информации и запросов на каком-либо промежуточном языке, либо источники и пользователи по единым требованиям и языковым средствам описывают исходную информацию и запросы. Ни того ни другого в Интернете нет. Следовательно, по своему уровню он отстает от достижений информатики как науки на полстолетия.
Ничего страшного не происходит, если поиск в Интернете осуществляет любитель, таким образом удовлетворяющий свое любопытство. Тот, кто рекламирует свою продукцию через Интернет, должен понимать, что потребитель с помощью поисковых систем его сайт, как правило, не найдет. Представляется, что тот, кто создает свой сайт и заинтересован в высокой эффективности рекламы, сознательно пойдет на некоторую стандартизацию информации о себе и своих продуктах или услугах. Это же требование касается и потребителя.
Таким образом, перспективами развития деловых ресурсов Интернета является превращение этой его части в современную информационную систему.
Изменения должны произойти и в технологии создания и обновления сайта. В настоящее время нет сведений, по которым можно определить достоверность сведений, представленных в Интернет, неизвестно время последнего обновления информации. Не решена проблема возможности ссылок на источник информации, если источник — сайт деловых ресурсов Интернета: в статье дается адрес сайта, а на сайте этой информации давно нет.
Требует совершенствования и работа поисковых машин Интернета. Для потребителя необходимо знать, какую часть Интернета просматривает каждая поисковая машина, по какой технологии (схеме) она ранжирует найденную информацию и многое другое. Если признать правильным, что предоставляемые услуги должны ориентироваться на потребности пользователей этих услуг, то непонятно, почему поисковые языки различных поисковых машин различны по семантике.
Будем надеяться, что мировое сообщество преобразует деловые ресурсы Интернета из "демократического хаоса" в эффективную информационную систему, построенную на базе новейших достижений информатики.
Окинавская хартия глобального информационного общества провозглашает, что ключевой составляющей нашей стратегии должно стать непрерывное движение в направлении всеобщего доступа для всех. Реально ли достижение прав и возможностей всеобщего доступа для всех в обозримом будущем? — Конечно, нет. Возможности доступа к мировым информационным ресурсам в каждой стране определяются ее экономическим положением в мировом сообществе.
Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на возможность доступа к мировым информационным ресурсам и ресурсам знаний:
• количество персональных компьютеров в стране на 1000 чел. населения страны;
• количество подключений к Интернету на 1000 чел.;
• платежеспособность пользователей по оплате доступа к мировым информационным ресурсам и ресурсам знаний.
Число персональных компьютеров в США в сто раз больше, чем в Албании. Допустим, что в США наступило насыщение по числу персональных компьютеров в стране и Албания через двадцать лет выйдет на уровень 600 компьютеров на 1000 населения. Но за эти двадцать лет США обновит свой парк в 200 млн. компьютеров на самые современные модели и сегодняшнее отставание еще увеличится. Такое же положение и в части доступа к Интернету.
Платежеспособность пользователей напрямую зависит от экономического состояния той или иной страны и от понимания руководством страны необходимости поддержки информатизации.
Самые коренные изменения в информатизации мирового сообщества лежат в технической сфере. Подключение к Интернету через мобильный телефон, увеличение в десятки раз возможностей мобильных телефонов внесут коренные изменения в технологии доступа пользователей к мировым информационным ресурсам. Мировым лидером по использованию Интернета через мобильный телефон является Япония, в которой уже в 2000 г. 20 млн.граждан имели доступ к Интернету через мобильный телефон. Во всем мире имеется много проектов других устройств доступа к телесетям.
Вопросы для самопроверки по модулю 4.
1. В чем заключается понятие технологии доступа к информации?
2. Каковы критерии оценки качества поиска информации в информационных системах?
3. Оцените эффективность поиска информации в деловых ресурсах Интернета.
4. Чем отличается поиск информации в профессиональных базах от поиска в Интернете?
5.Каковы основные подходы к оценке достоверности информации, найденной в информационных системах?
- 080801.65 «Прикладная информатика в экономике»
- Пояснительная записка
- 1. Место дисциплины в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования
- 2. Образовательные цели и задачи обучения
- 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 4. Роль дисциплины и ее место в системе подготовки специалиста
- 5. Организационно-методические указания к преподаванию курса
- 6. Контроль качества освоения материала дисциплины
- 7. Тематический план курса
- 1.7.1. Тематический план учебной дисциплины
- 1.7.2. Тематический план учебной дисциплины для студентов заочной формы обучения
- 8. Содержание дисциплины
- 8.1. Содержание лекционного курса
- Лекция №5. Мировые информационные ресурсы (2 часа)
- Характеристика Интернет. Принципы работы поисковых систем. Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях.
