1. Зарубежный рынок знаний
Знание как информация, обладающая большой ценностью, является одним из факторов производства наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательской способностью.
В деловую лексику введены новые термины, такие, как управление знаниями (knowledge management), экономика знаний (knowledge economy) и ресурс знаний (knowledge resource).
На развитие общества в целом и экономики в частности большое влияние оказывает научно-техническая революция (НТР). С середины XX в. под влиянием научных и технических открытий возросла роль науки как основного источника инновационного развития экономики. Доля инновационной продукции в производстве стран Западной Европы составляет в среднем 19%, в то время как в России только 3,1 %.
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках ОЭСР была организована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный продукт (результат) инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным услугам.
Инновационная деятельность — деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей — реализацию инноваций.
Инновационный процесс — процесс преобразования научных знаний в инновацию.
Таким образом, с интенсивным развитием производства на основе современных научных достижений потребность предприятий и специалистов в доступе к своевременным и оперативным ресурсам знаний многократно возросла. В итоге фирмы и специалисты формируют спрос на знания как на производственный ресурс. Знания в современном обществе могут выступать объектом купли-продажи, т.е. приобретают свойства товара (стоимость, ценность для потребителя и др.).
Источники знаний для фирмы делятся на внутренние и внешние. Внутренний источник знаний фирмы не является достаточным для ее эффективного функционирования, развития инновационного производства. Поэтому основную часть знаний фирма получает из внешних источников, т.е. приобретает на рынке ресурсов знаний. Доступ к сведениям о новейших разработках, инновациях, опыте других фирм может сыграть решающее значение для успеха этой фирмы. Например, университеты США в среднем на получение доступа к научной литературе ежегодно тратят по 5 млн. долл. Эта же сумма расходов справедлива и для крупных американских фирм.
Ресурсами знаний являются различные информационные системы. Основным ресурсом знаний на протяжении многих веков служили библиотеки. Именно библиотеки содержат весь объем знаний, созданный за всю историю человечества. В наше время библиотеки играют важную роль по обеспечению широким слоям населения доступа к информационным ресурсам, в том числе электронным.
Сведения о новых разработках и открытиях публикуются в первую очередь в периодической печати, в том числе в регулярных сборниках научных трудов и т.п. Новые знания, как правило, содержатся в научных, аналитических, отраслевых или специализированных журналах.
Большое значение в качестве ресурсов знаний имеют профессиональные конференции, семинары и встречи, основные выводы по этим мероприятиям также издаются в виде сборников тезисов докладов.
Отдельные книги, монографии являются ресурсом знаний.
Мировой рынок знаний оценивался в 2004 г. в 12,5 млрд. долл.США. Расходы в разных странах на закупку научной литературы составляют в разрезе по странам: в Польше — 25 млн., Швеции — 26 млн., Индии — 54 млн., Великобритании — 116 млн., Китае —120 млн., а в России - 11 млн. долл. США.
Рассмотрим зарубежный рынок знаний.
Почти в каждой стране существует сеть библиотек. Наиболее известными в мире являются следующие:
Британская библиотека (Лондон), является национальной библиотекой Великобритании, основана на базе ряда крупных библиотек (Библиотеки Британского музея, Центральной национальной библиотеки и Национальной библиотеки науки и техники). Фонды библиотеки насчитывают более 18 млн. ед. хранения. В них входят книги, манускрипты, ноты, карты, фотографии, газеты, журналы и др.;
Библиотека Конгресса США (Вашингтон) — национальная библиотека США, основана в 1800 г., имеет около 90 млн. ед. хранения;
Национальная библиотека (Париж), основана в 1480 г.;
Российская государственная библиотека (Москва). Имеет более 38 млн. ед. хранения на 247 языках мира.
В качестве примера рассмотрим библиотечную сеть США (Источник: Ассоциация библиотек Америки (http://www.ala.org/).
Большинство библиотек США подключены к Интернету. В общественных библиотеках установлено 14 млн. компьютеров, и каждый желающий может бесплатно воспользоваться доступом к сети. Этим доступом, как правило, пользуются граждане с низким уровнем доходов, не имеющие возможности работать из дома.
В США в 2004 г. доля школ, подключенных к Интернету, приблизилась к 100%, 88% школ имели свои, постоянно обновляемые сайты.
Библиотечная сеть США включает 117664 библиотеки на 2005 г. Распределение библиотек происходит следующим образом:
• публичные библиотеки — 9211;
академические библиотеки — 3527 (из них только за последние 4 года было открыто 1379 новых библиотек);
школьные библиотеки — 93861, в том числе 17054 принадлежат частным школам;
специальные библиотеки — 9526;
библиотеки Вооруженных сил - 314;
государственные библиотеки — 1225.
Для успешного развития фирмы необходим доступ к сведениям о новых открытиях и достижениях в отрасли, в которой она работает. Эти сведения, как правило, содержатся в периодических и сериальных изданиях соответствующего профиля, выпускаемых в России и за рубежом.
В мире издается около 200 тыс. сериальных изданий. Для того чтобы пользователям было легче разобраться в многообразии изданий, специализированные организации проводят исследования рынка информации, составляют рейтинги наиболее авторитетных изданий по отраслям.
Например, фирма Bowker с 1932 г. издает справочник по сериальным публикациям под названием "Ulrich's Periodicals Directory", в котором содержатся наименования и аннотации сериальных изданий, публикуемых в разных странах более 80 тыс. издателями. Доступ к этому справочнику возможен также через веб-сайт каталога (www.ulrichsweb.com) по подписке.
В настоящее время сериальные и периодические публикации могут выпускаться не только на бумаге, но и в электронном виде. Все чаще сборники научных трудов конференций выходят на CD и размещаются на веб-сайтах. Несмотря на то, что многие издатели имеют веб-сайты в Интернете, электронную копию в глобальной сети представляют только 22 тыс. периодических изданий.
Большое значение для доступа к ресурсам знаний имеют профессиональные базы, которые предоставляют доступ к множеству изданий по запросу пользователей. Базы регулярно обновляются, оснащены удобными поисковыми инструментами. Профессиональные базы могут быть как универсальными, так и тематическими.
Необходимо учитывать, что многие из агентств-поставщиков информации работают по принципу информационного универсама, и по этой причине наименования периодических изданий у разных поставщиков будут повторяться.
В схеме распространения ресурсов знаний, содержащихся в периодических изданиях, распространяемых на коммерческой основе, с авторами заключаются договоры о продаже информации, являющейся их интеллектуальной собственностью, через электронные сети.
- 080801.65 «Прикладная информатика в экономике»
- Пояснительная записка
- 1. Место дисциплины в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования
- 2. Образовательные цели и задачи обучения
- 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 4. Роль дисциплины и ее место в системе подготовки специалиста
- 5. Организационно-методические указания к преподаванию курса
- 6. Контроль качества освоения материала дисциплины
- 7. Тематический план курса
- 1.7.1. Тематический план учебной дисциплины
- 1.7.2. Тематический план учебной дисциплины для студентов заочной формы обучения
- 8. Содержание дисциплины
- 8.1. Содержание лекционного курса
- Лекция №5. Мировые информационные ресурсы (2 часа)
- Характеристика Интернет. Принципы работы поисковых систем. Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях.
- Модуль 4. Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами через специализированные сетевые структуры
- 8.2. Содержание практикума
- 8.2.1. Тематика семинарских занятий (18 часов)
- 8.2.2. Тематика лабораторных работ (18 часов)
- 8.3. Лекционный курс
- Тема 2. Рынок информации: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия
- 1. Первичная и тиражированная информация
- 2. Носители и проводники информации
- 3. Механизм функционирования рынка первичной информации
- 1. Государственные информационные ресурсы
- 2. Представление информации в государственные информационные ресурсы
- 3. Категории доступа к информации
- 4. Ограничения на содержимое средств массовой информации
- 5. Авторское право
- Тема 4. Управление информационными ресурсами на предприятии, фирме
- 2. Информационные потребности при планировании деятельности предприятия
- 3. Бизнес-план и выявление требований к информационному обеспечению
- 4. Внешнеэкономическая деятельность и выявление требований к информационному обеспечению
- Выводы по модулю 1
- Тема 5. Мировые информационные ресурсы
- 1. Классификация мировых информационных ресурсов
- 2. Структура информационного рынка
- 3 Основные источники информационных ресурсов
- Источники юридической информации
- Информация для специалистов
- Массовая, потребительская информация
- 1. Этапы развития мирового рынка информации