- Модуль 4. Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами через специализированные сетевые структуры
- 8.2. Содержание практикума
- 8.2.1. Тематика семинарских занятий (18 часов)
- 8.2.2. Тематика лабораторных работ (18 часов)
- 8.3. Лекционный курс
- Тема 2. Рынок информации: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия
- 1. Первичная и тиражированная информация
- 2. Носители и проводники информации
- 3. Механизм функционирования рынка первичной информации
- 1. Государственные информационные ресурсы
- 2. Представление информации в государственные информационные ресурсы
- 3. Категории доступа к информации
- 4. Ограничения на содержимое средств массовой информации
- 5. Авторское право
- Тема 4. Управление информационными ресурсами на предприятии, фирме
- 2. Информационные потребности при планировании деятельности предприятия
- 3. Бизнес-план и выявление требований к информационному обеспечению
- 4. Внешнеэкономическая деятельность и выявление требований к информационному обеспечению
- Выводы по модулю 1
- Тема 5. Мировые информационные ресурсы
- 1. Классификация мировых информационных ресурсов
- 2. Структура информационного рынка
- 3 Основные источники информационных ресурсов
- Источники юридической информации
- Информация для специалистов
- Массовая, потребительская информация
- 1. Этапы развития мирового рынка информации
- 2. Профессиональные базы данных Информационная корпорация 'Dun and Bradstreet (d and в) Corp. ("Дан энд Брэдстрит")
- Информационная корпорация Dialog ("Диалог")
- Информационное агентство Data-Star
- Информационная корпорация QuestelOrbit
- База данных QuestelOrbit
- Информационное агентство LexisNexis
- 3. Деловые ресурсы Интернета
- 4. Виды информации в Интернете и профессиональных базах
- Тема 7. Состояние российского рынка информации. Справочная правовая информация
- 1. Государственные системы справочной правовой информации
- 2. Коммерческие системы справочной правовой информации
- Тема 8. Состояние российского рынка информации. Биржевая и финансовая информация
- 1. Основные зарубежные производители информационных продуктов и услуг на биржевом и финансовом рынках
- Агентство Рейтер
- Агентство Телерейт
- Агентство Тенфор
- Агентство "Блумберг"
- 2. Российские информационные агентства и службы в сфере биржевой и финансовой информации Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг
- Акционерное общество ак&м
- Информационное агентство "Финмаркет"
- Компания Парк.Ру
- Агентство экономической информации "прайм-тасс"
- Общество с ограниченной ответственностью мфд "ИнфоЦентр"
- Агентство "Интериндекс»"
- Агентство Интерфакс
- Отраслевая информация
- Аналитическая информация (профили компаний, обзоры рынков, индексы, рейтинги)
- Тема 9. Состояние российского рынка информации. Коммерческая информация
- 1. Понятие коммерческой информации.
- Агентство деловой информации (ади) Бизнес-Карта
- Агентство "асу-Импульс"
- "ИнформСистема"
- Инфогруппа Компас
- Институт промышленного развития (Информэлектро) Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
- Информационное агентство "Норма"
- Информационно-консультативный центр"Мосвнешинформ"
- Информационное агентство Вдохновение
- Агентство социум инфополис
- Тема 10. Информационные образовательные ресурсы
- 1. Виды информационных образовательных ресурсов
- 2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании
- 3. Использование цифровых информационных ресурсов в учебном процессе
- Информационная грамотность
- Обучение на базе мировых информационных ресурсов
- Тема 11. Зарубежный и российский рынки знаний
- 1. Зарубежный рынок знаний
- 2. Российский рынок знаний
- 2.1. Библиотечная сеть
- 2. Электронные библиотеки
- Система научно-технической информации
- Система патентной информации
- Тема 12-13. Международные и российские статистические ресурсы
- 1. Система международной статистики
- 2. Национальные системы статистики
- 4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
- Тема 14. Технология доступа к информационным ресурсам и ресурсам знаний
- 1. Какие информационные ресурсы выбрать?
- 2. Как извлечь из информационных ресурсов необходимые сведения?
- Выбор информационных ресурсов
- Поиск информации в профессиональных базах
- Тема 15. Структура представления информации в мировых информационных сетях
- Принципы работы поисковых систем
- Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях
- Тема 16. Технология доступа к деловым ресурсам Интернета
- 1. Поисковые машины
- Глубина индексирования веб-сайтов
- 2. Каталоги в Интернете
- 3. Технология доступа к информации в электронных библиотеках
- 4. Сравнительные характеристики эффективности поиска в различных системах и оценка достоверности
- 1. Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, агрегирующими информационные ресурсы
- Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, производящими информационные ресурсы
- Тема 18. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 1. Комплексная оценка эффективности использования мировых ресурсов
- 2. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 9. Учебно-методическое обеспечение курса
- 5. Мировые информационные ресурсы. Интернет: практикум/кол.Авторов; под общ.Ред. П.В.Акинина.- м.:кнорус, 2008.-356 с.
- 11. Холмогоров в. Поиск в Интернете и сервисы Яндекс.- сПб.:Питер, 2006.-123 с.
- 10. Материально-техническое, информационное и программное обеспечение курса
- 11. Вопросы для итогового контроля и самоанализа
- 12. Глоссарий
- 13. Тест для контроля и самоконтроля по темам курса
- 56. Кто является наиболее крупным поставщиком баз данных и справочников по производителям товаров и услуг в России?
- 58. Какая из российских фирм на регулярной основе обеспечивает потребителей информацией о зарубежных фирмах?
- 61. К какому источнику следует обратиться за метаинформацией о базах данных, представленных на мировом рынке информационных услуг?
- 62. Какие организации не являются источником официальной статистической информации?
- Автор-составитель:Елисеева е.В. «Мировые информационные ресурсы» Учебно-методический комплекс