- 2. Профессиональные базы данных Информационная корпорация 'Dun and Bradstreet (d and в) Corp. ("Дан энд Брэдстрит")
- Информационная корпорация Dialog ("Диалог")
- Информационное агентство Data-Star
- Информационная корпорация QuestelOrbit
- База данных QuestelOrbit
- Информационное агентство LexisNexis
- 3. Деловые ресурсы Интернета
- 4. Виды информации в Интернете и профессиональных базах
- Тема 7. Состояние российского рынка информации. Справочная правовая информация
- 1. Государственные системы справочной правовой информации
- 2. Коммерческие системы справочной правовой информации
- Тема 8. Состояние российского рынка информации. Биржевая и финансовая информация
- 1. Основные зарубежные производители информационных продуктов и услуг на биржевом и финансовом рынках
- Агентство Рейтер
- Агентство Телерейт
- Агентство Тенфор
- Агентство "Блумберг"
- 2. Российские информационные агентства и службы в сфере биржевой и финансовой информации Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг
- Акционерное общество ак&м
- Информационное агентство "Финмаркет"
- Компания Парк.Ру
- Агентство экономической информации "прайм-тасс"
- Общество с ограниченной ответственностью мфд "ИнфоЦентр"
- Агентство "Интериндекс»"
- Агентство Интерфакс
- Отраслевая информация
- Аналитическая информация (профили компаний, обзоры рынков, индексы, рейтинги)
- Тема 9. Состояние российского рынка информации. Коммерческая информация
- 1. Понятие коммерческой информации.
- Агентство деловой информации (ади) Бизнес-Карта
- Агентство "асу-Импульс"
- "ИнформСистема"
- Инфогруппа Компас
- Институт промышленного развития (Информэлектро) Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
- Информационное агентство "Норма"
- Информационно-консультативный центр"Мосвнешинформ"
- Информационное агентство Вдохновение
- Агентство социум инфополис
- Тема 10. Информационные образовательные ресурсы
- 1. Виды информационных образовательных ресурсов
- 2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании
- 3. Использование цифровых информационных ресурсов в учебном процессе
- Информационная грамотность
- Обучение на базе мировых информационных ресурсов
- Тема 11. Зарубежный и российский рынки знаний
- 1. Зарубежный рынок знаний
- 2. Российский рынок знаний
- 2.1. Библиотечная сеть
- 2. Электронные библиотеки
- Система научно-технической информации
- Система патентной информации
- Тема 12-13. Международные и российские статистические ресурсы
- 1. Система международной статистики
- 2. Национальные системы статистики
- 4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
- Тема 14. Технология доступа к информационным ресурсам и ресурсам знаний
- 1. Какие информационные ресурсы выбрать?
- 2. Как извлечь из информационных ресурсов необходимые сведения?
- Выбор информационных ресурсов
- Поиск информации в профессиональных базах
- Тема 15. Структура представления информации в мировых информационных сетях
- Принципы работы поисковых систем
- Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях
- Тема 16. Технология доступа к деловым ресурсам Интернета
- 1. Поисковые машины
- Глубина индексирования веб-сайтов
- 2. Каталоги в Интернете
- 3. Технология доступа к информации в электронных библиотеках
- 4. Сравнительные характеристики эффективности поиска в различных системах и оценка достоверности
- 1. Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, агрегирующими информационные ресурсы
- Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, производящими информационные ресурсы
- Тема 18. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 1. Комплексная оценка эффективности использования мировых ресурсов
- 2. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 9. Учебно-методическое обеспечение курса
- 5. Мировые информационные ресурсы. Интернет: практикум/кол.Авторов; под общ.Ред. П.В.Акинина.- м.:кнорус, 2008.-356 с.
- 11. Холмогоров в. Поиск в Интернете и сервисы Яндекс.- сПб.:Питер, 2006.-123 с.
- 10. Материально-техническое, информационное и программное обеспечение курса
- 11. Вопросы для итогового контроля и самоанализа
- 12. Глоссарий
- 13. Тест для контроля и самоконтроля по темам курса
- 56. Кто является наиболее крупным поставщиком баз данных и справочников по производителям товаров и услуг в России?
- 58. Какая из российских фирм на регулярной основе обеспечивает потребителей информацией о зарубежных фирмах?
- 61. К какому источнику следует обратиться за метаинформацией о базах данных, представленных на мировом рынке информационных услуг?
- 62. Какие организации не являются источником официальной статистической информации?
- Автор-составитель:Елисеева е.В. «Мировые информационные ресурсы» Учебно-методический комплекс